Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы заключается в том, что в современной России борьба с преступностью является одной из наиважнейших задач государства. Особое место в этой борьбе принадлежит органам предварительного следствия. Эффективность деятельности этих органов в значительной степени зависит от их организационного построения.
Вопросы реформирования органов предварительного следствия, в том числе, выведение следствия из различных ведомств, создание в России единого следственного аппарата, его места и роли в системе государственных органов характеризуются в настоящее время повышенным вниманием со стороны государства, находятся в центре научных исследований, активно обсуждаются в среде практических работников правоохранительных органов.
В процессе реализации судебной реформы в 2007 году был создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, где были четко разделены функции прокурорского надзора и следствия.
15 января 2011 года в системе государственных органов Российской Федерации образовано независимое следственное ведомство, подчиненное исключительно президенту Российской федерации – Следственный комитет Российской Федерации, к компетенции которого отнесено расследование тяжких и особо тяжких преступлений, а также иных наиболее опасных преступных деяний.
В настоящее время, как никогда, востребован уникальный потенциал Следственного комитета Российской Федерации, не только не утратившего своей значимости в деле утверждения законности и правопорядка, но и, напротив, представшего эффективным институтом зашиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы правового положения Следственного комитета Российской Федерации в системе органов уголовной юстиции посвящены научные труды ученых, в частности: В.А. Азарова, А.И. Бастрыкина, О.А. Бозояна, А.Ю. Винокурова, А.Н. Гуева, С.Н. Лодыгина, В.А. Медведева, М.И. Петрова, А.П. Рыжакова, Т.К. Рябининой, В.В. Самсонова, А.В. Федорова, Ю.К. Якимовича и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием Следственного комитета Российской Федерации.
Предметом исследования являются теоретические аспекты формирования законодательства страны, регламентирующего организационную структуру Следственного комитета, совокупность объективных процессов, обусловливающих тенденции развития организации и функционирования Следственного комитета, его место и роль в правоохранительной системе Российской Федерации.
Целью исследования является анализ состава и компетенции Следственного комитета.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть правовой статус Следственного комитета РФ; проанализировать структуру Следственного комитета РФ; охарактеризовать компетенции Следственного комитета РФ; проанализировать назначение и функции Следственного комитета РФ; рассмотреть полномочия следователя Следственного комитета.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались теоретические методы, а именно анализ и обобщение литературных источников, сравнительно-правовой метод, а так же метод логических обобщений.
Теоретическую базу исследования составили работы К.А. Абдуллатиповой, И.В. Глазуновой, М.Е. Давидова, О.М. Ефремовой, Д.А. Жукова, А.О. Зарубина, В.А. Макеевой, П.М. Стольникова и др.
Структура работы предопределена поставленными целью и задачами и состоит из введения; двух глав, содержащих пять параграфов; заключения и списка использованных источников.
1. Правовое положение Следственного комитета РФ
1.1 Правовой статус Следственного комитета РФ
Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом в Российской Федерации. Был образован на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ. Правовой статус был изменен в целях эффективной работы, качественного ведения следствия, совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами.
В 2010 году был принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О Следственном комитете Российской Федерации» . Указом Президента РФ от 14.01.2011 № 38 (ред. от 28.01.2022) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» было утверждено Положение о Следственном комитете. Данными нормативно-правовыми актами оформлен выход Следственного комитета из состава органов прокуратуры, предусмотрены основные принципы деятельности на началах независимости следственного органа от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Следственный комитет РФ занимается делами в сфере уголовного судопроизводства, в соответствии с законодательством. Задачами Следственного комитета РФ являются своевременное и правильное исполнение требований закона при производстве предварительного расследования, а также защита прав и интересов граждан, оперативное расследование преступлений. Это позволяет обеспечить полное раскрытие преступлений, наказать виновного путем привлечения к уголовной ответственности, а также избежать необоснованного обвинения личности и защиты ее от ограничения прав и свобод.
Существует мнение, что Следственный комитет, находясь в подчинении Прокуратуры РФ работал намного эффективнее, т.к. осуществлялся контроль над работой следователей, профессиональная квалификация и деловые качества соответствовали профессиональным знаниям прокурорских работников, необходимость которых, ощущалась при ведении расследования, а также при осуществлении других задач, поставленных перед Следственным комитетом. Это повышает уровень знаний работников Следственного комитета . Однако как отмечалось в Концепции судебной реформы 1991 года «соединение в лице прокурора функций расследования преступлений и надзора за ним же противоречит системному подходу, вызывает опасные перекосы в досудебных стадиях уголовного судопроизводства». Различные авторы сходились на том, чтобы создать единый самостоятельный следственный аппарат, так как работа следователей под контролем прокурора негативно сказывалась на качестве прокурорского надзора. И появление Следственного комитета рассматривается как первый шаг по выполнению положений этой Концепции .
По мнению Президента РФ В.В. Путина «решение о создании самостоятельного Следственного комитета было абсолютно правильным и себя оправдало. Следователи работают с отдачей, профессионально, добиваются серьёзных результатов» . Также он отмечал, что, безусловно, следственные органы должны работать, руководствуясь положениями закона, но при этом нельзя отгораживаться от общественного мнения, напротив нужно прислушиваться к нему.
Нельзя не отметить также и других мнений, которые считают, что характер создания Следственного комитета является нецелесообразным. Так, Е.В. Демина утверждает, что «создание СКР было в свое время непродуманным решением, которое завело в тупик реформу предварительного расследования и привело к разладу механизма публичного уголовного преследования в нашей стране» .
Функциональная самостоятельность Следственного комитета РФ благоприятно сказывается на работе по борьбе с коррупцией, которая имеет большое распространение во всех государственных органах, в том числе и правоохранительных.