Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время меняются общественные взгляды на роль образования в жизни человека и позицию психолога в образовательной сфере. Психолого-педагогические подходы в работе образовательных учреждений постоянно актуализируются, в том числе в научно-исследовательской деятельности. Базовые знания принципов и методов психолого-педагогического исследования становятся неотъемлемой частью профессиональной подготовки широкого круга педагогов и психологов. Научные исследования в области педагогики и психологии представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью различных методов выявляются новые, неизвестные ранее стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом основной задачей исследования является выявление внутренних связей и отношений, выявление закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений.
В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методы получили широкое распространение во многих областях психологической практики. Однако их использование не всегда оправдано задачами конкретного исследования, а полученные результаты интерпретируются в категориях, адекватных сложившимся в отечественной психологии представлениям о личности.
Проективные методики исследования личности, пожалуй, одно из самых сложных и противоречивых направлений психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: проектирования проективных тестов, их адаптации, тестирования и применения, подготовки квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью можно не только получить какие-либо знания о личности: часто они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, периодические издания, издаваемые на разных языках [26].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проективные методики являются примером любопытного несоответствия между теоретическими исследованиями и практикой: оцененные как психометрические инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко, но такая оценка, тем не менее, не влияет на их популярность в клинической практике.
Главную особенность проективных методов можно охарактеризовать как относительно неструктурированную задачу, то есть задачу, допускающую практически неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивидуума могла свободно играть, даются лишь краткие общие инструкции. По той же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или двусмысленны. Гипотеза, лежащая в основе таких заданий, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом исследуемого материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные стороны функционирования его психики. Иными словами, предполагается, что тестовый материал должен работать как своеобразный экран, на который респондент «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревоги и конфликты. [27]
В нашей стране проективные тесты не получили широкого распространения до недавнего времени, но в последнее время возрос интерес к этим методам и появилось много авторских разработок. Все вышеперечисленное определило тему нашего исследования: «Использование проективных методик в работе с детьми».
Объектом исследования являются проективные методики.
Предметом исследования является применение проективных методик в работе с детьми.
Цель данной работы - теоретическое и практическое осмысление возможностей использования проективных методик в работе с детьми.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику проективным методикам: понятию, классификации.
2. Выявить возможные области применения проективных методик.
3. Проанализировать возможности и ограничения проективных методик.
4. Проанализировать проективную методику «Несуществующее животное» с точки зрения практики применения в работе с детьми.
5. Дать методические рекомендации по проведению тестирования.
Степень научной разработанности: Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первыми использовать метод свободных («вербальных») ассоциаций. Также такие психологи, как К.Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах, В.В. Абрамов, Дж. Келли, Д. Краут, Т. Канн внесли значимый вклад в развитие данной проблематики.
Новизна и практическая значимость работы заключается в попытке анализа преимуществ и недостатков использования проективных методик в работе с детьми. Данная работа будет интересна студентам средних специальных и высших педагогических учебных заведений, начинающим педагогам и психологам.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез)
- методы сбора информации (изучение психолого-педагогической и учебной литературы)
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК
1.1 Общая характеристика проективных методик: понятие, классификация
Издавна, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая за игрой света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать их будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образующиеся при таянии воска или свинца, попавшего в холодную воду. Давно известно, что личность писателя, художника всегда так или иначе присутствует в его произведениях. Однако должны были пройти столетия, прежде чем известные наблюдения стали использоваться для исследования личности. [1]
Прежде всего, следует разобраться в самом названии этого класса методик. Они названы так потому, что все они основаны на едином психологическом механизме, который вслед за основоположниками психоанализа Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом стал называться проекцией. Зигмунд Фрейд называл проекцией приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отрицает себя. Позднее, в ходе развития психологии личности и психодиагностики, термин «проекция» получил более расширенное толкование.
Первое описание проекционного процесса в ситуации со стимулами, допускающими различную их интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную склонность людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов и всей психической организации.
Проективные методы представляют собой группу методов психологического исследования личности, основным механизмом которых является символический перенос содержания внутреннего мира во внешний мир. Это определение понятия проективной методики было разработано известным детским психологом Потаповой Е.В. и в таком виде используется как наиболее удачная краткая характеристика сущности психологического исследования проекционным методом. Использование проективных техник требует специальной подготовки специалиста, несмотря на то, что их использование кажется достаточно простым и элементарным (особенно техники рисования).
Термин «проективная методика» впервые употребил Л. Франк в 1939 г. Он выдвигает три основных принципа, лежащих в основе проективного изучения личности:
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2000. — 512 с.
2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию.-М.:Академия,1996.-128с.
3. Акимова М.К., Алехина Т.Н. Таратута Ж.В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» //Психологическая диагностика.-2004.-№4.-С.47-57.
4. Альманах психологических тестов.-М.: КСП, 1995.-400с.
5. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные тесты как средство диагностики развития личности ребенка //Психологическая диагностика.-2004.-№4.-С.58-72.
6. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. Учебник для вузов, М., 1994, С.193-196.
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб: СПб, 2005.-315с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер Ком, 1999. - 528с.
9. Бурменская Г.В. Метод Гуденаф-Харрис «Нарисуй человека» // Психологическая диагностика.
10. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.-М.: Наука, 1987.-190с.
11. Вшивкова И.В. Использование рисунков в психотерапии и консультировании //Психологическая диагностика.-2004.-№4.-С.78-87.
12. Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Методика рисования «Разноцветные домики» (для выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах) //Психологическая диагностика.-2005.-№2.-С.57-64.
13. Грег М., Ферс Тайный мир рисования. СПб: Диметра, 2003.-198с.
14. Гурджи И.А. Проективные методы в качественных исследованиях // Практический маркетинг. 2000, нет. 1, с. 25-30.
15. Жуковский И.В. Тест «Несуществующее животное» (из опыта частнопрактикующего психолога) //Психологическая диагностика.-2004.0 №4.-С.103-125.
16. Критический анализ объективных и проективных методов психодиагностики. [Электронный ресурс] // Мир психологии. [интернет сайт] (Дата обращения: 25.04.2022).
17. Романова Е.В. Проективные графические методы. - СПб: Экос, 2001. - 260с.
18. Романова Е.С. Психодиагностика: Учеб.- СПб.: Петр, 400с.
19. Соколова Е.П. Проективные методы исследования личности.-М.: Педагогика, 1980.- 198с.
20. Фрейд З. Психоаналитические исследования /Сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский.-Минск,1998.-608с.
21. Юнг К.Г. Аналитическая психология.-М.: Палантир, 1994.-136с.
22. Юнг К.Г. Психология бессознательного.- М.: Канон, 1994.- 320с.
23. Яншин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. - СПб: Питер, 2004. - 266с.
24. Яншин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений // Вестник Московского университета. Сер.14.Психология.-1989.-№1.-С.45-51.
25. [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.coolreferat.com1 (Дата обращения: 25.04.2022).
26. [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.refi.su3 (Дата обращения: 25.04.2022).
27. [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://knowledge.allbest.ru2 (Дата обращения: 25.04.2022).