Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключатся в том, что государственное имущество играет важнейшую роль не только в гражданском обороте благодаря тому, что позволяет государству выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни. Объекты государственного имущества обладают особой спецификой и различным назначение (природные ресурсы, недра, недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обуславливает необходимость дифференциации не только их правового статуса, но и принимаемых в их отношении управленческих решений. От качества управления государственным имуществом напрямую зависит благополучие общества и, соответственно, обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию функций государства.
Вместе с тем, поверхностный анализ источников по направлению исследования позволяет сделать вывод о том, что эффективность управления государственным имуществом не всегда соответствует ожиданию, а в законодательстве и правоприменении существуют требующие решения проблемы. Сказанное предопределяет необходимость изучения вопросов, связанных с управлением государственным имуществом, а также поиск эффективных и актуальных путей решения.
Целью данного исследования является изучение управления государственным имуществом.
Задачи:
1. Изучить государственное имущество как форму собственности.
2. Показать роль государственной собственности в современной экономике.
3. Раскрыть организацию и содержание управления государственным имуществом.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, связанных с управление государственным имуществом.
Предметом исследования служат нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере управления государственным имуществом, практика деятельности государственных органов по вопросам управления государственным имуществом, а также учебная и научная литература, в которой рассматриваются проблемы, связанные с темой исследования.
Методологическую основу изучения составляют метод общенаучного диалектического познания, комплексного и системного анализа, синтеза, а также метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу работы составили учебные пособия, монографии, а также различные научные статьи. Значимый вклад в изучение вопросов, посвященных управлению государственным имуществом, а также повышению эффективности управления, был внесен такими российскими учеными, как Г.Н. Андреева, А.А. Ануфриева, А.А. Батяев, А.С. Большаков, С.Н. Братусь, А.В. Гарматин, В.П. Мозолин, А.П. Суханов, Е.А. Суханов и другие.
Нормативную и эмпирическую основу работы составили положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, различных федеральных законов (например, «О недрах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по различным вопросам, иные нормативные и ведомственные правовые акты, а также информация из официальных сайтов государственных органов.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью глубокого анализа сущности системы управления государственным имуществом, ее актуального состояния, выявления факторов и проблем, влияющих на эффективность управления государственным имуществом, что позволит выявить законодательные пробелы и неточности, а также предложить способы их совершенствования.
Структура: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
1.1 Государственное имущество как форма собственности
Говоря о государственном имуществе, многие ученые, например, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов и другие, используют более общий термин «Право публичной собственности» как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности. По мнению Е.А. Суханова, право собственности предоставляет всем субъектам равные возможности (правомочия). Различие состоит лишь в объектах, чья специфика и определяет возможные ограничения прав субъектов [34, с.37].
Таким образом, под публичной собственностью ученые понимают государственное и муниципальное имущество. В рамках указанного параграфа рассмотрено именно государственное имущество.
Статья 214 ГК РФ содержит легальную дефиницию понятия «государственная собственность», под которой понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) [2].
Законодательное определение построено по принципу перечисления видов государственной собственности, благодаря чему мы можем, говорит о законодательно закрепленных разновидностях – федеральной собственности и собственности субъекта РФ. Некоторые ученые, однако, не соглашаются с таким названием, как «собственность субъекта», подчеркивая отсутствие суверенитета у субъектов РФ. Так, Е.В. Кулешов рекомендует использовать более нейтральный и логичный, по его мнению, термин «региональная собственность» [30, с.13].
Среди представителей конституционного права популярна концепция «публичной и частной собственности государства». Так, С.А. Сосна, Г.Н. Андреева считают необходимым отнести к публичной собственности государства такое имущество, без которого осуществление публичных функций вообще невозможно. К частной должно быть отнесено все остальное имущество (по остаточному принципу). Свое мнение сторонники данной точки зрения основывают на предположении, что публичные функции государства исключают участие связанной с ними собственности в гражданско-правовом обороте, поскольку априори исключают возможность ее отчуждения.
Государственная собственность может быть рассмотрена в объективном и субъективном смысле.
С объективной точки зрения, государственная собственность – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению публичным имуществом [28, с.78].
Актуальным является вопрос о природе правового регулирования государственной собственности (и публичной собственности в целом). В рамках дискуссии обсуждаются три варианта: осуществляется ли правовое регулирование конституционным, гражданским правом или совокупностью норм (т.е. институт является комплексным).
Российский цивилист А.П. Сергеев отмечает большое значение государственного имущества для целого ряда правовых отраслей, однако придерживается мнения, что публичная собственность, в общем, и государственная собственность в частности должны рассматриваться в рамках гражданско-правовых категорий [2, с.97].
Мы не отрицаем мнения А.П.Сергеева, однако считаем, что государственное имущество имеет свои особенности, которые делают невозможным ее изучение без учета специфики субъектов, во многом определяющейся конституционным правом.
В субъективном смысле право государственной собственности – это право публично-правовых образований (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) владеть, пользоваться и распоряжаться публичным имуществом в целях удовлетворения публичных интересов.
Интересно определение публичной собственности, данное А.П. Сергеевым, который определяет его как право народа РФ и населения определенной территории, непосредственно или через уполномоченные ими органы владеть, пользоваться и распоряжаться публичным имуществом в целях удовлетворения публичных интересов. Цивилист не упоминает публично-правовые субъекты (Российскую Федерацию, ее субъекты, муниципальные образования) [28, с.112]. Можно предположить, что подобное определение основано на ст. 3 Конституции РФ [1], в которой закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Представители российской цивилистики традиционно придерживаются мнения, что содержание субъективного права государственной собственности выражается через триаду правомочий: владение, пользование и распоряжение. Несмотря на это, некоторые советские ученые, предлагали выделять специфические правомочия публичного собственника. Так, Д.М. Генкин считал, что указанная триада правомочий составляет содержание единственного правомочия государственного управления имуществом, подчеркивая его административный характер [27, с.55]. Г.А. Аксененок считал, что правомочие управления является дополнительным правомочием, наряду с традиционной «тройкой» [23, с.57].
Согласимся с мнением о том, что содержание права государственной собственности составляет триада правомочий, не включая в себя административные полномочия по управлению.
Выделим основные особенности государственной собственности.
Во-первых, особенностью государственной собственности является присущий ей принцип всеобщности, который позволяет «обращать» в государственную собственность любое имущество, в том числе изъятое и ограниченное в обороте.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Консультант Плюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 // Консультант Плюс.
4. Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Консультант Плюс.
5. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция) // Консультант Плюс.
6. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
7. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
8. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007 N 317-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
9. Указ Президента РФ от 30 сентября 1995 г. N 986 «О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями»// Консультант Плюс.
10. Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 05.03.2022) «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»// Консультант Плюс.
11. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 (ред. от 31.03.2021) «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)»// Консультант Плюс.
12. Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (ред. от 25.12.2021) «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества»// Консультант Плюс.
13. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 25.12.2021) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»// Консультант Плюс.
14. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 29.12.2021) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»// Консультант Плюс.
15. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038 (ред. от 17.12.2021) «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»)// Консультант Плюс.
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»// Консультант Плюс.
17. Постановление Правительства РФ от 25.08.2015 N 884 (ред. от 29.07.2020) «Об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации» (вместе с «Положением об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации») // Консультант Плюс.
18. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Консультант Плюс.
19. Приказ Росимущества от 08.09.2017 N 296 (ред. от 16.07.2018) «О размещении в информационно-телекоммуникационной сети Интернет общедоступной информации о деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом в форме открытых данных» (вместе с «Реестром наборов открытых данных о деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом, подлежащих размещению на официальном сайте Росимущества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», «Порядком ведения и согласования общедоступной информации о деятельности Росимущества, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных») // Консультант Плюс.
20. О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2017- 2019 годы: Приказ Росимущества № 121 от 21.04.2017 // Консультант Плюс
21. О Комитете имущественных отношений Санкт- Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98 // Консультант Плюс.
22. Проект Федерального закона N 500676-5 «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.02.2011) // Консультант Плюс.
Научная и учебная литература
23. Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР / Под ред. Н.Д. Казанцева. - М.: Госюриздат, 1950. – 307 c.
24. Андреева Г.Н. Современное правовое оформление публичного характера государственной собственности в Российской Федерации и концепция публичной собственности // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 6. - С. 2.
25. Большаков А.С. Современный менеджмент. - СПб. : Питер, 2020. - 416 с.
26. Гарматин А.В. Место и роль государственной собственности в национальной экономике // Вестник ЧелГУ. - 2018. - №1. - С. 14-18.
27. Генкин Д.М. Право собственности в СССР. – М.: Госиздат, 1961. - 223 c.
28. Гражданское право. / Под общ. ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, 2019. - 1066 с.
29. Козельская И.Н. Управление государственным и муниципальным имуществом. - Саратов : ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 432 с.
30. Кулешов Е.В. Государственная собственность субъектов Российской Федерации как основа их экономической самостоятельности // Государство и право. - 2021. - № 6. - С. 13-20.
31. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2021. - 158 с.
32. Прокофьев С.Е. Управление государственной и муниципальной собственностью. - М., 2018. - 139 с.
33. Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях / Д. В. Пятков; Ассоциация Юридический центр. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2020. - 329 с.
34. Российское гражданское право. Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2021. - 1208 c.
35. Сосна С.А. О новой концепции государственной собственности и общественного достояния // Государство и право. - 2021. - № 2. - С. 55–64.
36. Тихомиров Ю.В. Теория управления. - М., 2020. - 452 с.
37. Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование / Под ред. О.В. Паниной, С.Г. Еремина, С.Е. Прокофьева. - М.: Юстицинформ, 2019. - 380 с.
38. Ходырев В.В. Управление государственной и муниципальной собственностью. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. - 146 с.