Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что воспитание, здоровье, развитие молодежи находится на постоянном, пристальном контроле государства. Одной из важнейших задач социальной политики государства является вопрос профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактика включает в себя воспитательные, правовые, реабилитационные и иные меры по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними, в том числе повторных.
Дети являются наиболее незащищенной и уязвимой группой населения в любой стране. Любое крупное неблагоприятное политическое, экономическое, социальное событие на уровне государства оказывает на них огромное влияние, а при наличии уже существующих социально-психологических предпосылок, ребенок может перейти в группу риска, например, в качестве несовершеннолетнего правонарушителя.
В настоящее время педагоги, психологи, социальные работники проявляют беспокойство по поводу деградации молодого поколения, различные формы девиантного поведения, преступность, аморальные проявления все больше тревожит общество и ученых. В последние годы наблюдается рост количества молодых людей, для которых основные ценности жизни сводятся к достижению материального благополучия любой ценой. У молодежи снижаются ценности трудовой деятельности, учебной деятельность, ценности семьи, морали и нравственности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема социальной работы специалистов с несовершеннолетними правонарушителями.
Степень изученности проблемы. Проблематика современного состояния и направлений социально-воспитательной работы, разработка новой системы воспитания, инновационных технологий работы с несовершеннолетними правонарушителями были широко исследованы таким учеными, как: А.С. Бланков, Н.В. Бойко, А.В. Гоголева, Л.Л. Каневский, Л.В. Мардахаев, П.Д. Павленюк, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Р.А. Ханипов.
Ключевым отличием современной системы социально-воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России является социально-педагогическая составляющая, которая включает меры социальной реабилитации, социальной помощи.
Объектом исследования являются несовершеннолетние правонарушители.
Предметом исследования является социальная работа на примере ОВД с несовершеннолетними правонарушителями.
Цель курсовой работы – рассмотреть социальную работу с несовершеннолетними правонарушителями.
Задачи:
1. Рассмотреть социальный портрет несовершеннолетнего правонарушителя.
2. Провести анализ социально-экономических причин и видов правонарушений, совершаемыми детьми и подростками;
3. Проанализировать содержания социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в ГУ МВД России;
4. Разработать и проект, программу по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Гипотеза исследования заключается в том, что социально-педагогическая профилактика будет более эффективной, если при реализации программы профилактики будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
1.1 Социальный портрет несовершеннолетнего правонарушителя
Профессиональный интерес социальных работников к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы.
Несовершеннолетние правонарушители, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами.
А. А. Шульга определил основные составляющие социально-педагогического портрета несовершеннолетнего правонарушителя – обобщенные характеристики его личности, которые в наибольшей степени могут влиять на процессы планирования и организации социально - педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями[19, c 57].
К ним относятся: 1) социально-демографическая; 2) уголовно - правовая; 3) психолого-педагогическая.
К социально-демографическим характеристикам несовершеннолетнего правонарушителя относятся возраст, пол, национальность, образовательный уровень, состояние семейного воспитания и сфера жизнедеятельности до совершения правонарушения. По данным статистики в России за последние 10 лет количество таких преступлений сократилось более, чем в 2 раза. Но остается высоким [10].
Исследователи пенитенциарного процесса выделяют три возрастные категории несовершеннолетних правонарушителей:
1) подростковый (14-15 лет), 2) юношеский (16-18 лет), 3) первый молодежный (18-22 года).
Важную роль в организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в последнее время имеет многонациональная среда в специальных воспитательных учреждениях. Согласно анализу литературы, в воспитательных колониях содержатся украинцы, русские, молдаване, крымские татары, болгары, румыны, венгры и др. Увеличивается количество воспитанников цыганской национальности. Итак, в социально-педагогической работе необходим учет этнических, национальных, социокультурных, вероисповедных особенностей той или другой нации, воспитание толерантных отношений между воспитанниками [7].
Важной социально-демографической характеристикой, которая влияет на эффективность социально-педагогической деятельности и достижение цели ресоциализации, имеет различный образовательный уровень воспитанников, который не всегда соответствует общепринятому возрасту. Так, согласно официальной информации, из общего количества несовершеннолетних осужденных около 89% учатся в общеобразовательных школах начального уровня, расположенных на территории колоний, среди которых 42,5% - 6-9 классы и 57,5% - 10-11 классы. Однако среди них соответствующие возрасту учащихся средней школы лишь 7,8%, а учеников старшей школы - 39,7% [19].
Кроме этой проблемы, все больше распространяется явление необразованных воспитанников, которые не умеют читать, писать, считать. Для таких учеников в школах при колониях создаются классы обучения и вспомогательные классы для правонарушителей с недостатками физического и умственного развития.
И, наконец, последней социально-демографической характеристикой, позволяющей определить причины и последствия десоциализации несовершеннолетних и очертить содержание социально-педагогической работы с ними, является состояние семейного воспитания (состав семьи, условия воспитания) и сферы жизнедеятельности (обучение, трудовая занятость).
До осуждения 74% несовершеннолетних не имели полноценной семейной опеки и воспитания, поскольку проживали в асоциальных полных или неполных семьях, в основном с низким материальным достатком; 22% - воспитывались без родителей; 4% - воспитывались в нормальных семьях, однако не имели надлежащей родительской заботы и необходимого внимания.
По сферам жизнедеятельности несовершеннолетних правонарушителей, то 24% до осуждения нигде не работали и не учились; 15% - воспитывались в специальных воспитательных учреждениях системы образования (школы и ПТУ социальной реабилитации); 61% - учились в общеобразовательных школах, профессионально-технических учебных заведениях или временно работали, однако отмечались недисциплинированностью и асоциальным поведением[10].
Фрагмент для ознакомления
3
Основные источники
1. Бланков, А. С. Уголовно-исполнительное право [Текст] / А. С. Бланков, В. М. Фокин. - Москва [и др.] : Питер, 2018. - 222 с.
2. Бойко, Н. В. Криминологическая характеристика повторной преступности несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие / Н. В. Бойко, И. В. Никитенко, И. В. Кернаджук ; науч. ред. Ю. М. Антонян. - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. - 91 с.
3. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение [Текст] / А. В. Гоголева. - Ижевск : Изд. дом "Удмурт. ун-т", 2013. - 337 с.
4. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО [Текст]/ И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.
5. Доржиева Е.Б. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних [Текст]// Молодой ученый. 2018. № 23. С. 78-80.
6. Закирова А. Б. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями [Текст]// Бюллетень науки и практики. 2017. №12 (25).
7. Каневский, Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних [Текст]/ Л. Л. Каневский. - М. : Юрид. лит., 2016. - 111 с.
8. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы : учеб. пособие для СПО [Текст]/ Т. Б. Кононова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.
9. Корягина С. А. Несовершеннолетние преступники: Некоторые современные социально-демографические и нравственно-психологические характеристики [Текст]/ С. А. Корягина, Д. Г. Синьков // Журнал правовых и экономических исследований. — 2018. — № 3. — C. 73-78.
10. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Социальная работа" [Текст]/ Л. В. Мардахаев. - Москва : Гардарики, 2018. - 269 с.
11. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы : учебник и практикум для СПО [Текст]/ И. В. Наместникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
12. Николаева А.Е. Проблемы правового регулирования профилактики правонарушений на региональном уровне [Текст]// Символ науки. 2019. № 7. С. 48-52.
13. Основы социальной работы: Учебник [Текст]/ Отв. ред. П. Д. Павленок. - м.: инфра-м, 2014. - 368 с.
14. Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи : учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст]/ П. С. Самыгин, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин ; под общ. ред. П. С. Самыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 284 с.
15. Сапогов В. М. Правовая культура и правосознание несовершеннолетних. Работа с воспитанниками закрытых государственных учреждений [Текст] / В. М. Сапогов. — Москва : Юрайт, 2019. — 273 с.
16. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]/ отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 416 с.
17. Фирсов, М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика [Текст]: автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Моск. соц. ун-т. - Москва, 2017. - 59 с.
18. Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная работа" [Текст]/ Е. И. Холостова. - 7-е изд. - Москва : Дашков и Ко, 2015. - 798, с.
19. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО [Текст]/ А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с
20. Щекина, К. К. Правовые проблемы защиты несовершеннолетних от кибербуллинга [Текст]/ К. К. Щекина, Т. Н. Санатов. — // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 196-199.
21. Яковлева М.А. Авторский взгляд на систему субъектов профилактики правонарушений в современной России [Текст]// Юридическая наука. 2019. № 8. С. 81-87.
Электронные ресурсы
22. Кирова, Н. Д. Особенности деятельности социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями / Н. Д. Кирова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 426-430. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43715/ (дата обращения: 01.06.2022).
23. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-nesovershennoletnimi-pravonarushitelyami (Дата обращения: 01.06.2022).
Федеральные законы
24. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2016, № 31, ст. 4398.
25. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) // «Российская газета» от 31 декабря 2016 г.
26. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями 18.03.2019) // Собр. законодательства РФ. - 2019.-№30
27. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 19 февраля 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 25. Ст. 2954.