Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.
Такая ситуация чревата большим социальным риском, поскольку чтение - важнейший способ усвоения жизненно важной информации, без него немыслима интеграция человека в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных качеств; образ жизни; основные человеческие качества. права; системы мировоззрения, т.е. ценности, нормы, традиции, образование, которые характеризуют общество. В то же время экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны во многом зависят от уровня культурной компетентности граждан.
Определенное снижение интереса к чтению сегодня является общемировой тенденцией, и во многих странах предпринимаются активные попытки противодействовать этому, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны.
В настоящее время в Российской Федерации действует более 130 тысяч библиотек различных типов и типов, и это число остается стабильным благодаря усилиям профессионального сообщества. В целом, несмотря на все трудности переходного периода, библиотеки представляют собой одну из немногих систем в области культуры, образования и науки, которая в значительной степени сохранила свой кадровый и организационный потенциал.
Объект исследования – деятельность библиотек по продвижению книги и чтения.
Предмет исследования – национальная программа поддержки и развития чтения.
Цель исследования заключается в рассмотрении национальной программы поддержки и развития чтения на современном этапе развития литературного образования.
Для достижения цели служат следующие задачи:
определение понятия «продвижение книги и чтения»;
анализ нормативно-правового и методического обеспечения деятельности библиотек Российской Федерации по поддержке и развитию чтения;
обобщение опыта деятельности библиотек Российской Федерации по поддержке и развитию чтения;
анализ деятельности библиотек по поддержке и развитию чтения;
разработка рекомендаций по реализации проекта продвижению чтения.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе были рассмотрены нормативные документы Российской Федерации по развитию и продвижению чтения в библиотеках, национальная программа Российской Федерации по развитию и продвижению чтения и социально-культурный проект: специфика, этапы реализации.
Во второй главе изучили проекты поддержки и развития чтения в библиотеках Российской Федерации на примере опыта деятельности библиотек Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие / Г.И.Андреев, С.А.Смирнов, В.А.Тихомиров. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.
2. Барейчева Р.М. Год литературы в Татарстане: объединение усилий в продвижении чтения //Национальная программа поддержки и развития чтения: год девятый. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 26-27 ноября 2015 г.). – М.: МЦБС, 2016. – С. 226-237.
3. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Социол. исслед. - 2001. – 125 с.
4. Гениева, Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е.Ю. Гениева. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008. – 208 с.
5. Елизарова Р.У. Институт дополнительного профессионального образования специалистов СКС и искусства и Национальная библиотека Татарстана: направления взаимодействия в повышении квалификации библиотечных кадров // Культура и образование: инновационные технологии: материалы Всероссийской науч.-практич. конф. (г. Казань, 23 апреля 2014 г.)/ ИДПО СКС РТ. – Казань: Изд-во «ЯЗ», 2014. – С. 34-40.
6. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: полный курс: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. – М.: Изд-во ФАИР, 2007. – 559 с. – (Специальный издательский проект для библиотек). – Библиогр.: с. 525-559.
7. Дубин, Б.В., Зоркая Н.А.Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая; ред.: Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества: Левада-Центр, 2008. – 80 с. – ISBN 978-5-91515-023-1
8. Дудова, Л.В. Формирование круга чтения современного школьника: методические рекомендации и материалы / Л. В. Дудова, Н. Е. Кутейникова. – Москва: Шк. кн., 2008. – 88 с.
9. Землякова Ж. А. Развитие социального партнерства как формат деятельности молодых библиотекарей // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. 2015. № 58. С. 52–55.
10. Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: сб.науч-практ. работ / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества; сост.: Е.И. Кузьмин, О.К.Громова. – М.: МЦБС, 2015. – 184 с. – Национальная программа поддержки и развития чтения.
11. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области / Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Челябинская государственнаяакадемия культуры и искусств; В.Я. Аскарова; науч. ред.: Э.А. Орлова, Е.И. Кузьмин. – М.: МЦБС, 2020. – 48 с. – Национальная программа поддержки и развития чтения.
12. Кризис чтения: энергия преодоления Сборник научно-практических материалов / Редактор-составитель В.Я. Аскарова. – М.: МЦБС, 2021. – 320
13. Литературно-художественный журнал и культура чтения пользователя библиотеки: метод. рекомендации / ЯОУНБ имени Н. А. Некрасова; сост.: Е. В Еланцева, Т. А. Ткачук, С. Л. Гуляева; отв. за вып. Е. С. Семенова. – Ярославль, 2013. – 70 с.
14. Мелентьева, Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире: [сб. избранных статей] / Ю.П. Мелентьева. – М.: Наука, 2018. – 355 с. – В надзаг.: РАН. Отд-ние ист.-филол. наук, Науч.-производственное об-ние "Издательство "Наука". Науч. центр исследований истории книжной культуры. – Библиогр. в примеч.: 352-355.
15. Молодежь. Чтение. Успех: сборник материалов научно-практической конференции / Муниципальное учреждение культуры г. Архангельска «Централизованная библиотечная система»; Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2018. – 128 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.7). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».
16. Мурашко О. Ю. Социальное партнерство в контексте деятельности муниципальной библиотеки // Библиотековедение. 2007. № 2. С. 29–32.
17. Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 20–21 ноября 2014 г.) – М: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. – 224 с.
18. Национальная программа поддержки и развития чтения: год девятый. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 26-27 ноября 2015 г.). – М.: МЦБС, 2016. –280 с.
19. Национальная программа поддержки и развития чтения / отв. за вып. Е. Тихонова. – М.: Журнал "Библиотека", 2007 . – 43 с. – В надзаг.: Федерал. агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский Книжный союз.
20. Национальная программа поддержки и развития чтения / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский книжный союз. – М.: МЦБС, 2007. – 56 с.
21. Новикова В. Привет из деревни Дедморозовки Центральной городской // Библиотека. – 2015. - №10. С. 50 – 52.
22. Отле, П. Труды по библиотековедению: Руководство для обществ. библиотек; Организация умственного труда; Руководство к администрированию: Практич. пособие / Поль Отле; вступ. ст. Ю.Н. Столяров. – М.: Либерея, 2012 . – 227 с. – (Альманах "Приложение к журналу "Библиотека").
23. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сб.науч-практ. работ / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Челябинская государственнаяакадемия культуры и искусств; сост.: В.Я. Аскарова. – М.: МЦБС, 2007. – 272 с. – Национальная программа поддержки и развития чтения.
24. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозова. – Москва: Просвещение, 2008. – 120 с.
25. Региональные центры книги и чтения в России Отв. ред. Е. И. Кузьмин. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. – 176 с.
26. Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне: пособие для руководителей библиотек / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; науч. коллектив под руководством Э.А. Орловой, Е.И. Кузьмина. – М.: МЦБС, 2007. – 64 с.
27. Рекомендации по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения: пособие для руководителей библиотек / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; науч. коллектив под руководством Э.А. Орловой, Е.И. Кузьмина. – М.: МЦБС, 2007. – 88 с.
28. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения» /М.: МЦБС, 2008. – 72 с.
29. Чтение. XXI век коллективная монография / Науч. ред.-сост. В.Я. Аскарова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. – 472 с.
Интернет-источники
30. БИБЛИОНОЧЬ 2016 [Электронный ресурс] // Официальный сайт акции URL: http://www.biblionoch.ru/
31. Запуск поезда "Читающая Москва"/ ГБУК г. Москва "Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева" – 2013 сайт библиотеки URL: http://www.turgenev.ru/3287
32. Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcbs.ru
33. Национальная библиотека Республики Татарстан[Электронный ресурс]. URL:http://kitaphane.tatarstan.ru/
34. Портал Чтение21 / Интернет-портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия в качестве средства массовой информации URL:http://chtenie-21
35. Секции по библиотечной ассоциации. — URL: http://www.rba.ru/content/activities/section/index.php
36. Устав государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Татарстан «Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства» (в новой редакции). – Казань, 2012. – http://idposkc.tatarstan.ru/rus/info.php?id=164942.
37. Центр чтения ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» – URL: http://litmir.libsakh.ru/
38. Центр чтения Российской национальной библиотеки. /Российская национальная библиотека © 2022. URL: http://www.nlr.ru/prof/reader/o-tsentre/o-tsentre