Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. Одной из центральных задач развития является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Осознание себя как индивидуальности, а также как участника социальных отношений является необходимым условием для того, чтобы ребенок стал ответственным членом общества.
Включение ребенка в постоянную группу его ровесников, которое неизбежно вместе с приходом ребенка в дошкольное учреждение, кардинально меняют социальную ситуацию развития ребенка, и с этого момента становится невозможным рассмотрение становления и развития детской личности вне ее связи с группой сверстников. Поэтому для психолого-педагогической практики важным является вопрос исследования системы взаимоотношений в группе детского сада, важной характеристикой которой является понятие «статус», отражающее иерархическую структуру группы и место человека в системе межличностных отношений.
Необходимость приобретения и сохранения статуса – важнейшая социальная потребность человека. Сохранение его постоянства вне зависимости от меняющихся условий, обеспечение личностной стабильности становится возможным благодаря самооценке, которая активно развивается в дошкольном возрасте. Исследования подтверждают, как велико влияние самооценки дошкольника на построение межличностных взаимоотношений, поведение и характер деятельности, занимаемое им положение в группе сверстников. Поэтому вопрос ее формирования можно считать одним из важнейших и актуальных вопросов в современной психологии.
Самооценка представляет собой сложный по психологической природе феномен, является центральным звеном произвольной саморегуляции, самосознания личности, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Вопросами касающихся природы, механизмов становления и развития самооценки занимались зарубежные ученые У. Джемс, Р. Бернс. Диалектико-материалистические основы развития самосознания раскрыты и обоснованы рядом советских ученых (И.С. Кон 14, В.В. Столин 24, С.Л. Рубинштейн 20, К.К. Чеснокова 28). За последнее десятилетие усилилось внимание к проблеме самосознания и, в частности, самооценки детей дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологический статус детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: различия социально-психологического статуса (самооценка и социометрический статус) у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение особенностей детей с разным социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста (средняя и старшая группа).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы социально-психологического статуса детей дошкольного возраста в группе сверстников.
2. Провести эмпирической исследование по изучению различий показателей самооценки и социометрического статуса детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существует различия по показателям самооценки и социометрического статуса детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, психолого-педагогической, научно-методической литературы; качественный и количественный анализ, статистический метод обработки данных.
1. Теоретические аспекты проблемы социально-психологического статуса детей дошкольного возраста в группе сверстников
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
Самооценка является центральной конструкцией в клинической, личностной, социальной психологии и психологии развития. Ее роль в психологическом функционировании изучалась более века. Конструкция самооценки породила исследовательскую литературу такого масштаба и богатства, что обобщить все данные достаточно сложно.
За короткую историю психологии немногие личностные конструкции получили большее теоретическое и эмпирическое внимание, чем самооценка. В 2004 году Гейне и Леман заявили, что за последние 35 лет было опубликовано более 18 000 исследований, посвященных самооценке. Между тем, интерес психологов к самооценке вырос за последние годы в геометрической прогрессии. Исследования по самооценке имеют долгую плодотворную историю в психологии 3, с. 11.
Значение самооценки часто преувеличивается в той мере, в которой низкая самооценка рассматривается как причина всего зла, а высокая самооценка - как причина всего добра. Каждый должен любить себя выше или, по крайней мере, в равной мере с любым другим человеком. Это объясняет золотое правило, встречающееся в большинстве религий: «любить других так же, как любишь себя» 25, с. 45.
Таким образом, самооценка – это удовлетворенность собой либо хорошее мнение о своем достоинстве или ценности 25, с. 54.
Самооценка широко изучается современной психологической наукой и практикой: разработаны определения данного понятия, подходы к ее теоретическому изучению, имеются определенные сведения о видах и уровнях развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее исследование.
Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Проблема личности является одной из самых востребованных как в отече¬ственной, так и в зарубежной психологии. К изучению различных ее проявлений обращались такие классики психологии как Б.Г. Ананьев [3], Л.И. Божович [6], А.Н. Леонтьев [16], С.Л. Рубинштейн [20] и мн. другие. При этом значительное внимание уделялось рассмотрению самооценки как важнейшему личностному образованию.
Что касается подходов к изучению самооценки в психологии, то их выделяется несколько:
1) личностный подход, рассматривающий самооценку как важнейший компонент самосознания личности;
2) структурно-целостный подход, который рассматривает самооценку как один из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности;
3) деятельностный подход – подход, предполагающий рассмотрение самооценки как фактора, влияющего на качество результатов деятельности личности (в том числе профессиональной);
4) динамический подход используется при рассмотрении самооценки в процессе возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности;
5) психопатологический подход – самооценка рассматривается как показатель психического здоровья человека как личности;
6) функциональный подход предполагает рассмотрение самооценки как одной из основных функций личности.
Самооценка – это ментальная картина, обычно довольно устойчивая к изменениям, которая отображает не только детали, потенциально доступные для объективного исследования другими людьми (рост, вес, цвет волос и т. д.), Но также элементы суждений, которые этот человек узнал о себе либо из личного опыта, либо усвоив различные установки 12, с. 21.
Самооценка может относиться к самому себе или к определенным аспектам самости, таким как отношение людей к своему социальному положению, расовой или этнической принадлежности, физическим характеристикам, спортивным навыкам, работе или учебе. Теоретики выделили много различий в отношении различных типов самооценки, например, условная и безусловная; явная и скрытая; подлинная и ложная; стабильная или нестабильная; глобальная или частная. Что касается размерности самооценки, некоторые авторы воспринимают ее как унитарную глобальную черту, тогда как другие рассматривают ее как многомерную черту с независимыми подкомпонентами (производительность, социальная и физическая самооценка) 8, с. 12.
Самооценка состоит из двух компонентов:
- потребность считать себя эффективным, доверять своей способности мыслить, учиться, выбирать и принимать правильные решения, а также преодолевать трудности и производить изменения в собственной индивидуальности;
- потребность уважать себя, уверенность в своем праве быть счастливым и уверенность в том, что люди достойны уважения, любви и самореализации, возникающих в их жизни.
Совсем недавно исследователи рассматривали чувство собственного достоинства как состоящее из двух отдельных измерений: компетентность и ценность. На основе этих двух компонентов самооценка определялась как «опыт способности справляться с жизненными проблемами и быть достойным счастья». В психологии личности существует хорошо известное различие между чертами и состояниями, впервые введенное Кэттеллом и разработанное Спилбергером и его коллегами. Исходя из этого различия, некоторые авторы различают черту самооценки, то есть стабильную во времени, поскольку она является частью личности, и самооценку государства, которая является более лабильной, подверженной влиянию событий, ситуаций и эмоций.
Также выделяется условное и истинное чувство собственного достоинства. Условная самооценка относится к чувствам о себе, которые являются результатом и зависят от соответствия некоторым стандартам превосходства или соответствия некоторым межличностным или внутрипсихическим ожиданиям. Это своего рода возвышение себя, связанное с эго-вовлечением в некоторые виды результатов и должным образом их достижение. Это часто вовлекает социальное сравнение и имеет тенденцию быть связанным с неким нарциссизмом. Напротив, истинная самооценка более устойчива и основана на прочном и безопасном чувстве себя. Данный вид самооценки является интегрированным аспектом самого себя и отражается в активности и жизненной силе 23.
Формирование самооценки подразумевает длительный процесс. Это связано с формированием самооценки и самосознания. Ее эволюция во времени также включает периоды спада, особенно в переходные периоды от одной стадии к другой, от одного статуса к другому, например, в подростковом возрасте (из-за психосоматических изменений) или в пожилом возрасте, как следствие изменения статуса, выхода на пенсию и изменение в задачах и обязанностях. Так, самооценка обычно снижается в подростковом возрасте, она возрастает в молодости. Аффективная модель развития самооценки предполагает, что: самооценка формируется в раннем возрасте в ответ на реляционные и темпераментные факторы; и после формирования наделяет людей с высокой самооценкой способностью поощрять, защищать и восстанавливать чувство собственного достоинства 5, с. 33.
Многие исследования подчеркивают существенную роль семейной среды в формировании личности, особенно в раннем детстве. Ранние исследования Розенберга и Куперсмита показали, что вовлеченность родителей и готовность предоставить подросткам автономию и свободу положительно коррелируют с высокой самооценкой у подростков 25, с. 97.
Существует много показателей самооценки, то есть состояний и черт характера; явных и неявных; одномерных и многомерных шкал. Поскольку шкала Розенберга является наиболее широко измеряемой в исследованиях, и она является наиболее широко используемой мерой глобальной самооценки, а также других преимуществ, это шкала выбор представить здесь. Люди с низкой самооценкой страдают от чувства бесполезности, неполноценности и эмоциональной нестабильности, что приводит к неудовлетворенности жизнью. Кроме того, респонденты с низкими оценками самооценки склонны относиться к общему негативному отношению ко многим вещам, включая других людей и личные обстоятельства 25, с. 99.
Низкая самооценка связана с депрессией, агрессией, меньшей компетентностью в преодолении трудностей и снижением уровня благополучия в подростковом возрасте. Вебер предположил, что студенты колледжей, которые сообщают об эмоциональном насилии, должны иметь более низкую самооценку, чем те, кто не сообщают об эмоциональном насилии. Эта гипотеза была в целом подтверждена только для лиц мужского пола. Самооценка значительно и отрицательно коррелировала с интернет-зависимостью. Используя национальную выборку из 23 532 норвежцев, Андреассен, Паллезен и Гриффитс выяснили, каким образом использование социальных сетей вызывает привыкание, чтобы отразить эго, то есть нарциссические черты личности, и попытку подавить негативную самооценку 29, с. 103.
Авторы утверждают, что субъективно пережитое чувство собственного достоинства служит «психологическим индикатором», который позволяет людям эффективно отслеживать реакцию других людей на них. Низкая самооценка концептуализируется как эмпирический индикатор социального отторжения.
Человек с низкой самооценкой - это индивид, чья глобальная самооценка нейтральна, чья самооценка неопределенна и запутана, очень восприимчива и зависит от внешних сигналов, и чье социальное восприятие и поведение характеризуется осторожностью и консерватизмом.
Низкую самооценку можно трактовать с точки зрения неопределенности в самопознании, осторожного и самозащитного подхода к жизненным ситуациям, нехватки позитивных ресурсов в себе и хронического внутреннего конфликта. Таким людям не хватает четкого, последовательного единого понимания того, кем они являются, что оставляет их во власти событий и меняющихся ситуаций.
Пониженная самооценка часто сопровождает психические расстройства. Было высказано предположение, что низкая самооценка является этиологическим фактором во многих психиатрических состояниях, а также у людей, склонных к самоубийству. В процессе исследования 957 психиатрических пациентов Сильверстоун и Салсали обнаружили, что у всех них в некоторой степени снижена самооценка. Самая низкая самооценка была обнаружена у пациентов с серьезными депрессивными расстройствами, расстройствами пищевого поведения и токсикоманией. Авторы пришли к выводу, что взаимосвязь между самооценкой и началом психических расстройств 29, с. 114.
Самооценка состоит из четырех элементов:
1. Я-образ, возникающий в результате того, как человек видит себя.
2. Самооценка в результате того, как другие видят человека.
3. Самооценка, возникающая в результате того, как человек воспринимает других, видит их.
4. Я-образ, возникающий в результате того, как человек, взаимодействуя с другим человеком, видит себя.
В результате выделяется три вида самооценки: завышенная, адекватная и заниженная.
Более технический термин для самооценки, который обычно используется социальными и когнитивными психологами, - это я-схема. Как и любая схема, собственные схемы хранят информацию и влияют на то, как индивид думает и запоминает. Например, исследования показывают, что информация, которая относится к самому себе, преимущественно кодируется и вызывается в тестах памяти, явление, известное как «самореференциальное кодирование».
Я-схемы также рассматриваются как черты, которые люди используют для определения себя, они рисуют информацию о себе в единую схему.
Низкая самооценка может быть результатом накопленной критики, которую человек собрал в детстве, что привело к нарушению собственного взгляда на себя самого. В частности, дети уязвимы для принятия негативных суждений от авторитетных фигур, потому что им еще предстоит развить компетентность в оценке такого рода суждений. Кроме того, подростки страдают от проблем с самовосприятием тела. Люди, которые склонны к низкой самооценке, более склонны к развитию социальных расстройств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности /К.А. Абульханова-Славская. – М: Просвещение, 2017. – 320 с.
2. Агапов, В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика /В.С. Агапов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. – 224 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
4. Белокон, М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном ста-новлении субъектов обучения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук /М.А. Белоконь. – Краснодар: КубГУ, 2014. – 18 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р. Бернс. – М: Наука, 2016. – 310 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7. Бутусова, Т. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития средах / Т. Бутусова // Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 21 – 26.
8. Винокуров, А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 // Санкт-Петербург. гос. ун-т /А.И. Винокуров. – СПб., 2016. – 24 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под. ред. А. В// Сайт НПБ им. К. Д. Ушинского. – Научная педагогическая электронная библиотека им. К. Д. Ушинского. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya_petrovskogo_1979/go,2;fs,0/. – Дата обращения: 08.02.2020.
10. Волков, Б. С. Возрастная психология В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Владос, 2011. – 368 с.
11. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников: как обеспечить полноценное развитие детей / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2011. – 176 с.
12. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки /А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 2019. – №1. – С.11-24.
13. Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с.
14. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С. Кон. – М: Наука, 2014. – 343 с.
15. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина и В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. – М: Просвещение, 2013. – 304 с.
17. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: МОДЭК, 2011. – 400 с.
18. Опыт лидерства и работы в группе как составляющие социально-коммуникативного развития дошкольника / И. Агафонова, Н. Князева, М. Михайлова, Е. Куликова // Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. – 2015. – № 5. – С. 121 – 127.
19. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера М.: Педагогика // Электронная библиотека МГППУ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru. – Дата обращения: 08.02.2020.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 718 с.
21. Семечкин, Н. И. Психология социальных групп / Н. И. Семечкин. – М.: Владос-Пресс. – 2011. – 288 с.
22. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: ООО Речь, 2011. – 350 с.
23. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера М.: Педагогика // Электронная библиотека МГППУ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychlib.ru. – Дата обращения: 08.02.2020.
24. Столин В.В. Самосознание личности/В.В. Столин. – М.: Изд–во МГУ, 2010. – 360 с.
25. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика/ Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. 4-е изд. – М.: Юрайт, 2015. – 510 с.
26. Толмачева, С. Г. Средства и способы приобщения детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками / С. Г. Толмачева // Дошкольная педагогика. – Научно-практический журнал. – 2014. – № 7 (102) сентябрь. – С. 37 – 38.
27. Учет психологических особенностей шестилеток в учебно-воспитательной работе [Электронный ресурс] // Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера // Электронная библиотека МГППУ. – Электронная версия печатного издания. – Формат On-line. – Режим доступа: http://psychlib.ru.
28. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания психологии/ И.И. Чеснокова. – М: Академия, 2017. – 425 с.
29. Шандриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения /В.Д. Шандриков. – М.: Наука, 2015. – 656 с.