Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Одним из способов развития личности в современном обществе является обучение иностранному языку, включающее формирование толерантного отношения к ценностям англоязычной культуры, повышение уровня национального самосознания и коммуникативной компетенции.
Для реализации современного языкового образования необходимо создавать мотивационную основу для развития необходимого уровня владения английским языков, его применения для получения информации из других предметных областей, применения междисциплинарного подхода для личностного и профессионального развития в течение всей жизни. В связи с чем особенно важно при обучении иностранному языку, в том числе и английскому языку, определять не только содержание образовательной цели, но и результативные средства для ее достижения. Особое внимание при изучении английского языка уделяется развитию рецептивных навыков, повышению их уровня с использованием актуальных образовательных технологий, современных методик аудирования и аутентичных материалов, включая подкасты.
При этом важно соотносить используемые упражнения для развития навыков аудирования с существующими концептуальными исследованиями в области методики обучения иностранному языку (И.Л. Бим, М.П. Базина, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов, Л.В. Скалкин и др.), общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком (CEFR), психолого-педагогическими особенностями восприятия аудиотекстов современными студентами.
Использование аутентичных материалов для обучения английскому языку увеличивается с каждым годом. Это обусловлено общими тенденциями глобализации и цифровизации в образовании и жизни общества в целом. Подкаст – это аудио- или видеофайл, распространяемый в сети Интернет. Наиболее популярным является использование аудиофайлов.
Актуальность проблемы. В настоящее время процессы глобализации и информатизации затронули все сферы общества, в том числе и образование. В аспекте модернизации современного образования, направленного на изменение содержания изучаемых предметов, в том числе иностранного языка, все больше внимание уделяется адекватным методикам преподавания и обучения. В изучении иностранного языка важно использовать результативные способы коммуникации, формы активизации деятельности обучающихся на основе аутентичных материалов, связанных с описанием реальных жизненных ситуаций.
В связи с чем в российских вузах все больше внимания уделяется поиску новых форм и приемов изучения английского языка с учетом индивидуальных характеристик и личностных качеств обучающихся, их ценностных ориентаций. При этом одной из важных методических проблем для языкового образования в России является применение международных стандартов в области обучения английскому языку. К одним из таких стандартов относится общеевропейская шкала языковой компетенции (Common European Framework of Reference, CEFR), которая используется для описания уровней языка от A1 до C2. В связи с чем в практике лингводидактики становится все более важным применение британской методики обучения английскому языку CELTA в российских вузах.
Объектом исследования выступает развитие языковой компетенции владения английским языком у студентов при помощи аудирования.
Предметом исследования являются развитие языковой компетенции владения английским языком студентов посредством аудирования.
Состояние изученности проблемы. Исследованием вопросов, которые связаны с обучением иностранным языкам, занимались многие зарубежные ученые John Field, Wilson JJ., Richards Jack, Jim Scrivener, Gary Buck, Michael Rost, Scott Thornbury, Peter Watkins, Jeremy Harmer и др., а также российские лингвисты, такие как И.Л. Бим, Н.И. Гез, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова и др.
Цель курсовой работы состоит в выявлении особенностей использования техник прослушивания аутентичных материалов (подкастов) для развития рецептивных навыков владения английским языком обучающихся филологического факультета.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
описать понятие языковой компетенции;
проанализировать методы и способы формирования языковой компетенции;
проанализировать языковую компетенцию в разных видах речевой деятельности;
описать методические условия для развития языковой компетенции студентов с помощью аудирования;
разработать комплекс упражнений на основе материалов выпусков 6 minute English.
Методологическая основа исследования представлена отечественными и зарубежными научными трудами по педагогике, психологии, лингвистике таких авторов, как И.Л. Бим, Л.С. Выготский, Н.Д. Гальскова, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин и др.
Материалом исследования послужили аутентичные аудиотексты (подкасты) на английским языке в количестве 10 единиц.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Аникина Ж.С. Развитие умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку с использованием подкастов. Автореферат канд. пед. наук : 13.00.02 / Аникина Ж.С. – Нижний Новгород, 2013. – 26 с.
2. Дмитриев Д.В., Мещеряков А.С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkasty-kak-innovatsionnoe-sredstvo-obucheniya-angliyskomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 27.02.2022).
3. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А. А. Леонтьев. М., 1991.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А.Зимняя. – М.: МПСИ, Воронеж: Из-во МПО “Модек”, 2011. – 429 с.
5. Ковалёва Т. А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку // Иностранные языки в дистанционном обучении: мат-лы III Международной науч.-практ. конф.: в 2-х т. / Пермский государственный технический университет. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. Т. 2. С. 48-55.
6. Ламзин С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2011. – № 4 (33). – С. 21-22.
7. Малушко Е. Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. №6. С.146-153.
8. Мильруд Р. П., Носонович Е. В. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. 1991. № 1. С.11-18.
9. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов // Язык и культура. 2011. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-umeniy-govoreniya-i-audirovaniya-uchaschihsya-posredstvom-uchebnyh-podkastov (дата обращения: 02.11.2021).
10. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для учеников пед. вузов и учителей. - М., 2009. - С. 124-139.
11. Council of Europe Language Policy Portal. Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/language-policy/home
12. Common European Framework of References for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). 2001. Режим доступа: https://rm.coe.int/1680459f97
13. Robb T. N. Podcasting for ELT – What, Why and How? 2007 // Kyoto Sangyo University [Electronic resource]. URL: http://www.cc.kyoto-su.ac.jp/~trobb/podcasting2.html