Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия литературная ономастика всё интенсивнее завоёвывает филологическое пространство. Интерес к собственному имени в литературном произведении, в первую очередь, обусловлен богатым смысловым потенциалом используемых собственных имён, интерпретация которого обеспечивает актуализацию многослойной и полисемантичной организации художественного текста, способствует раскрытию его идейного содержания. Роман Е. Водолазкина «Лавр» представляет собой роман-житие, в котором присутствует большое число антропонимов, выполняющих не только номинативную, но и характеризующую и др. функции, в связи с чем работа, цель которой – анализ системы антропонимов в романе Е. Водолазкина "Лавр" в семантическом аспекте, является актуальной.
Объектом исследования является система антропонимов, а предметом – произведение «Лавр» Е. Водолазкина.
Материалами исследования послужили существующие на сегодняшний день фундаментальные работы известных лингвистов и литературоведов, посвящённые изучению собственных имён в литературном произведении: В.Н. Михайлова, Е.С. Отина, В.М. Калинкина, Ю.А. Карпенко, Г.Ф. Ковалёва, Ю.М. Лотмана, А.В. Суперанской, В.И. Супруна, Э.Б. Магазанник, В.Н. Топорова, О.И. Фоняковой, А.А. Фомина, М.В. Буевской и многих других.
Источником исследования послужил роман Е. Водолазкина «Лавр».
Для решения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие антропонима;
- сформулировать функции антропонимов в литературном произведении;
- исследовать расширение семантики антропонима в художественном тексте;
- применительно к анализируемому роману Е. Водолазкина «Лавр» определить семантику номинаций главного героя;
- определить семантику и функции антропонимических номинаций второстепенных персонажей.
Методами исследования послужили метод анализа и наблюдения, а также, метод статистического анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно применить в теории антропонимов.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в практике анализа художественных произведений на предмет семантики антропонимов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Роль антропонимов в произведениях художественной литературы.
1.1. Понятие антропонима
Антропонимика, как известно, это раздел лексикологии, изучающий собственные имена людей .
Еще одно определение: антропонимика – это раздел ономастики, изучающий антропонимы. По мнению Н.В. Подольской, антропоним – любое собственное имя, которое может носить человек (или группа людей), в том числе личное имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним, криптоним, кличка .
Антропоним характеризуется, как правило, следующими признаками:
а) указание на то, что носитель антропонима - человек: Peter,Lewis в отличии от London, Thames;
б) указание на принадлежность к национально-языковому сообществу: Robin, Henry, William в отличие от Rene, Henri, Wilhelm;
в) указание на пол человека: John, Henry в отличии от Mary,Elzabeth
Любой носитель языка способен определить эмотивность антропонима, топонима и других имен собственных. Личные имена в
большинстве языков имеют как минимум три формы: полную (официальную, паспортную), краткую (домашнюю) и деминутивно-мелиоративную или аугментативно-пейоративную. Антропонимы в качестве тематической доминанты текста встречаются в официально-деловых, научных и художественных текстах, демонстрирующих отсутствие строгой границы между собственно антропонимическими и квазиантропонимическими текстами . Квазиантропонимический текст в состав тематического, а иногда и рематического рядов обязательно включает некоторый минимум антропонимов (метрические записи, купчие крепости, уголовные определения, личные документы и т. п. – в документальном жанре, драматические произведения – в художественной литературе) .
Полное имя может выражать торжественность, уважительное отношение к именуемому, особенность протекания событий, в которых он участвует. Е.Г. Водолазкин в своем романе «Лавр» использует только полное имя одного из героев, передавая тем самым перипетии его трудной судьбы: Николай был невысок, но неистовую силу ему давали вселившиеся в него бесы. <…> Николай рычал и выл, и грыз свои цепи, обнажая обломанные о железо зубы. <…> Николай уже не выл и не бился. <…>
При этих словах Николай протянул руки к Лавру, словно хотел его обнять. <…> Звеня цепями, Николай медленно съехал на землю. <…>
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Словарь лингвистических терминов О. С. Ахмановой [Электронный ресурс] https://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/source/worddocuments/a.htm
2. Подольская Н.В. Антропоним // Словарь русской ономастической терминологии. М. 1988, С. 31, 140, 102
3. Гулыга Е. В., Шендельс Е. О. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М. : Просвещение, 1969
4. Болдырев Н. Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. Вып. 2. С. 5–22.
5. Langacker Ronald W. Cognitive Grammar: A Basic Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2008
6. Болдырев Н. Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке: коллективная монография. М. : Институт языкознания РАН ; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 25–77.
7. Бочкарева И. В. Когнитивные аспекты семантики производных от имен соб ственных в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2012
8. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. – М., Наука, 1973. – 366с.
9. Личное имя как культурный символ: стереотипы и мифы: сб. науч. трудов/ отв. ред. Пак С. М. – Рязань, 2002. – 67с.
10. Суслова Т.Д. Антропонимы в тетралогии В.В. Катаева «Волны Черного моря» (антропони мические модели и их функционирование). Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Одесса, 1986
11. Зинин С.И. Введение в русскую антропонимию. – Ташкент, 1972. – 278с.
12. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. зд. 2-е. М., 1987. С. 115- 130.
13. Планета имён и фамилий. – Режим доступа: http://imja.name/imena/slovar-imen.shtml
14. Стилистические функции имен персонажей в романе Е. Водолазкина "Лавр" [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-funktsii-imen-personazhey-v-romane-e-vodolazkina-lavr
15. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. - 6-е изд., стереотип. - М.: Русские словари, Астрель, 2000. - 477 с.
16. Водолазкин Е. [Электронный ресурс] http://loveread.ec/read_book.php?id=34991&p=10
17. Значение имени [Электронный ресурс] https://imena-znachenie.ru/imena/nikandr13334.html
18. Подольская Н.В. Антропоним // Словарь русской ономастической терминологии. М. 1988, С. 31, 140, 102
19. Смольников С.Н. Антропонимия в разных типах деловой письменности Русского Севера XVI–XVII вв.: моногр. Вологда, 2005.
20. Щетинин Л.М. Субъективный фактор в образовании антропонимических текстов // Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка. 1986. Т. 45. № 1.С. 159–165.