Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внедрение компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности приводит к тому, что дети с самого раннего возраста становятся их активными пользователями. Развитие индустрии компьютерных игр ставит перед педагогами и родителями новые вопросы о том, какое влияние они оказывают на личность ребенка младшего школьного возраста.
Стремительное развитие компьютерных технологий в последнее время накладывает еще малоизученный отпечаток на личностное развитие младшего школьника. Огромный поток быстро сменяющейся новой информации, масштабное производство компьютерных технологий, к примеру, индустрия компьютерных игр, оказывает большое, но неоднозначное влияние на современное подрастающее поколение.
Структура досуга существенно поменялась, т.к. компьютер приобрел сочетательные функции книги, телевизора, DVD приставки, музыкального центра и т.д.
Количество детей и подростков, умеющих достаточно хорошо пользоваться компьютерными программами, играть в компьютерные игры, постоянно увеличивается. Отрицательным следствием данного явления выступает формирование компьютерной зависимости. Ученые-психологи обозначают данный феномен как подвид эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема влияния компьютерных игр на личность ребенка младшего школьного возраста рассматривалась в трудах А. Г. Асмолова, В.В. Абраменковой, Ю.Д. Бабаевой, А.Н. Григорьева, Ю.М. Евстигнеевой, А.Б. Литвина, Т. О’Лири, А.И. Серавина, С.А. Шапкина и др.
Объектом исследования является механизм компьютерной зависимости младших школьников.
Предметом исследования является комплекс мер по предотвращению компьютерной зависимости.
Цель курсовой работы – исследовать влияние компьютерной зависимости на развитие личности младшего школьника.
Задачи:
-рассмотреть понятие и виды компьютерной зависимости;
-определить особенности развития личности в младшем школьном возрасте;
-выявить методы профилактики и преодоления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте;
-проанализировать развитие личности и компьютерной зависимости;
-дать рекомендации для учителей, родителей по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, экспериментальные методики, количественные статистические методы обработки данных.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность профилактики компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что курсовая работа может быть использована в работе школьных психологов, классных руководителей в процессе профилактики компьютерных аддикций у детей младшего школьного возраста.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния компьютерной зависимости на развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте
1.1. Понятие и виды компьютерной зависимости
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни человека. Персональный компьютер помогает современному человеку не только в работе, в учебе, но и в проведении досуга. Все большее распространение и популярность приобретают компьютерные игры.
Психологи, педагоги, родители особенно обеспокоены чрезмерным увлечением компьютерными играми детей. Компьютерная игра занимает сегодня значительное место в жизни ребенка и существенно влияет на процесс формирования и развития его личности .
Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Исследования отечественных психологов Л. С. Выготский , Д. Б. Эльконин , М. И. Лисина показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством развития личности и в младшем школьном возрасте.
В современном обществе компьютерные технологии получают все большее распространение. Это глобальная тенденция мирового развития последних десятилетий.
Существует множество мнений о влиянии игровых технологий на личность ребенка младшего школьного возраста. В последнее время ученые все чаще обращаются к проблеме негативных последствий, возникающих в младшем школьном возрасте в результате чрезмерного увлечения детьми компьютерными игровыми программами.
Так, в своих исследованиях Е. Н. Волкова указывает на такие негативные последствия, как неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни, сложные отношения с родителями, одноклассниками, уход от реальности .
А.Г. Шмелев отмечает такой негативный фактор, как развитие инфантильного поведения у ребенка младшего школьного возраста, к которому приводит увлечение компьютерными играми типа «3D-action» .
Многие ученые, изучающие влияние компьютерных игр на ребенка младшего школьного возраста говорят о возникновении психологической зависимости.
По мнению С. С. Быковой виртуальная реальность - это электронное ЛСД (психоактивное вещество). Нарушается основная функция психики, вместо реального мира она начинает отражать виртуальный .
Е. В. Шавыркина определяет компьютерную зависимость как, пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения младшего школьника с другими людьми. Она говорит, что признаком компьютерной зависимости является не время, которое младший школьник проводит за компьютером, а сосредоточение его интересов вокруг компьютера, отказ от других видов деятельности .
С. Гринфилд, специалист в области психологии, нейропсихологии и фармакологии, выступившая на семинаре в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости, пришла к выводу, что длительное сидение перед компьютером может также негативно сказаться на структуре головного мозга младшего школьника и привести к физиологическим изменениям. «Экранные технологии приводят к возбуждению, активируя мозговые системы, связанные с зависимостью и наградой. В результате ребенка привлекает только игра, больше его ничего не интересует» .
Е. И Лобастова считает, что компьютерные игры вытеснили традиционные, которые так важны для психического становления и личностного развития младшего школьника .
Таким образом, влияние компьютерных игр на личность младшего школьника в различных исследованиях ученых неоднозначно. Большинство сведений о влиянии игр на неокрепшую психику и растущий организм ребенка данного возраста противоречивы. Однако проблема негативного воздействия компьютерных игр на личность ребенка младшего школьного возраста существует, и решать ее нужно совместными усилиями ученых, педагогов и родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович. - М: НПО «МОДЭК». 2008.-352 с.
2. Волкова, Е Н. Оценка распространённости игровой компьютерной зависимости у младших подростков [Текст]/ Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. – 2014. –№3. – C.4-10.
3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
4. Гринфилд, С. Виртуальный мир рождает реальные болезни / С. Гринфилд // Финансовые известия. – 2006. – № 54. – С. 27.
5. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет. - М.: Учитель. 2014. - 204 с.
6. Елкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 394-396.
7. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 757 c.
8. Жукова М. В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 1. – С. 69–75.
9. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении [Текст]. Г. Кристал Психология и лечение зависимого поведения. - 2016. - №4. - С. 16.
10. Лисина. М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер. 2011. - 191 с.
11. Лобастова Е. И., Быкова С. С. Особенности проявления и профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 41–45.
12. Лобастова Е. И., Быкова С. С. Особенности проявления и профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 41–45.
13. Савченко В.В., Черникова И.В. Зависимость от компьютерных игр учащейся молодёжи: причины, последствия, технологии профилактики // Общество и личность: интеграция, пространство, социальная защита: Материалы I междунар. науч.-практ. конф. – Ставрополь: СКСМ, 2015. – С. 24–27.
14. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
15. Смирнова Ю.М. Интернет кардинальным образом меняет не только наш образ жизни, но и сознание // Наука и жизнь. – 2011. – №12.
16. Шавыркина, Е. В. Особенности проявления игровой зависимости в школьном возрасте [Текст]/ Е. В. Шавыркина// Гуманитарные науки и образование. – 2010. – №1. – С. 71-73.
17. Шакурова. А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков [Текст]/ А.Р. Шакурова. // Успехи современного естествознания. - 2014. -№ 8 - С. 200-201.
18. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. – 2008. – №3.
19. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК». 2005. - 416 с.
20. Янг. К. Диагноз - Интернет-зависимость [Текст]/ К. Янг // Мир Интернет. - 2010.-№2.-С.24-29.