Фрагмент для ознакомления
2
Одна из главных задач педагога в современном образовательном процессе формировать у школьника все те конечные образовательные результаты, которые заложены в современных ФГОС. В основе современного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. в образовательной среде сегодня часто говорят об инновационной образовательной среде, которая должна быть реализована в современной школе. Речь вероятно идёт о всех тех отличиях, которые подразумевают при образовательном процессе, реализуемом, в системно-деятельностном подходе. Это всё то, что отсутствует в традиционной образовательной модели [ 16].
В традиционной образовательной модели конечным образовательным результатом являлись сформированные знания, умения и навыки. Ни для кого не секрет, что эти образовательные уровни формируются лишь в процессе обучения. Формирование знаний, умений и навыков – это элементы, формируемые в рамках изучения конкретного учебного предмета. ФГОС регламентирует в качестве конечного образовательного результата предметные и метапредметные образовательные результаты. Очевидно, что предметные образовательные результаты формируются при изучении учебных предметов, входящих в основную образовательную программу. Сегодня педагоги часто разводят предметные и метапредметные результаты на урочную и внеурочную деятельность, но на самом деле, это не совсем так. Метапредметные образовательные результаты в виде личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий должны формироваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Универсальные учебные действия на практике учителя давно называют компетенциями [ 3].
Это не противоречит требованиям ФГОС, поскольку как действия, так и компетенции подразумевают наличие сформированных понятий, соответствующих навыков и мотивации к их выполнению. Формирование метапредметных компетенций обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Это в дальнейшем способствует овладению детьми основными универсальными учебными действиями и усвоению способов деятельности, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Главная цель школьного образования - становление человека постиндустриального информационного общества, в котором наиболее жизнеспособной является разносторонне развитая, творческая, самостоятельно и критично мыслящая личность, способная реализовать собственный творческий потенциал [ 10].
Совершенно не случайно в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Считается, что системно-деятельностный подход обеспечивает следующие аспекты при формировании личности школьника:
1. Формирование готовности школьника к саморазвитию и непрерывному образованию.
2. Проектирование и конструирование социальной развивающей среды в системе образования для каждого субъекта образования.
3. Активная учебно-познавательная деятельность обучающихся.
4. Построение образовательного маршрута с учетом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей школьника.
Во ФГОС установлены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования. начинаются эти требования с личностных результатов школьников. К личностным результатам школьников предъявляется следующее:
-учащийся должен проявлять готовность к саморазвитию и личностному самоопределению;
-должен формировать мотивацию к обучению и к ценностно-смысловым установкам, которые отражают личностные и гражданские позиции в учебной деятельности;
-способность ставить цели и строить жизненные планы. В ФГОС подробно прописаны требования к каждой из групп универсальных учебных действий. Речь идёт о регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действиях. К ученику в образовательном стандарте предъявляются достаточно большие требования, которые не сводятся лишь к освоению предметных образовательных результатов и к сформированным знаниям, умениям и навыкам. Практически в каждом из разделов ФГОС и основной образовательной программы написано о том, что школьник должен проявлять самостоятельность в учебной деятельности и при сотрудничестве с педагогами [19].
В ходе освоения содержания предметных областей у школьников должен формироваться научный тип мышления. Они должны владеть необходимой терминологией и ключевыми теоретическими понятиями той, или иной образовательной области. В целом, вся группа универсальных учебных действий должна отражать следующее:
1. Школьники должны самостоятельно определять цели своего обучения.
2. Школьники должны уметь формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
3. Должны уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
4. Должны уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
5. Должны уметь объективно оценивать правильность выполнения учебных задач и свои потенциальные возможности
6. Школьники должны владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. В традиционной образовательной системе проблемы с оцениванием знаний, умений и навыков не было, поскольку всё и всегда оценивал сам учитель. Быть может, не всегда эти оценки были объективными, но на всё были свои причины. Но многие согласны с тем, что оценить освоенные знания и сформированные умения по учебному предмету, особой проблемы не составляет [24].
В ФГОС в качестве образовательного результата представлены помимо предметных знаний ещё метапредметные, или как их называют, универсальные учебные действия. Если будем их называть ключевыми компетенциями школьника, большого противоречия здесь не будет. Но вопрос остаётся открытым, как оценить у школьника результат в виде сформированных универсальных учебных действий. Как определить то, насколько этот результат достаточен, или наоборот. Для оценивания универсальных учебных действий на практике педагоги давно применяют всевозможные диагностические материалы. Здесь не получится поставить просто оценку два, или три. Личностные результаты понятие очень широкое и сугубо индивидуальное. В ФГОС про объект оценивания личностного образовательного результата у школьника написано следующее. Основным объектом оценки личностного результата являются смыслообразование, морально-этическая ориентация, а также – самоопределение и самопознание. Под смыслообразованием будем понимать поиск и личностный смысл в научении школьника [15].
Морально-этическая орентация – это знание основных моральных норм и ориентация на выполнение этих норм. Поскольку в работе речь пойдёт о конкретных механизмах формирования личностных компетенций учащихся 5 класса на примере деятельности Перикла, для этого необходимо описать, какие именно были особые личностные свойства и качества у Перикла и почему для школьников это должно стать примером. Самоопределение и самопознание – это сформированность личностной позиции школьника и её устойчивость. В рабочих программах педагогв написано, что личностные универсальные учебные действия считаются сформированы в том случае, если:
-ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
-ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;
-ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, и то, чем ему хочется заниматься;
- у ребенка развита рефлексия;
- у ребенка сформирована учебная мотивация;
-у ребенка сформирована адекватная самооценка.
Помочь в этом вопросе помогут диагностические методики, разработанные специалистами, или адаптированные методики непосредственно к тем условиям, в которых находится школьник. Если речь идёт о пятиклассниках, здесь можно до определённого момента использовать все те методики, которые используют в начальной школе. Это может быть проективный рисунок: «Что мне нравится в школе». Это могут быть всевозможные диагностические методики для определения самооценки школьника, по типу методики Дембо-Рубинштейна.
Практически все они предусматривают оценку сформированности таких личностных качеств как, честность, справедливость, дружелюбие, трудолюбие, находчивость, самостоятельность и др. Здесь очевидно одно, что новые требования к оценке образовательных результатов, требуют соответственно, новых подходов к их проектированию и оценке. В школах достаточно давно используют балльные и критериальные системы оценивания каждой из групп универсальных учебных действий. Наиболее часто и широко здесь используют таксономический подход. Речь идёт о таксономии учебных целей Б. Блума. Учёные Б. Блум и Д. Кратволь разделили образовательные области на три сферы. Это были когнитивная, психомоторная и аффективная сферы. Под когнитивной понимали всё то, что формируется в процессе обучения какому либо конкретному предмету, то есть, освоение школьником содержательной части предмета. Под психомоторной сферой они понимали развитие двигательной и нервно-мышечной деятельности субъекта. Под аффективной сферой понимали эмоционально-ценностную область личности обучающегося. Сегодня можно говорить о том, что это практически три отдельные таксономии. Эти методики оценивания и раньше достаточно широко использовались в традиционном образовательном процессе, но особую ценность они обрели тогда, когда процедуры оценивания перестали быть лишь количественными
[6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афинская демократия при Перикле [Электронный ресурс]/ Библиотека InternetUrok /URL: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/vozvyshenie-afin-v-5-veke-do-n-e-i-rastsvet-demokratii/afinskaya-demokratiya-pri-perikle (дата обращения: 28.04.2022).
2. Перикл [Электронный ресурс]/ Википедия /URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Перикл#cite_note-12/(дата обращения: 28.04.2022).
3. Баянова, Л.А. Технология модульного обучения в школе [Электронный ресурс]/ Л.А. Баянова //Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г.Челябинск, октябрь 2011 г.). URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/(дата обращения: 28.04.2022).
4. Боброва, Л.И. Современный урок и мультимедийные средства [Текст]/ Л.И. Боброва // Литература в школе. – 2008. – No 3. – 48-50 с.
5. Булыгина, Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию
сформированности коммуникативных компетенций учащихся в
образовательном процессе основной школы [Текст] / Л.Н. Булыгина // Сов.
Педагогика. – 2014. – No 2. – 24-31 с.
6. Вагина, С.Г. Реализация метапредметного подхода в преподавании
гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]/ О.В.Гливинская, Я.В. Михайлюк // Метапредметность [сайт]. URL: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-u.html(дата обращения: 28.04.2022).
7. Веденеева, С. А., Гришина Л. Н., Елистратова М. Б. Игровые
технологии на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]/ /С.А. Веденеева // Актуальные задачи педагогики.- URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3432/(дата обращения: 28.04.2022).
8. Галян, С.В. Метапредметный подход в обучении школьников [Электронный ресурс]/ С.В. Галян // Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ.- URL: http://www.surgpu.ru/media/medialibrary/2014/10/(дата обращения: 28.04.2022).
9. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Электронный ресурс]/ А.А. Гин // Пособие для учителя.-URL: https://www.labirint.ru/reviews/goods/228539/(дата обращения: 28.04.2022).
10. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность,
ценности, успех [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. – 230 с.
11. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие
художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие [Текст]/Е.Н. Гуляков. – М.: Дрофа, 2017. – 172 с.
12. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И.
Дереклеева. – М.: Вербум, 2014. – 48 с.
13. Дзатцеева, Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной
школе на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]/ Т.С. Дзатцеева // Актуальные задачи педагогики [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/605044/(дата обращения: 28.04.2022).
14. Дроздова, Н. В. Использование метапредметных технологий на уроках русского языка [Электронный ресурс]/ Н.В. Дроздова // Актуальные вопросы современной педагогики.- URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11958/(дата обращения: 28.04.2022).
15. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]:
учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.:
Академия, 2015. – 192 с.
16. Карпов, Е.Н. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В
поисках новой педагогической альтернативы: учеб-метод. пособие [Текст]/
/ под ред. Е.Н. Карпова. – М.: Просвещение, 2015. – 102 с.
17. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: учебное пособие / М.Г. Качурин. - М.: Наука, 2015. – 154 с.
18. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-
методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2017. – 86 с.
19. Леонтович, А. В. Разговор об исследовательской деятельности:
публицистические статьи и заметки [Текст]/ под ред. А. С. Обухова. – М., 2016. – 16 с.
20. Мартынова, М.С. Современное образование: содержание, технологии, качество: методическое пособие [Текст]/ М.С. Мартынова. - СПб., 2016. – 179 с.
21. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Электронный ресурс]/ А.М. Матюшкин // Обучение.- URL:
https://scienceproblems.ru/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh/2.html(дата обращения: 28.04.2022).
22. Махмутов, М.И. Современный урок и пути его реализации [Текст]/ М.И. Махмутов. – М.: Дрофа, 2018. – 243 с.
23. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных
учебных действий [Электронный ресурс]/ / И. В. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – No 5 – 151-155 с. URL: https://moluch.ru/archive/28/3080/(дата обращения: 28.04.2022).
24. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей [Текст]/Е.С. Полат. – М., 2008. – 220 с.
25. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования: учебное пособие для студ. Вузов [Текст] / Е.С. Полат – М.: Академия, 2008. - 368 с.
26. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в
современном образовании [Электронный ресурс]/ А.И. Савенков // Школьные технологииURL: https://sch293.mskobr.ru/files/(дата обращения: 28.04.2022).
27. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]/ / Г.К.Селевко // Народное образование [сайт]. URL:
http://school11sp.ru/data/uploads/docs/v_pomosch_uchitely/7.pdf (дата обращения: 28.04.2022).
28. Семенова, И.Н. Методика использования информационно-
коммуникационных технологий в учебном процессе// И.Н. Семенова // Методология использования информационных образовательных технологий
[сайт]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/132622915.pdf (дата обращения: 28.04.2022).
29. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст]/И.С. Сергеев – М.: Аркти, 2017. – 44 с.
30. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание и результаты
образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]/ А.В. Хуторский // URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm(дата обращения: 28.04.2022).