Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Работа социального педагога в школе в настоящее время, несомненно, очень важна, особенно для формирования правильных ценностей у детей, находящихся в группе риска. Ситуации риска препятствуют удовлетворению базовых социальных потребностей ребенка в защищенности, принадлежности и самоуважении. И для своевременного и безопасного преодоления этих рисков ребенку должна быть оказана эффективная профессиональная помощь психологов и социальных педагогов.
Для оказания эффективной помощи подростку социальный педагог должен максимально комплексно изучить факторы, которые могли привести к формированию критической ситуации и разработать индивидуальную программу адаптации и формирования социально приемлемых отношений внутри социума подростковой группы.
В соответствии с профессиональной деятельностью социальному педагогу необходимо провести комплекс мероприятий:
- организация составления социального паспорта класса;
- написание характеристик на детей группы риска;
- выявление детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
- проведение встреч с родителями;
- решение вопросов организации досуга и кружковой деятельности, а также по возможности летней работы и отдыха детей группы риска [12, с.96].
Необходимо учитывать, что отношения людей с возрастом меняются. На одной стороне быстро расширяется круг общения, возрастает число друзей, качество общения, на другой – заметна разница межличностных отношений в самом классе. Подросток дома не может сидеть, он рвется к товарищам, показывая явное желание жить жизнью в коллективе. Эта особенность характерна именно для подростков, и выражается у них независимо от уровня их развития специальной потребности в общении – аффилиативной потребности.
Положение подростка в классе (группе) напрямую влияют на формирование личности, самосознания подростка и его поведение. Детям и подросткам с отклоняющим поведением обычно трудно общаться. Для того, чтобы установить контакт с ними на любую последующую работу, социальный педагог должен приложить достаточное количество усилий, что может оказаться бесполезной. Поэтому перед нами возникает проблема, которую социальный педагог встречает в своей работе.
Проблематика исследования: межличностные отношения подростков со сверстниками в школе.
Цель исследования: изучить работу социального педагога по формированию межличностных отношений подростков группы риска в школе.
Объект исследования: формирование межличностных отношений подростков группы риска.
Предмет исследования: работа социального педагога по формированию межличностных отношений подростков группы риска в школе.
Гипотеза исследования: работа социального педагога по формированию межличностных отношений подростков в школе предполагает выявление подростков группы риска и реализацию системы мероприятий по коррекции и профилактике девиантного поведения подростков группы риска.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «межличностные отношения»
2. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста
3. Рассмотреть особенности межличностных отношений подростков группы риска в школе.
4. Раскрыть особенности работы социального педагога по формирования межличностных отношений подростков группы риска в школе.
5. Организовать экспериментальное исследование на базе МБОУ СШ № 32 по изучению особенностей работы социального педагога по формированию межличностных отношений подростка группы риска в школе.
Методы исследования в работе: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение; эмпирические методы, наблюдение, эксперимент; методы обработки результатов.
База исследования: МБОУ СШ № 32, г. Архангельск.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия «межличностные отношения»
В данном параграфе начнем разговор с того, что впервые в отечественной литературе межличностные отношения были проанализированы в 1975 г. в книге «Социальная психология».
Природа отношения между людьми существенно отличается от общественных отношений. Их основная особенность - эмоциональное начало. Это означает, что у людей возникают отношения, формируются, основаны на определенных ощущениях, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Существуют 2 крупные группы подобных чувств:
1. Конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие человека с другими людьми. Во всяком случае, подобное отношение представляет другую сторону желаемого объекта, который проявляет готовность к сотрудничеству, совместным действиям.
2. Дизъюнктивные чувства, которые разъединяют людей, когда одна из сторон оказывается неприемлемой, иногда фрустрированной личностью, в отношении которой «не появляется желание сотрудничества и других позитивных отношений» [1, с. 96].
Современные ученые утверждают, что понятие «отношения» является междисциплинарной темой, а в различных науках оно имеет различное значение. В отечественных социальной психологии это понятие является системой взаимосвязей социальных общностей или индивидов, возникающих в процессе взаимодействия.
Таким образом, отношения между людьми, по словам Е.В.Андриенко, являются необыкновенной социальной системой, центром ее являются сам человек, потребность и мотивация, преобладание индивидуальных специфик, социальных качеств, целей и типичных шаблонов поведения [1].
Отношение другого человека, людей является основной частью жизни человека, его центром. По мнению советского психоаналитика С.Л.Рубинштейна, всё сердце человека соткано из его человеческих отношений к человеку, с ним связано основное содержание психики, внутреннего состояния человека. Именно в этих отношениях рождаются самые сильные ощущения и основные поступки человека [2, с.126].
«Эмоциональная основа, - пишет Г.М. Андреева, - межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу» [1, с.56].
Предельно широко дается определение в работе Л.П. Буевой, где межличностные отношения определяются «как отношения, сущность которых заключается в «обработке людей людьми».
Одна из сторон общения между людьми - ее содержательная насыщенность, интенсификация, длительность общения. Идея «межличностных отношений» призван внести новые смысловые и дополнительные аспекты описания и объяснения процесса прямой коммуникации людей, которые таким образам претендуют на особое положение в словаре терминов теории межчеловеческих отношений.
А.Г. Смирнов пишет, что межличностное отношение определяет состояние человека в коллективе, группе. В зависимости от их состава зависит их эмоциональное благосостояние, удовлетворенность или недовольство человеком, пребывающим в этой группе. От них «зависит сплочённость группы, коллектива, способность решать поставленные задачи» [26, с. 456].
Само слово «отношение» в русском языке представляет собой отглагольное существительное, значение которого заключается в том, что человек кому-то что-то относит. Но специфика данного действия - это не вещь, а что-то идеальное, которое может существовать только в субъектовом сознании, представлении, оценке, чувстве, мышлении и так далее.
Поэтому говорить об «отношении» означает, что субъективная связь, устанавливаемая между индивидом с каким-либо внешним предметом, субъектом, явлением, проявляется в своих эмоциях, категоризирует этот объект, определенный шаблон действия.
Данный смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В.Н. Мясищеву: «Отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личностей с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира» [18, с.196].
Н.Н. Обозов утверждает, что отношения между людьми являются взаимной готовностью субъектов к тому или иному типу отношений. В зависимости от критериев, таких как глубина взаимоотношений, определение выбора партнера, функции взаимоотношений, этот автор предлагает следующие классификации межличностных отношений: отношения знакомства, приятельства, товарищества, дружеских отношений, любви, супружества, родственные связи, деструктивные отношения.
Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений» [7, с.76].
Долгосрочные характеры личных отношений предполагают рассматривать фактор времени как их основную характеристику. Динамика взаимоотношений, переход от одного этапа к другому, сопровождая драматические изменения ощущений и эмоций, неопределенность, переговоры и так далее, являются принципиальными вопросами теории взаимоотношений.
Межличностное отношение является субъективно-переживаемым, личностно-значимым, эмоционально-когнитивным выражением людей в процессе взаимодействия между собой. Другими словами, отношения между людьми являются совокупностью тех отношений, которые появляются между ними в виде эмоций, ощущений, мыслей.
Межличностные отношения включают: восприятие человека, понимание человека другим человеком, межличностные притяжения, симпатии и взаимодействия, особенно ролевые поведения.
Компоненты взаимоотношений:
1. Когнитивный компонент основывается на результатах изучения индивидуальных и психологических особенностей партнёров в совместной работе, характера отношений между человеками.
Характеристика взаимопониманий:
— адекватность — точность психической интерпретации воспринимаемого индивидуума;
- идентификация - сочетание личности человека с личностью других людей;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 363 с.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: ACADEMIA, 2012. – 264 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
4. Волков, Б.С. Возрастная педагогика [Текст] / Б.С. Волков. - М.: ЭКМОС, 2004. – 138с.
5. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст]/ Л.С.Выготский. М.: Владос, 2013. - 200 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2015. – 512 с.
7. Городнова, А.А. Информационная культура и информационное общество [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010. – 174 с.
8. Дементьева, И. Работа с детьми «группы риска» [Текст]/ И.Дементьева // Воспитание школьников. 2014. №43. - 15 с.
9. Драгунова, Т.В. Некоторые психологические особенности личности подростка [Текст]/ Т.В.Драгунова // Советская педагогика. 2012. №12. -23 с.
10. Катаева-Венгер, А. Трудный возраст: Подростки сегодня[Текст]: Пособие для учителей и родителей/ А.Катаева-Венгер. М.: Школьная пресса, 2012. - 200 с.
11. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст]/ Я.Л.Коломинский. – Минск, Изд-во БГУ. 2016. – 284 с.
12. Козачек, Ю. Н. Роль социального педагога в формировании культуры социальной безопасности учащихся общеобразовательной школы [Текст] / Ю. Н. Козачек, В. Е. Макаров // Социальная и экономическая инноватика: тренды, прогнозы и перспективы: материалы IV научно-практической конференции, Ставрополь, 17 ноября 2016 года / ФГОС ВО «Российский государственный социальный университет» (Ставропольский филиал). – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2016. – С. 95-99.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2011. – 464 с.
14. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] /А.А. Леонтьев. - М., Смысл: Academia, 2005. - 365с.
15. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. - М.: НПО МОДЭК, 2009. - 383с.
16. Макаров, В. Е. Актуальные направления государственной культурной политики по обеспечению информационной безопасности детей в сети интернет [Текст] / В. Е. Макаров // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: Материалы Международной электронной научно-практической конференции, Казань, 18 мая 2018 года / Под научной редакцией П.П.Терехова. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфическая компания "Бриг", 2018. – С. 147-155.
17. Мартынова, М.С. Социальная работа с детьми «группы риска» [Текст]/ М.С.Мартынова. М: Социальный проект, 2013. – 272 с.
18. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды [Текст] / В.Н. Мясищев. – Воронеж: Путь, 2012. – 324 с.
19. Охотникова, Е. В. Социально-педагогическая поддержка подростков группы динамического наблюдения в деятельности социального педагога общеобразовательной школы [Текст] / Е. В. Охотникова // Студенческая наука и XXI век. – 2016. – № 13. – С. 157-159.
20. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 2007. – 541 с.
21. Рыбакова, Л.А. Дети группы риска: особенности развития, психолого- педагогические технологии работы с детьми группы риска [Текст]: Учебное пособие /Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015 – 200 с.
22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]/ Ф.Райс. М.: Педагогика, 2012. – 388 с.
23. Реан, А. Психология подростка: учебник [Текст]/ А.Реан. М.: Олма-Пресс, 2014. – 133 с.
24. Розенберг, Н.М. Информационная культура в содержании общего образования [Текст] / Н.М. Розенберг // Педагогика. – 2005. – №3 – с. 33–38.
25. Руссо, Ж.Ж. Подростковый период развития [Текст] / Ж.Ж. Руссо // Психологический журнал. 2005. – №9. – С. 34–38.
26. Старцева, Т. О. Информационная культура подростков как социально-педагогическая проблема [Текст] / Т. О. Старцева, Е. В. Безносюк // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции, Евпатория, 10–11 декабря 2021 года / Редколлегия: Н.Н. Колосова, А.В. Хитрова. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 456-461.
27. Степанов, П. Подростки: Специфика возраста - специфика воспитания [Текст]/ П.Степанов // Народное образование. 2016. №8. – 219 с.
28. Титова, С.В. «Дети группы риска в школе» [Текст]/ С.В.Титова // Научно-популярный психологический портал. Режим доступа – свободный. URL: https://5psy.ru/obrazovanie/deti-gruppy-riska-v-shkole.html. Дата обращения: 20.03.2022.
29. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2005. –№1. – С. 34–36.
30. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 2011. – С. 313-320.