Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Постановка проблемы
Как было уже отмечено в теоретической части исследования проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии личности человека.
У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, вследствие этого спонтанное формирование речевых умений и навыков у них либо невозможно вовсе, либо осуществляется дисгармонично
Успешность общения находится в прямой зависимости от спо-собности ребенка понимать обращенную речь и адекватно пользо¬ваться собственной.
Владея ограниченным набором слов и грамматических конструкций, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в программировании своего высказывания, интегрировании его элемен¬тов в структурное целое, а также в отборе языкового материала, соответствующе¬го той или иной цели высказывания. Это ведет к нарушению речевого общения, и как следствие к нарушению коммуникативного поведения.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности.
Развитие вербальной коммуникации оказывает решающее влияние на регуляцию поведения детей, их общую и речевую активность. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме общего не¬доразвития речи у детей, накопленные к настоящему времени данные о состоянии коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточны. Игра как ведущая деятельность обладает наибольшим эффектом в плане активизации эмоционального и речевого общения. Ролевое поведение, благодаря которому ребенку удается перевоплотиться во взрослого, действовать подобно ему и т. д., а также вступать в различные отношения от имени персонажей игры, позволяет ребенку продуцировать высказывания, усваивая практически разнообразные речевые средства. Участвуя в коллективных играх, дети овладевают многообразием форм и средств общения друг с другом. В игре начинает действовать не только имеющийся запас речевых средств: в ней происходит их активное пополнение, обогащение и совершенствование.
Высказывания ребенка в процессе игры имеют два тесно связанных между собой плана (двойственность игрового и речевого поведения ребенка). Эти два вида поведения, два вида отношений, переплетаясь в игре самым неожиданным образом, побуждают детей активно взаимодействовать, налаживать различные контакты друг с другом.
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения .
2.2 Диагностика сформированности сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На основе теоретического исследования по данной проблеме необходимо определить уровень сформированности навыков сюжетной игры у детей дошкольного возраста с ОНР.
В связи с этим, организовано экспериментальное исследование, цель которого – выявить уровень сформированности навыков сюжетной игры у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить контрольную и экспериментальную группы для выявления уровня сформированности навыков сюжетной игры у детей дошкольного возраста.
2. Определить уровень сформированности навыков сюжетной игры у детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по развитию навыков сюжетной игры у детей дошкольного возраста.
База исследования: МДОУ
В эксперименте принимали участие: экспериментальная группа (ЭГ), состоящая из 10 старших дошкольников с ОНР и контрольная группа (КГ), которая также состоит из 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.
Экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий этапы.
На констатирующем этапе организуем и проводим диагностическое исследование, направленное на изучение уровня навыков сюжетной игры у детей дошкольного возраста.
Задачи этапа:
- подобрать методики изучения уровня сформированности навыков сюжетной игры у детей дошкольного возраста;
- организовать и провести констатирующий эксперимент;
- обработать полученные данные на этом этапе исследования.
На формирующем этапе проводим разработку методических рекомендаций по развитию навыков сюжетной игры у детей дошкольного возраста.
Задачи этапа:
- подобрать комплекс занятий;
- систематизировать материал для логического выстраивания процесса формирования навыков сюжетной игры у детей дошкольного возраста.
Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что к параметрам исследования сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста относятся умения:
1) самостоятельно организовать и провести игру, то есть понять замысел игры, поставить перед собой игровые цели и задачи, придумать содержание и сюжет игры;
2) брать на себя игровую роль;
3) играть в игры с правилами с сюжетом.
Методика №1. «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» (Д.Б. Эльконин)
Цель: изучение способностей к самостоятельной организации и проведения сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Путешествие».
Процедура и инструкция. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана темы игры «Путешествие».
Экспериментатор предложил детям: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в путешествие. Кто из вас скажет, что это такое и как оно обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывал минимальную помощь в организации игрового процесса.
Критерии оценки:
2 балла – ребенок самостоятельно выстраивает сюжет игры, распределяет роли в игре, разрешает конфликтные ситуации, соблюдает заранее оговоренные правила на протяжении игры, при этом решая игровую цель и задачи.
1 балл – ребенок в игре выделяет правила, и соблюдает их, но иногда нарушает в эмоциональной ситуации, периодически переходит на прямое обращение, широко использует атрибутивные предметы, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.), однако, на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
0 баллов – у ребенка наблюдается действие с определенным предметом, направленное на другого, игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия, сюжет игры отсутствует.
Методика №2. «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли» (Д.Б. Эльконин)
Цель: изучение умения детей старшего дошкольного возраста взятия на себя игровой роли.
Оборудование: игровой уголок групповой комнаты.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предложил детям поиграть и наблюдал за их игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе.
Критерии оценки: