Фрагмент для ознакомления
2
Исследование сущности рынка необходимо начать, прежде всего, с рассмотрения самого понятия «рынок» и условий его возникновения.
Одновременно заметим, что, несмотря на значительное количество публикаций по этому вопросу, в экономической литературе не сложилось единого понимания категории «рынок». Боле того, рынок связывают, в основном, с процессами обмена.
К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю «рынок (market – институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги».
Автор З. К. Океанова определяет рынок как «взаимосвязь между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг.
В данном определении рынок выступает как место, где встречаются продавец и покупатель. Исторически рынок именно так и возник. Место встречи покупателей и продавцов называлось: базар, ярмарка, биржа и т.п.
Субъекты рынка встречались в этом определенном по времени месту, для обмена результатами своего труда. Обмен этот первоначально носил случайный, эпизодический характер, так как в обмен могли поступать только излишки труда. Развитие общественного разделения труда обусловило появление не только излишков, но и новых продуктов труда, которые поступали в обмен и принимали форму товара. Развивались товарно-денежные отношения, появлялись новые рынки, например, рынок земли, рынок факторов производства, рынок ценных бумаг и т.д.
Следовательно, развитие специализации и разделения труда является условием появления рынка.
Одновременно проходил процесс обособления товаропроизводителей как собственников - формировалась частная собственность на результаты труда.
Поэтому авторы современного экономического словаря в своем определении подчеркивают эти два обстоятельства: рынок как место купли-продажи товаров, заключения торговых сделок и рынок как экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг.
Определение рынка как системы экономических отношений, в современной отечественной литературе является преобладающим.
Например, профессор В.Г. Слагода пишет, что рынок это система хозяйственных отношений по поводу движения товаров и денег между отдельными субъектами рынка. [12, с. 52 ]
Авторы экономического словаря, под редакцией профессора А.Н. Азрилияна, выделяют такую особенность рынка, что он, помимо прочего, является еще и «институтом и механизмом, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуг.
С точки зрения институционализма, рынок включает в себя совокупность учреждений (инстанций), а также совокупность правил, норм и традиций экономического поведения.
Рыночные отношения – экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях рыночной ориентации на выгоду, экономической независимости хозяйствующих субъектов, рыночного ценообразования, конкуренции.
Приведенные выше и в приложении 1, определения характеризуют рынок как сферу обмена, где в форме купли и продажи происходит связь между производителями и потребителями.
Коллектив авторов дополняет такое понимание тем, что рынок представляет собой такую систему экономических отношений, которая складывается не только в сфере обращения, но и в процессе производства и распределения товаров, а также движения денежных средств.
Следует согласиться с определением рынка, данным А.А. Пономаревым «рынок – добровольные товарно-денежные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг между экономически и юридически обособленными производителями и потребителями, осуществляемые в системе экономических, социальных, политических и экологических координат, задаваемых обществом.»
Эволюция подходов к определению понятия «рынок», представлена в приложении 2.
Наличие в экономической литературе различных определений рынка обусловлено его многогранностью. Экономисты изучают рынок с различных сторон, в том числе с точки зрения купли-продажи, участников рынка, его организации в этом случае его называют общественной формой функционирования экономики.
В развитой рыночной экономике субъектами рынка являются производители, потребители, различные общественные организации и государство.
Рынок как механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами: свободой выбора, эффективностью распределения ресурсов, способностью удовлетворять разнообразные потребности.
Вместе с тем, рынок характеризуется и негативными сторонами, так как он не решает ряд важных для экономики проблем. В экономической литературе это, как правило, находит отражение в так называемых провалах рынка (market failure). В частности, рынок не производит общественных благ, не обеспечивает фундаментальных исследований, приводит к неравенству в доходах, склонен к монополизму, характеризуется нестабильностью, кризисами.
Поэтому в современных условиях, негативные факторы рынка, объективно обусловливают необходимость дополнить его стихийно действующий механизм, регулированием со стороны государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Справочная литература
1. Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. – 7-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 1472 с.
2. Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010. - 629 с.
3. Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия. Гл. ред. А.М. Румянцев. – М.: «Советская энциклопедия», т. 3, Н- Социологическая школа, 1979. – 624 с.
Книги, монографии, статьи на русском языке
4. Войтов А.Г. Хозяйство, экономика, рынок (Политэкономия ХХ1века: Монография /А.Г. Войтов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2021. – 376 с.
5. Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 440 с.
6. Общая экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. А.Ю. Воронина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 518 с.
7. Океанова З.К. Экономика: Учебник для бакалавриата по направлению «Юриспруденция». – Москва: Проспект, 2015. – 648 с.
8. Понаморев А.А. Дискуссионные проблемы экономической теории: монография /А.А. Понаморев. – 2-е изд. – Москва Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2020. – 248 с.
9. Рынок ценных бумаг: Учебник /Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 448 с.
10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник /М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. – 608 с
11. Слагода В.Г. Экономика: учебное пособие /В.Г. Слагода. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 240 с.
12. Экономика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям /[Е.А. Капогузов и др.]; под общ. ред. Е.А. Капогузова. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019. – 244 с..
13. Экономическая теория: учебное пособие /коллектив авторов; под ред. В.М. Соколинского. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 464 с.
14. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд. /Под общ. ред. засл. деятеля науки РФ А.И. Добрынина и засл. деятеля науки РФ Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 747 с.
Источники глобальной сети Интернет
15. Основные показатели розничной торговли и общественного питания. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]/ URL: /http://gks.ru/bgd/regl/b21_58/Main.htm (дата обращения 20.04.2022).
16. Торговля России в 2021 г.. Статистический сборник. Федеральнгая служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]/ URL: /http://gks.ru/bgd/regl/b21_58/Main.htm (дата обращения 20.04.2022).