Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 определяет, что сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников [11]. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия
приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией
ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы [9, с. 188]. В связи с этим в настоящее время принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления в соответствии с ФГОС.
Одной из таких форм является бодрящая гимнастика, которую, к
сожалению, либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее
потенциала в оздоровлении дошкольников и проводят лишь с целью
постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию.
Проблема: каковы особенности бодрящей гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста?
Объект: работа с детьми дошкольного возраста.
Предмет: бодрящая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель: рассмотреть особенности бодрящей гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач.
Задачи:
1. Изучить актуальные проблемы физического воспитания дошкольников.
2. Рассмотреть цель, задачи и средства физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной организации.
3. Проанализировать роль гимнастики в физическом воспитании и развития детей дошкольного возраста.
4. Выделить особенности методики бодрящей гимнастики.
5. Составить комплекс бодрящей гимнастики в разных возрастных группах.
Методологическая основа исследования. Проблемам обучения дошкольников общеразвивающих упражнениям были посвящены работы П.П.Буцинской, В.И.Васюковой, Н.А.Метлова, С.Г.Меринова, Н.А.Ноткина и другие. Проблемам построения оптимального двигательного режима в детском саду З.И.Ермаковой, Ю.Ф.Ермаковой, Ю.Ф.Змановкого, Г.В.Сендек, О.В.Силиной, Р.В.Силла и другие.
Теоретической основой исследования выступили научные исследования по проблеме физической подготовленности в дошкольный период (Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская и др.); по проблеме развития физических качеств дошкольников (В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, М.Х. Спаева и др.); исследования по проблеме организации педагогических условий в ДОУ для физического воспитания детей (Я. Степаненкова, В.А. Страновского, Е.А. Тимофеева и др.).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты физического воспитания в дошкольном возрасте
1.1. Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников
Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс, стремление к максимальному комфорту, удобству, экономии времени и сил - способствует значительным изменениям в стиле жизни современного человека. Люди все больше времени проводят у мониторов телевизоров и компьютеров, за разговорами по телефону, даже для того что бы купить еду не обязательно идти в магазин - достаточно заказать доставку. В общем, образ жизни современного человека становится все менее подвижным, а повседневная потребность в физической активности снижается.
Современные дети - это продукт нашего современного мира, объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном: современные дети другие, ни хуже, ни лучше, а просто другие. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе. Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Хочется в это искренне верить.
В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья [1, с. 144].
Физическое развитие - это одно из направлений, которое курирует наше государство. Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2016 г. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств. Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование. ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира [11].
Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребенка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Трудности физического развития детей объясняются тем, что все большее количество детей имеют неблагоприятную картину здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Причины повышенной заболеваемости детей заключаются в нарушении функций организма при ограниченной двигательной активности («гиподинамия»). Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Это в свою очередь приводит к гиподинамии, вызывающей развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением (30–40 % детей имеют избыточный вес).
Специфичным для детей раннего и дошкольного возраста является их активность, подвижность, импульсивность, повышенный интерес ко всему новому[17, с.128-131]. Но, в настоящее время, исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Детский врач, редактор журнала «Вестник воспитания» Покровский Е.А. основным средством физического воспитания детей признавал подвижные игры. По его мнению, они более полезны для маленьких детей, чем гимнастика, поскольку они доставляют детям большое удовольствие и вполне отвечают требованиям растущего детского организма[6, с. 165-171].
Л. И. Чулицкая - Тихеева (1868 - 1938) выделила наиболее типичные особенности дошкольника: пластичность, неустойчивость организма, высокую энергию[15, с. 199].
Многие положения известных педагогов, теоретиков используются в работе с детьми дошкольного возраста и по настоящее время. Однако проблема снижения здоровья подрастающего поколения остается актуальной [10, с. 188-191].
Анализ и обобщение высказываний из научно - методической литературы и программно - нормативных документов позволили нам выделить ряд организационных особенностей эффективного решения задач формирования физической культуры личности дошкольников. Необходимо, прежде всего:
- учитывать возможности каждого ребенка при использовании
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанова С. Н. Физическое развитие детей / С.Н. Агаджанова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 444 c.
2. Доронина М. А. Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ // Дошк. педагогика. - 2008. - № 8. - С. 27-29
3. Карманова Л.В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада: методическое пособие. - Минск: Полымя, 1987. - С. 11-12
4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., «Просвещение», 2012. С. 201– 203, 130 – 135.
5. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – С.14 – 17, 40 – 41, 160-161, 166-168.
6. Новикова Т.В. Формирование основ физической культуры у старших дошкольников: проблемы современности // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - 2018. - С. 165-171.
7. Мазуренко О.В., Винокурова Н.В. Современное состояние и перспективы решения проблемы развития физических способностей дошкольников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57).
8. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2014. – С.63 – 64.
9. Мещерякова Е. А. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования / Е. А. Мещерякова, Н. М. Воронина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 13.3 (117.3). - С. 60-62.
10. Почтенная М.В., Лосев Ю.Н. Проблема физического воспитания дошкольников //В сборнике: Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: теория, практика и перспективы Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Министерство спорта РФ, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры». - 2018. - С. 188-191.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
12. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 256 с.
13. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н.В. Полтавцева и др. - М.: Флинта, 2011. - 262 c.
14. Тарасова З.И. Физкультурные занятия в разновозрастной группе детского сада: пособие для педагогов ДУ. – Мн., 2012. 25с.
15. Хаджинова П.В., Иванова Н.В. Формирование здорового стиля жизни у дошкольников // В сборнике: Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2017. - С. 199.
16. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. -
Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.- 96 с.
17. Хазова С.А. К проблеме физического воспитания дошкольников //В сборнике: Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития Материалы VII Международной электронной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.Г. Арутюняна. - 2017. - С. 165-171.
18. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., «Просвещение», 2013. С.189 – 192
19. Чикова И.В., Тюмайкина Е.А. О специфике физического воспитания дошкольников: инновационный опыт ДОУ // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации материалы международной (заочной) научно-практической конференции. - 2017. - С. 128-131.
20. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников – М: Издательский центр «Академия», 2010. – С.120 – 122.
21. Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна // Дошкольное воспитание. - № 2.- 2007.