Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный социум столкнулся с проблемой дефицита духовности и нравственности в образовательном пространстве. Значительная роль в воспитании подрастающего поколения на разных этапах образования принадлежит семье, школе и другим образовательным организациям. Сегодня остро стоит вопрос о недостатке духовных и моральных качеств у подрастающего поколения.
Воспитание – это важная и неотъемлемая часть деятельности родителей, некоторые даже находят в этом смысл жизни. Для этого нужны крепкие нервы и непреодолимо желание, так как этот процесс довольно сложный. Воспитание детей и подростков осуществляется как дома, так и в школе. Родители и педагоги работают сообща, современное образовательная система призывает использовать как можно больше возможностей и ресурсов для эффективной воспитательной и образовательной деятельности.
Современное общество нуждается в здоровых, позитивных, энергичных и творческих людях, которые нравственны по отношению и к себе, и к другим людям. Данная задача должна быть выполнена. Для этого необходимо обеспечить достойный досуг подрастающему поколению, а также выбрать интересную деятельность для достижения цели.
Игровая деятельность является таковой. Игру каждый определяет и понимает по-своему. Игрой называют занятие ребенка или взрослого человека в условиях, имитирующих реальные ситуации, в которых игрок полностью или частично отражает сферу деятельности, в которой занят, также способствует приобщению к культуре и познанию действительности. Значимость игры – в самом процессе. Не обязательно в ней победить, и не так плохо, если проиграешь – важна сама деятельность.
Игра помогает разрядиться психологически, снять стресс. Игрой можно назвать феноменальное исключение человеческой цивилизации. Играя в игры человек, не важно ребенок или взрослый, пытается полностью вжиться в роль, которую он получил в игре, и выявляет непривычные для него самого новые способности.
А.С. Макаренко придавал игре огромное значение, особенно когда это касалось ребенка, он сравнивал профессиональную деятельность взрослого с ребенком, который в игре. А.С. Макаренко идентифицировал взрослого и ребенка и предполагал, что поведение ребенка в игре будет таким в его будущей работе.
Над этим вопросом размышляли многие исследователи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Некоторые считали игру огромным окном во внутренний мир ребенка, через которое поступает все новое и неизведанное. Именно игра способствует любознательности и сильному интересу к окружающему миру. От опыта и мастерства педагога, проводившего игру, зависит многое, а особенно воспитательная функция игры.
Так же педагогу необходимо учитывать психологию ребенка, возраст, личные особенности. Внедрение игровых технологий в образовательный процесс будет положительно влиять и на учителя, и на ученика. Игра способствует демонстрации своей индивидуальности, своих умений. Игра показывает характер, положительные и отрицательные качества ребенка.
Актуальность нашей проблемы связана с потребностью психолого-педагогического воздействия на личность подростка с целью развить в нем познавательную активность, коммуникативные навыки и нравственные качества. Изучив актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему, над которой будем работать: «Игровые технологии в воспитании подростка». В связи с определением проблемы и актуальности темы мы сформулировали достаточно конкретно цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования – теоретическое исследование эффективности применения игровых технологий в процессе воспитания и развития современного подростка.
Объект исследования – игровые технологии в процессе воспитания и развития.
Предмет исследования – применение игровых технологий как одна из наиболее эффективных технологий воспитания и развития.
В связи с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать проблемы в воспитании подростков.
2. Выявить особенности игровой деятельности в подростковом возрасте.
3. Проанализировать организацию воспитательной деятельности в игровой форме.
4. Сформулировать основы коррекции представления подростков о значимом взрослом с помощью игр.
5.Составить программу коррекции отношений подростка к родителям с помощью различных видов игр
1.Теоретические аспекты эффективности использования игровых технологий в воспитании подростков
1.1 Проблемы в воспитании подростков
Подростковый возраст – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью, характеризующийся рядом физических изменений, интенсивным развитием личности, ее вторым рождением [8]. Самосознание – это последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного [17].
Ученые выделяют множество проблем воспитания современного подростка. Одной их таких является протекционизм, что является зависимостью подростка от взрослых. Так Я. Корчак утверждал о том, что в результате воспитания протекционизма подростки становятся более демонстративными, а со стороны родителей это выражается как вечная помощь ребенку, постоянная защита и выполнение каких-либо действий вместо него [6]. Данная проблема строится на двух аспектах: во-первых, родители уверены в том, что их ребенок в возрасте от 11-15 лет еще не самостоятелен, он не уверен в своих поступках и в принятии решений, как делают это взрослые. Во-вторых, подросток осознает, что у него недостаточно признания в этих ресурсах в преодолении данного отношения к себе со стороны взрослых [14]. Следовательно, несформированный физический облик и недостаточный опыт в преодолении препятствий, а именно жизненный опыт не позволяют делать вывод о полноценной взрослости подростка, а так же материальное обеспечение со стороны родителей, что не делает его самостоятельным [10].
В связи с такими выводами взрослые чаще всего придерживаются протекционистской позиции, то есть принимают за детей решение, не советуются с ними. Они считают, что так их ребенок будет в полной безопасности, чтобы не совершать таких глобальных ошибок в воспитании ребенка, родители должны давать свободу выбора в чем-либо и учить его самостоятельности при переходе во взрослую жизнь. В свою очередь подростки по-разному реагируют на протекционную позицию. Если ребенок пытается преодолеть данную форму зависимости, то чаще всего это приводит к конфликту между ними с взрослыми.
Так, если некоторых подростков устраивает данное воспитание, следовательно, им нравится, когда с ними так общаются и решают за них их проблемы, то остальные чаще всего протестуют, что доводит до крайностей. Они не удовлетворены тем, что взрослые постоянно контролируют поведение, учат, дают советы, что и как лучше сделать по их мнению. Таким образом, в данной ситуации подростки делают все наоборот, идут наперекор родителям или преподавателям [12]. Причем после постоянных указаниях преподавателей, дети считают педагогов некомпетентными и лицемерными в воспитательных действиях [7].
Следующее противоречие в воспитание подростков – самоутверждение. Самоутверждение выражается в различии между потребностью в утверждении себя как взрослого и в невозможности и недостаточности условий для удовлетворения данной потребности среди окружающих его людей [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: коллективная: монография. Москва: Деловая карьера, 2021.
2. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.
3. Вдовина, М. В. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков / М. В. Вдовина, А. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 703-705.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. — М., 1987,. 56 с. 2 Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: «Смысл», «Эксмо», 2006. («Библиотека всемирной психологии») – 33 с. 5
5. Голубева Н.А. Социализация современных подростков / Н.А. Голубева, Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 15-28.
6. Городилова С.А. Индивидуальные особенности подростков в общении со сверстников // Экономика образования. – 2015. – № 1. – С. 132–137.
7. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Исследование предпосылок девиантного поведения подростков // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.2, №3, 2016.
8. Гут Ю.Н., Кобченко О.В. Позитивное мышление у учителей // Научный журнал «Дискурс» - 2018 – 1 (15).
9. Джиоева А.Р., Бесаева А.Г., Хадикова И.М. Формирование ценностно-смысловой ориентации подрастающего поколения средствами произведений художественной литературы. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 133 – 135.
10. Илюшина М.И, Артёмова О.В. Инновационные игровые технологии в работе с замещающими семьями. – Калуга, РПА «Креатив», 2013.- 47 стр.
11. Кон И. Психология ранней юности. - М., 2009.
12. Кустова В.В. Проблемы психологического здоровья студентов, обучающихся на заочном отделении транспортного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 46 – 48.
13. Самохвалова, А.Г. Факторы затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова, В.И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 202–206.
14. Самохвалова, А.Г. Факторы затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова, В.И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 202–206. 2. Чубанов М.Ч. Особенности стиля межличностных отношений у подростков // Журнал «NOVAINFO.RU». – 2016. – № 48. – С. 327-331. 3. Голубева Н.А. Социализация современных подростков / Н.А. Голубева, Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 15-28. 4. Городилова С.А. Индивидуальные особенности подростков в общении со сверстников // Экономика образования. – 2015. – № 1. – С. 132–137. Семчук Е.В. О понятии «Общение» // Молодой ученый. – 2017. – № 25. – С. 260–265.
15. Семчук Е.В. О понятии «Общение» // Молодой ученый. – 2017. – № 25. – С. 260–265.
16. Столярчук Л. И. Гендерное образование: теоретические аспекты // Известия Волгоградского педагогического университета. – 2006. – № 1. – С. 107–112.
17. Чубанов М.Ч. Особенности стиля межличностных отношений у подростков // Журнал «NOVAINFO.RU». – 2016. – № 48. – С. 327-331.