Фрагмент для ознакомления
2
Они возникают в связи с обеспечением нетрудоспособных или лиц, несущих по тем или иным причинам (закрепленные в законе основания социального обеспечения) дополнительные материальные затраты, а также лиц, оказавшихся в затруднительном материальном положении и самостоятельно не могут его преодолеть.
Все виды помощи можно разделить на социально-страховые и бюджетные социальные пособия. Первые уплачиваются лицам, которые находятся в трудовых отношениях с конкретным работодателем и теряют заработок в связи с временной нетрудоспособностью. Целью указанных пособий является частичное или полное возмещение утраченного заработка, поэтому их размер, в большинстве случаев, имеет соотношение с заработной платой работника. Как правило, указанные пособия имеют страховую основу (т.е. одним из условий их выплаты является уплата обязательных страховых взносов в соответствующий фонд) и осуществляется за счет общеобязательного государственного социального страхования.
Вторые (то есть социальные виды пособия), в отличие от первых, выплачиваются не в связи с трудовой деятельностью. Для этого вида пособий характерно отсутствие в прошлом общественно полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды пособий. Целью указанных пособий является материальная поддержка определенной категории граждан, предоставление им необходимых средств, которые были бы источником их существования. Указанные пособия являются проявлением гуманизма общества, их выплачивают в твердых размерах, обеспечивающих удовлетворение жизненно необходимых потребностей. Эти пособия являются выражением заботы общества в отношении лиц, оставшихся в силу тех или иных обстоятельств без средств существования. Они финансируются обычно за счет государственного бюджета.
Социальная помощь – это установленные законодательством виды материального обеспечения, которые предоставляются гражданам при определенных обстоятельствах и в определенных размерах из федерального бюджета. Такими видами обеспечения являются: помощь на дому одиноким людям и пожилым людям и инвалидам 1-й и 2-й группы, нуждающимся в уходе; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов и т.д. Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, независимо от того получает ли он те или иные виды страхового или иного обеспечения. Межбюджетные трансферты предоставляются субъектам РФ на выплату региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, проживающим на территории РФ, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума пенсионера, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Социальная помощь оказывается: на воспитание детей; при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; на детей одиноким матерям; родителям, занятым уходом за ребенком-инвалидом; на детей военнослужащих срочной службы; на детей многодетным семьям; инвалидам и пожилым гражданам, которые по уважительным причинам не получили права на пенсию и другие виды помощи; помощь нетрудоспособным малообеспеченным гражданам; социальная поддержка пожилых людей и инвалидов; предоставление социально-бытовой и медицинской помощи одиноким нетрудоспособным гражданам и инвалидам; социальное обслуживание детей сирот; социальное обслуживание пенсионеров и инвалидов; социальное обслуживание одиноких лиц; социальное обслуживание в домах интернатах для пожилых людей и инвалидов; социальное обслуживание, предоставляемое вдовам; помощь беженцам.
Финансирование государственной помощи семьям с детьми осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде субвенции в местные бюджеты. Это позволяет своевременно производить их выплаты, что способствует усилению доверия населения. Усиление адресности социальных пособий и усовершенствование механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения и семей, имеющих детей – приоритетные направления социальной политики государства. Гарантированность реализации права малообеспеченных семей и семей с детьми на эффективную государственную помощь является одним из путей решения социальных проблем, повышения уровня благосостояния. В настоящее время выплата указанных видов пособий финансируется за счет субвенций из бюджета, в результате чего выплаты производятся своевременно.
Социальная поддержка оказывается наименее защищенным категориям населения в индивидуальном порядке после проверки наличия у них средств к существованию. Вид, форма и размер социальной поддержки зависят от особенностей каждого частного случая.
Цель государственной политики в сфере социальной поддержки населения на данный период: смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества; повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малообеспеченным семьям на основе принципа адресности; расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидированными социальными услугами.
3.3 Субъекты - институты источников финансирования
Социальное обеспечение как особый социальный институт современного демократического, правового, социального государства является показателем социальной уверенности, выступает социальной гарантией достойного существования и развития каждого члена общества, осуществляется в определенных организационно правовых формах (с четким определением источников финансирования) в зависимости от наступления определенного социального риска.
В рыночных условиях все большее значение приобретают отношения по социальному обеспечению, к которым следует отнести: отношения по поводу общеобязательного социального государственного пенсионного страхования; отношения по поводу общеобязательного социального государственного страхования в связи с временной нетрудоспособностью и материнством; отношения по поводу общеобязательного социального медицинского страхования; отношения по поводу общеобязательного социального
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) была подписана от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 14 сентября 2000 г. и ратифицирована в 2009 г. (см. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г.»).
4. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» // Заключена в г. Женеве 28.06.1952 // Собрание законодательства РФ, 08.06.2020, № 23, ст. 3589. Россия ратифицировала данный документ с принятием обязательств в отношении разделов II, III, V, VI, VIII, IX и X (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 349-ФЗ).
5. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с поправками от 21.07.2014 г. № 11 – ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5878
7. Указ Президента Российской Федерации от 15.01.2016 г. № 13 (ред. от 01.01.2022) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. Официальный интернет-портал правовой информации -[сайт].URL: http://pravo.gov.ru/ - (дата обращения 2022. - 14 апреля) Текст : электронный.
8. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // Собрание законодательства РФ. Официальный интернет-портал правовой информации -[сайт].URL: http://pravo.gov.ru/ - (дата обращения 2022. - 14 апреля) Текст : электронный.
9. Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: от 24.07.1998 № 125-ФЗ // Консультант Плюс: Некоммерческая версия. Режим доступа: URL: www.consultant.ru/ (Дата обращения 26.01.2022). - Текст: электронный.
10. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
11. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1, ст. 18.
12. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ 06.12.2010, № 49, ст. 6422.
13. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3686.
14. Алиэскеров М.А. Состязательный гражданский процесс в правовом социальном государстве: монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2019.
15. Аралов В.А. Социальное обеспечение в СССР / В.А. Аралов, А.В. Левшин. – М.: Госполитиздат,1959. – 95 с.
16. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: учебник / В.С. Андреев – М.: Юрид. лит., 1987. – 352 с.
17. Андреев В.С. Правовые проблемы социального обеспечения в СССР / Андреев В.С. – Советское государство и право. – 1967. – № 2. – С. 30–34.
18. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. Изд. 2–е изм. и доп / С.С. Алексеев. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА•М, 2000. – 595 с.
19. Аитов В.С. Правоприменение и его суть / В.С. Аитов // Государство и право. – 1995. – № 5. – С. 47–54.
20. Батыгин К.С. Развитие основных форм социального обеспечения в свете Конституции СССР// Сов. государство и право.– 1979.– №3. – С.19-25.
21. Беликов Е.Г. Становление Российской Федерации как социального государства: финансово-правовые аспекты: монография / под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.В. Покачаловой. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 30-46.
22. Винокуров С. О социальном обеспечении / С.О.Винокуров/– М: Вопросы труда, 1920.
23. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учеб. пособ. / Н.В. Витрук. М.Закон и право, 1998,383 с
24. Воронина Н.А., Запесоцкий А.С., Карташкин В.А. Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2019;
25. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. 254с.
26. Гущин И.В. Советское право социального обеспечения: вопросы теории.– Минск, 1982. – 176 с.
27. Галаганов В.П. Право социального обеспечения.М. Академия, 2004. 416 с.
28. Дурденевский В.Н. Лекции по праву социальной культуры / В.Н. Дурдиневский. – М.–Л., 1929. – С. 10.
29. Доброхотова Е. Н., Филиппова М.В., Янтураева М.А. Советское право социального обеспечения. – Спб.: С.-Петербург. ун-т, 1992. – 144 с.
30. Даль В. И. Толковый словарь живаго великорускаго языка Т.2И – О./В. И. Даль.–С.-П.:Гостиный дворь №17, №18, 1881. – 814 с.;
31. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.
32. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. – М., Моск. гос. ун-т., 1983. – 168с.
33. Иванов С.Ю. Кооперативная форма труда – самостоятельный предмет правового регулирования // Правоведение.– №3. – 2003. – С.22.
34. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР/Р.И. Иванова. — М.,1986. —176с.
35. Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве: монография. М.: ИНФРА-М, 2019;
36. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. / С. Ф. Кечекьян. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1958. –¬ С. 43.
37. Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России: монография. – М.: Проспект, 2009. – 246 с.
38. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право соц обеспечения. М., 2000.
39. Протасов В. Н. Общая теория процессуального права. М. : Юрайт, 2020. 186 с.
40. Полупанов М.И. Формы социального обеспечения в СССР и их развитие. // Труды ВЮЗИ.: Социальное обеспечение в СССР за 60 лет (правовые аспекты).– М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1979. – 27 с.
41. Райзберг Б. А., Лозовський Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь –2 - е изд. испр. М.: Инфра-М,1999-497с.
42. Симоненко Г. С. Конституционные формы социального обеспечения в СССР // Сов. Гос. право.– 1979.– № 10.– С.131.
43. Селюков А.Д. Актуальные проблемы финансового права: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Д. Селюкова, И.А. Цинделиани. М.: Юстиция, 2019. С. 112 - 154.
44. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Практи¬кум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г.Тучковой. – М.: Новый юрист, 1997.
45. Толковий словарь Ушакова онлайн [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=82483.
46. Цвик М.В., Ткаченко В.Д., Петришин О.В. общая теория государства и права.– Х.: Право, 2002.– 432 с.
47. Шульга А.М. Основы теории государства и права: [крат. учеб. пособие] / А.М. Шульга – Х.: ООО «Прометей-Прес», 2006. – 260 с.
48. Шумная Л.П. К вопросу об основной цели социальной поддержке // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3. С. 28.
49. Щербакова Е. К. Особенности механизма правового воздействия // Учёные записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2017. Т. 159, кн. 2. С. 363–372.