Фрагмент для ознакомления
2
Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к моменту поступления в школу не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, используемые слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети ограничиваются простым перечислением изображенных предметов или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, место действия, времени; они не могут определить последовательности событий, выявить причинно-следственные отношения.
В современной методике, посвященной вопросам развития речи, еще до конца не разработана система обучения учащихся разным видам устных высказываний, не решен вопрос о последовательности овладения различными конструктивными элементами устного рассказа; не определены уровни развития связной устной речи учащихся не разработаны детально критерии и оценки устного рассказа для каждого года обучения [39]. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способность общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.
Монологическое высказывание представляет собой один из компонентов процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Другими словами, монологическое высказывание в обязательном порядке кому-нибудь адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
На основе выше изложенного был определен следующий объект исследования: монологическая речь
В соответствии с объектом был выделен предмет исследования: особенности обучения пересказу у учащихся 5-6 класса на уроках русского языка.
В соответствии с объектом и предметом исследования была поставлена цель исследования: определить особенности обучения пересказу у учащихся 5-6 класса на уроках русского языка.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) выявить требования к речи;
2) Охарактеризовать речевую деятельность и говорение как ее разновидность;
3) Выявление уровня сформированности навыков пересказа у учащихся 5-6 классов;
4) Представить методические разработки для обучения монологической речи учащихся 5-6 класса на уроках русского языка.
В ходе работы используются следующие методы исследования:
1. Теоретические:
анализ психолого-педагогической, лингвистической и научно-методической литературы по проблеме;
анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме дипломной работы.
2. Эмпирические:
проведение педагогического эксперимента в целях проверки гипотезы исследования (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
3. Методы обработки данных:
- Количественно-аналитические (обработка числовых данных, построение таблиц и диаграмм);
- качественные (дифференциация материала по группам).
Методологическая основа исследования:
Фрагмент для ознакомления
3
1 Алексеев, А.П. Краткий философский словарь: науч. изд./ А.П. Алексеев, Ю.Д. Воробей, Г.Г. Васильев. - Москва: Проспект, 2012.- 496 с.
2 Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. - М., Просвещение, 2000
3 Бим-Бада, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим - Бада.- Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2012.- 527с.
4 Борисова, Е.С. Эстетическое воспитание школьников. / Е.С. Борисова. Москва: Просвещение, 2014. – 144 с.
5 Вейкшан, Н.В. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. / Н.В. Вейкшан. Москва: Педагогика, 2011. – 315 с.
6 Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
7 Выготский, Л.В. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Педагогика-Пресс, 2011. – 232 с.
8 Гавриловец, К.В, Нравственно-эстетическое воспитание школьников. / К.В. Гавриловец, Каземирская И.И. Минск: Педагогика, 2011. – 275 с.
9 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – М.: КомКнига, 2007. — 144 с.
10 Галян, С.В. Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации / С.В. Галян. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64 с.
11 Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка / И. Ю. Гац. – М.: Дрофа, 2003. - 429с.
12 Голев Н.Д. Системно-комплексный лингвистический анализ текста (авторская программа) [Электронный ресурс] / Н. Д. Голев. – Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/articles
13 Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
14 Гачев, И.Л. Творчество. Жизнь. Искусство. / И. Л. Гачев. Москва: Педагогика, 2012. – 176 с.
15 Герасимова, С.А. Система эстетического воспитания школьников. / С.А. Герасимова. Москва: Педагогика, 2012.- 264 с.
16 Добротина, И.Н. Дидактический материал учебника и развитие универсальных учебных действий школьников / И.Н. Добротина // Русский язык в школе. – 2013. - № 4. – С. 3-7.
17 Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
18 Закон Российской Федерации «Об образовании» текст с изменениями и дополнениями на 2011 год:- Москва: Эксмо, 2011.-34с.
19 Киященко, Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики. / Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. Москва: Искусство, 2014 – 224 с.
20 Киященко, Н.И. Парадоксы теории и практики эстетического воспитания в современной России. / Н.И. Киященко. Москва: Педагогика, 2012. – 220 с.
21 Коломина, Н.В. Воспитание основ эстетической культуры в школе: Сценарии уроков. / Н.В. Коломина. Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 320 с.
22 Мамаева, С.В. Работа над текстом и с текстом на уроках русского языка в школе. // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2012. – т.3. - № 3, 161 с.
23 Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск: изд-во Уральского гос. ун-та, 1990. 134 с.
24 Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе, 1993, №3. – С.31-38.
25 Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова // РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
26 Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы / Т. М. Пахнова – М.: Айрис-пресс, 2006.
27 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- 4-е изд.- Москва: Школьная пресса, 2011.- 512 с.
28 Пискунов, А.И. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. / А.И. Пискунов. Москва: Педагогика, 2015 – 584 с.
29 Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К. Селевко. Москва: НИИ школьных технологий, 2014. - 320 с.
30 Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 –е изд. / М.Н. Скаткин. Москва: Педагогика, 2012.- 96 с.
31 Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов. – М., 2006.
32 Тюпа В.И. Литература как род деятельности: теория художественного дискурса // Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. М., 2004. Т. 1.
33 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011