Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы понятия адаптивности и защитных механизмов личности...............................................................................…………...5
1.1. Понятие адаптации в психологии. Характеристика адаптивности студентов............................................................................................……………......5
1.2. Основные подходы к пониманию механизмов психологической защиты и совладающего поведения личности…………………………….….....................12
Выводы по первой главе………………………………………........................23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей адаптированности студентов и характерные для них способы совладающего поведения............................................................................................…………....24
2.1. Описание исследования…………………………………………………..24
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………....29
Выводы по второй главе………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………….……….……………………...33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………………....34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы связана с существованием проблемы адаптации студентов в ВУЗе в связи с высоким уровнем миграции населения, в результате которой, например, в российских вузах получают образование молодые люди из постсоветских, а так же автономных республик, для которых русский язык не является родным; для таких студентов в новинку и характер общения и культура отношений. Выпускники сельских школ, привыкшие к иному, чем в городе укладу жизни так же испытывают трудности в адаптации к новой для себя среде и к условиям обучения в ВУЗе. В этой же ситуации оказываются люди, которые ещё в школе испытывали трудности при обучении и поступили в ВУЗ по контракту. Трудности адаптации могут обуславливаться и индивидуально - типологическими особенностями студентов.
Всё это ставит перед психологической службой ВУЗа проблему исследования и повышения адаптированности различных категорий студентов. В связи с этим актуальной становится своевременная диагностика студентов с трудностями в адаптации, что позволит своевременно начать оказывать им адресную психолого - педагогическую помощь и поддержку. И хотя проблеме адаптации студентов - первокурсников уделяется достаточно много внимания в исследованиях: С.В. Березина и соавторов, Ю.С. Бабахан, Н.А. Всеволодова, М.А. Поваляева, вопрос остаётся актуальным.
Наряду с адаптированностью можно рассматривать такую категорию как совладающее поведение - набор реакций, которые человек использует в трудных для него ситуациях. Это поведение обладает рядом характеристик и его использование в определённых ситуациях может быть эффективным, а в других может приводить к дезадаптации.
В связи с вышесказанным целью нашего исследования является выявление особенностей адаптированности студентов в ВУЗе и характер их способов совладающего поведения.
Объект: личностные особенности студентов 1 курса.
Предмет: адаптированность и способы совладающего поведения.
Гипотеза: для студентов первокурсников характерно наличие трудностей в адаптации к учебной деятельности, наряду с дезадаптивными проявлениями копинг-стратегий.
Задачи:
1) Описать особенности изучения понятия «адаптивности» в целом и среди студентов в частности;
2) Обосновать феномен защитных механизмов и способов совладающего поведения.
3) Исследовать характер адаптивности студентов и характерные для них копинг - стратегии;
4) Проанализировать полученные данные.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка источников и литературы, включающего 22 наименования. Общий объем работы составил 35 страниц.
Глава 1. Теоретические основы понятия адаптивности и защитных механизмов личности
1.1. Понятие адаптации в психологии. Характеристика адаптивности студентов
Термин «адаптация» используется в различных науках и является достаточно распространённым. Слово переводится с латыни как приспособление. Данный термин был впервые введён Г. Аубертом. Г.И. Царегородцев в своём труде «Философские проблемы теории адаптации» утверждает, что само понятие способствует объединению знаний из различных систем. Общенаучные понятия помогают объединению исследуемых объектов разных наук в целостные теории [22, c.25].
В психологических словарях адаптация понимается как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды т.е. даётся самое общее определение процесса происходящего на уровне организма под действием среды. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации повышающих устойчивость организма к перепадам температуры недостатку кислорода изменению барометрического давления и другим неблагоприятным факторам. Всё это имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, эргономики и др. разделов психологии.
Вопросами адаптации занимаются различные науки: ещё в Древней Греции пытались философски осмыслить термин такие учёные как Анаксагор, Гиппократ, Демокрит, делая упор на том, что внешний вид может зависеть от образа жизни. Ламарк пытался объяснить адаптацию через теорию эволюции, чьи идеи легли в основу теории адаптации Ч. Дарвина. На биохимическом и клеточном уровне физиологически именно адаптация обеспечивает резервные способности организма.
Вообще понимании адаптация связывается с пониманием сенсорной адаптации, которая проявляется в приспособительном изменении чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Этот процесс осуществляется на организменном уровне и характеризуется относительной пассивностью индивида.
Г.Селье, разрабатывал теорию стресса в основе которой лежало понимание адаптивности организма к стрессорным воздействиям. Согласно его классической модели, развитие психической адаптации происходит в три этапа: тревога, сопротивление, истощение.
1 фаза - фаза тревоги (алярм-реакция). Происходит мобилизация защитных систем организма, повышающая его устойчивость. Организм начинает функционировать с большим напряжением. На данном этапе организм справляется с нагрузкой при помощи функциональной мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. На данной фазе в организме происходит сгущение крови, понижение содержания ионов хлора, повышается выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезёнки. В целом, в конце этой фазы у большинства людей наблюдается повышение работоспособности для борьбы со стрессом.
2 фаза. Фаза стабилизации или максимально эффективной адаптации. Здесь наблюдается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Реагирование организма на воздействующие факторы среды мало отличается от нормы.
3 фаза – фаза истощения. Данная фаза наступает только в том случае, если стресс продолжается долго или же воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны. Поскольку функциональные резервы организма исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счёт невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением [9, c.242].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Александров, И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии / И. А. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51057/ (дата обращения: 04.05.2022).
2. Анненкова, Н.В., Камнева, Е.В. Личная социальная ответственность и механизмы психологических защит / Н.В. Анненкова, Е.В. Камнева // Организационная психология. – Том 3. – 2013. - № 4. – С. 31.
3. Богомаз, С.Л. Разработка шкал оценки проявления механизмов психологической защиты личности / С.Л. Богомаз // Вестник Витебского государственного университета. – 2008. - № 4 (50). – С. 93-99.
4. Вассерман, Л.И., Ерышев, О.Ф., Клубова, Е.Б., Петрова, Н.Н. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для психологов и врачей. – СПб: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 2005. – 54 с.
5. Гребенников, Л.Р. Механизмы психологической защиты (генезис, функционирование, дигностика): дис. … канд. психол. Наук / Гребенников Леонид Радэмирович. – М., 1994. – 196 с.
6. Дебольский, Н. Г. Трансцендентальный реализм Гартмана. // Новые идеи в философии, сб. 13. СПб.: Образование, 1914.
7. Защитные механизмы личности: Методические рекомендации / Сост. проф. В.В. Деларю. – Волгоград: ВолгГАСА, 2004. – 48 с.
8. Интерпретация к методике «Способы совладающего поведения» Р.Лазаруса [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net. – Загл. с экрана.
9. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов - СПб.: Питер, 2014. - 582 с.
10. Маслоу, А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
11. Милославская, И. А. Социальная психология и философия / Под ред. Б. Ф. Парыгина. Вып.2. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
12. Набиуллина, Р.Р., Тухтарова, И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. – 83 с.
13. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). М.: Ереван, 1988. 253 с.
14. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 176 с.
15. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2008
16. Терещенко Н. Г. Психологическое обеспечение адаптации персонала в организации // Адаптация личности в современном мире / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов: Научная книга, 2012. С. 204–215
17. Фомин, Н. А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1982. 320 с.
18. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ. – СПб.: Питер., 2018. – 160 с.
19. Харламенкова, Н.Е. От эффектов самоутверждения личности к его внутриличностным корреляциям: анализ психологических механизмов защиты / Н.Е. Харламенкова // Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. – 1996. – С. 108-120.
20. Холл, К., Линдсей, Г. Теории личности. – М.: КСП, 1997. – 405 с.
21. Хохлова, Л.П Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176
22. Царегородцев, Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Просвещение, 1975. 277 с.