Фрагмент для ознакомления
2
Еще в далеком прошлом начали складываться характерные черты народной культуры. Сейчас мы можем наблюдать их в самых различных проявлениях, особенно ярко они видны в произведениях народной культуры. Наиболее полно выразить сущность народной культуры можно с помощью произведений народного творчества. Эти произведения являются отражением мудрости народа, его традиций, обычаев, его духа, к которым, безусловно, нужно приобщать подрастающее поколение.
Прежде всего, нам хотелось бы соединить в единую нить времена давно прошедшие и сегодняшние. Для этого необходимо напомнить, что основной материал художника – бумага существовал не всегда, как известно, ее изобрел в Китае 105 году Цай Лунь, после тщательного наблюдения за жизнедеятельностью ос. В переводе с латинского, иранского и итальянского бумага означает «хлопок». И, тогда понятно, почему в I веке центром производства бумаги становится Самарканд. А с VI по VIII века производство бумаги осуществлялось уже в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии.
Вместе с изобретением бумаги появляются «производственные отходы» – обрезки и остатки, которые, конечно, не выбрасывались, а тоже использовались, да еще как продуктивно. Появляются формованные изделия из «папье-маше» – в переводе с французского – «жеваная» бумага, пластическая масса из размельченной и размоченной бумаги, картона, других волокнистых материалов, иногда с наполнителем. Пожалуй, это второе открытие не в меньшей, а в большей степени сыграло особо важную роль для развития декоративного искусства во всем мире и огромнейшую, неоспоримую роль, в том числе, в каждой стране для развития своеобразного и неповторимого художественного творчества. Это творчество приросло и обогатилось фантазией и выдумкой творцов и умельцев из разных стран и народов. «В творчестве народа заложено глубинное содержание его стремления к добру, радости, счастью, любви» [5, С. 32].
И сейчас, через XX столетий, играет незаменимую роль в обучении папье-маше, дизайне, украшении интерьеров, хобби и увлечениях людей, в изготовлении сувенирной продукции художниками декоративного искусства, в том числе предметов бутафории в театрах. В настоящее время фабричные заготовки из папье-маше от производителей можно увидеть на прилавках магазинов для художников.
Тут надо отметить, что лаки тоже были известны в Китае уже со II тысячелетия до н.э.: вазы, чаши, шкатулки, мебель, архитектурные детали из дерева многократно покрывались соком лакового дерева, просушивались, полировались, приобретали прочность и красоту. Тогда бумага и папье-маше тоже присутствовали, но бумагу делали из шелка, что было дорого или из бамбука, риса, что было трудоемко.
Широко известны живописные миниатюры народных умельцев из Федоскина, Палеха, Мстёры. Их ассортимент очень разнообразен. Это не только шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы, но и полноценные столовые сервизы. Все они отличаются изяществом и разнообразием. Мало кому известно, что многие эти предметы выполнены из папье-маше, покрытого черным лаком.
Папье-маше, если перевести с французского, означает «жеваная бумага». Это способ соединения слоями проклеенных кусочков бумаги по определенной форме или модели. Истоки его создания уходят в средневековый Иран. В Европу этот вид декоративно-прикладного творчества пришел значительно позже (в XVI в). Иранские шкатулки изготавливали из нескольких слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела. Эти изящные хрупкие шкатулки расписывались красками и покрывались несколькими слоями прозрачного лака [3].
Папье-маше лежит в основе японских, китайских, иранских и других восточных «лаков», тибетских и монгольских масок. А художественная особенность лаков – блеск, зеркальность, полированная поверхность, яркие контрасты цветов, фона и росписи, четкость узоров привлекали красотой во все времена. В XV-XVII веках в Центральной Азии и на Среднем Востоке в Индии и Иране распространяются нирмальские лаки из сока зерен индийского финика илитеморинда, или из смолы сандрака на золотом, красном и черном лаке с инкрустациями. В Юго-Восточной Азии: в Лаосе, Индокитае, Корее и Вьетнаме распространяется станковая и книжная лаковая живопись.
С XV-XVI веков папье-маше известно в Европе, там изготавливались табакерки, шкатулки, чернильные приборы. С XVII-XVIII веков лаковое производство по восточным образцам развивалось в Европе уже в более сложных предметах интерьеров и мебели на французской фирме «Мартен».
В России первым организатором производства изделий из папье-маше был купец Коробов. Его крепостные улучшили традиционную технологию изготовления, начав изготавливать основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона.
Для увеличения прочности и срока эксплуатации изделий их проваривали в льняном масле и сушили при высоких температурах в печи. Преимущество красочно оформленных, легких табакерок из папье-маше было неоспоримо. Они были удобнее, легче и дешевле, чем изделия из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9 094 табакерки.
Сначала он изготавливал лаковые козырьки для армии, затем табакерки. Табакерки были без рисунков и с рисунками. Рисунками служили готовые «гравюрки». Владельцами первых подмосковных лаковых мастерских были поколения купцов Лукутиных, родственников Коробова и бывших крепостных Шереметьева – Вишняковых. При Лукутине уже начали изготавливаться спичечницы, кошелечки, папиросники, дорожные стаканы, шкатулки, чайницы, с росписью уже на 5 сторонах, шахматные столики и подносы. Естественно, что почти все делалось из папье-маше, редко из дерева. Как свидетельство выдающихся заслуг мастеров лакового дела Лукутинские изделия имели на себе императорский герб. В селах Осташково и Жестово возникали мастерские бывших крепостных графа Шеремтьева, Вишняковых. Затем возникли: Жестовский промысел, Федоскинская артель, Палех, Сергиево-Пасадские игрушки и Ростовская финифть, росписи на эмали, кости, фарфоре.
Необходимо отметить, что папье-маше остается востребованным в течение веков и на производстве, т.к. этот материал идеально подходит для изготовления небольших, но прочных и долговечных, изящно-декоративных вещей. В росписи используется как темпера, так и масло.
В настоящее время существует множество возможностей использования техники папье-маше при обучении детей. Например, изготовление различных наглядных пособий и образцов изделий декоративно-прикладного творчества. При проведении развлекательных мероприятий для детей из папье-маше можно делать украшения для сцены, реквизит и маски. Порадует школьников изготовление сувениров, поделок, подарков друзьям и близким, а также оригинальных картин и панно [5].
Следует отметить, что сейчас папье-маше нечасто используется в работе с детьми, хотя эта техника позволяет решить многие образовательные и воспитательные задачи. Во время занятий дети знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т. д. на занятиях с папье-маше знания школьники о перечисленных свойствах бумаги закрепляются практически. В процессе изготовления поделки у школьников формируется множество трудовых умений и навыков: сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Также, одним из неоспоримых преимуществ является то, что занятия, посвященные папье-маше, помогают развивать у детей творческие способности и художественный вкус, воспитывают у них прилежание, терпение, аккуратность.
Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь им, школьники осваивает новые необходимые в дальнейшей жизни приемы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.
Дети, освоившие технику папье-маше, овладевают различными видами росписи, познают особенности технологии изготовления, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точному восприятия предметов, улучшению мелкой моторики, развитию воображения детей и реализации творческого потенциала [4].
Нельзя не отметить положительного влияния папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпение, умение сосредотачиваться на работе. Ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Игрушки, выполненные детьми, впоследствии можно использовать для сюжетно-ролевых и подвижных игр.
1.2. Технология папье-маше
Технология папье-маше проста и совсем безопасна. Материал доступен и продается везде. Не нужно специального оборудования, что позволяет делать скульптуру любой формы и любого размера — хватило бы пластилина. Нет никаких вредных для детей примесей.
Скульптура из папье-маше легка, прочна и красится любым красителем в любой цвет. Единственный недостаток — боязнь влаги, но изделия можно покрывать бесцветным влагонепроницаемым лаком.
Материал очень «рукоделен», а это очень нравится детям. Малые детали, которые не позволяет вылепить папье-маше, надо просто нарисовать. Школьники с большим восторгом и одушевлением работают в данной технике. Это же так здорово — иметь игрушку, маску или блюдце сделанную своими руками, создать необычный художественный образ.