Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в дореволюционной России 5
1.1. Основные этапы и формы предпринимательской деятельности в дореволюционной России 5
1.2. Выдающиеся предприниматели дореволюционной России 16
Глава 2. Возрождение предпринимательства в современной России 18
2.1 Правовые основы предпринимательства в РФ 18
2.2. Современные предприниматели: социально – психологические черты 29
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Малое и среднее предпринимательство – сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику.
Предприниматели и предпринимательство — эти понятия постоянно изменялись по мере того, как экономическое общество, следовательно, и функции его агентов, непрерывно трансформировались и развивалось. Одна господствующая экономическая теория и школа сменяла другую .
Предпринимательство изначально было ориентировано на определенный рынок товаров и услуг. Собственник был и предпринимателем. Кроме того, капитал предпринимателя был ограничен; предприниматель должен платить налоги. Изначально такие собственники не нуждались в помощи государства и не сообщались в союзы; такие предприниматели были еще независимы от крупного капитала .
Таким образом, и создавался пласт классического малого и среднего предпринимательства, из которого потом и возникали крупные фирмы.
Перечислим области деятельности традиционного предпринимательства:
- мелкосерийное и индивидуальное производство товаров,
- розничная торговля,
- гостиничное хозяйство и общественное питание,
- строительство,
- транспорт,
- здравоохранение.
Вышеперечисленные характеристики – современная концепция предпринимательства, сформированная опытом.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса становления и путей развития российского предпринимательства в XX веке.
Задачи:
- изучить основные этапы и формы предпринимательской деятельности в дореволюционной России;
- рассмотреть выдающихся предпринимателей дореволюционной России;
- проанализировать правовые основы предпринимательства в РФ;
- изучить социально-психологические черты современных предпринимателей.
Объект исследования – история развития российского предпринимательства. Предмет исследования – современное предпринимательство и его специфика.
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в дореволюционной России
1.1. Основные этапы и формы предпринимательской деятельности в дореволюционной России
В результате объединения Киевского и Новгородского княжеств в 882 г. образовалось Древнерусское государство. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения, где совершались сделки, заключались договоры. Купцы и предприниматели на Руси не выделялись в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества, в том числе князья и бояре.
Со второй половины IX в. по Волжскому пути особенно активно велась торговля новгородских, суздальских, ростовских, владимирских и рязанских купцов с арабами. Зародилась торговля с Корсунем (Херсонесом), а затем и с Константинополем.
В XV-XVII вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться специальными нормами: различными грамотами, судебниками. Получает широкое распространение письменный договор. В соответствии с Судебником 1497 г. вводится в действие нотариальная (крепостная) форма сделок.
Крупнейшим памятником русского феодального права стало Соборное Уложение 1649 г. Оно представляло собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Уложение включало 967 статей и 25 глав по направлениям: о суде, вотчинах, богохульниках и т.д., однако распределения по конкретным отраслям права здесь не было.
К тому времени уже действовали третейские суды, назначаемые по просьбе сторон, для разрешения частных споров. Соборное Уложение установило, что решение третейского суда обязательно для исполнения. В Уложении рассматривался вопрос сервитутов, постепенно оформлялась теоретическая база понятий частной собственности.
Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. При этом на купечество возлагались новые управленческие и финансовые обязанности.
Предпринимательская деятельность на Руси столетиями велась в интересах укрепления государства и содержания многочисленной армии. Торговая жизнь играла огромную роль в освоении и объединении русских земель. Большое число людей вовлекалось в экономическую деятельность, становилось заинтересованными в ее результатах.
Важное место в развитии предпринимательства Руси занимало купечество. Купцы-профессионалы и купеческий капитал, по- видимому, появились в XI в. Это была самая активная во всех отношениях часть населения. Купцы вели торговлю и промысловую деятельность артелями или компаниями .
Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации. Возникающие между предпринимателями и потребителями противоречия решались в специальном торговом суде. Купцы, входившие в ассоциацию, обладали большими привилегиями в случае финансовых трудностей им предоставлялись кредит или безвозмездная помощь. Вступить в ассоциацию мог только состоятельный предприниматель. Кроме ассоциаций в русских городах существовали и другие профессиональные объединения предпринимателей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Важенин С. Г., Доверие в российской торгово-промышленной среде XIX-начала XX веков // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. — 2006. — N 6. — С. 168-175
2) Галас М. Л., Советское государство в России периода НЭПа в исторических исследованиях представителей евразийства и сменовеховства // История государства и права. — 2015. — № 21. — С. 55-60
3) Глотко А.В., Микроэкономика [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Новосибирск : Золотой колос, 2019.
4) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 01.05.2022)
5) Гришин А. В., О правовой природе представительства, профессионального коммерческого (торгового) представительства : прошлое, настоящее и современные тенденции // Закон и право. — 2021. — № 9. — С. 48-49
6) Земцов С. П., Занятость в малом и среднем бизнесе в России: в поисках факторов роста // Вопросы экономики. — 2021. — № 12. — С. 66-93.
7) Исторические вызовы и экономическое развитие России : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 25-26 сентября 2019 г.. — Екатеринбург : АльфаПринт, 2019.
8) Лиликова О. С., Некоторые проблемы развития малого и среднего бизнеса в России: правовой и практический аспект // Юрист. — 2021. — № 6. — С. 44-49.
9) Магомедов Г. Д., Организационно-правовые предпосылки деятельности современного торгового предприятия // Российское предпринимательство. — 2020. — Т. 16, № 11. — С. 1617-1620
10) Муравьева Л. А. Российское предпринимательство в первой половине XIX века//Финансы и кредит, 2012// https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-predprinimatelstvo-v-pervoy-polovine-xix-veka (дата обращения 01.05.2022)
11) Надежин Н. Н., Жизненный цикл предпринимательской деятельности // Юрист. — 2021. — № 12. — С. 48-52
12) Нуреев Р.М., Курс микроэкономики [Электронный ресурс] : Учебник. — Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2021.
13) Просеков А. Ю., Плановая экономика - фактор возникновения продовольственных кризисов // Пищевая промышленность. — 2018. — № 7. — С. 42-45
14) Серова О. А., Социальное предпринимательство: выбор организационно-правовой формы // Гражданское право. — 2019. — № 2 (март-апрель). — С. 11-15
15) Социология управления: учебник для академического бакалавриата / В. И. Башмаков [и др.] ; под ред. В. И. Башмакова, Р. В. Ленькова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
16) Стрижакова Е. Н., Эмоциональный капитал: ключевой фактор предпринимательства в XXI веке // Менеджмент в России и за рубежом. — 2019. — № 6. — С. 93-99
17) Туган-Барановский М. И., Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. Русская фабрика в прошлом и настоящем Т. 1. — XI, [I], С. 122-130
18) Урмина И. А. Самоменеджмент : учебник для академического бакалавриата / И. А. Урмина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
19) Устюжанин А., Быть для всех хорошим парнем и эффективным не получится // Управление персоналом. — 2022. — № 1 (645). — С. 51-52.
20) Фасхиев Х. А., Интеллектуальный капитал как фактор новаторской активности // Менеджмент в России и за рубежом. — 2020. — № 1. — С. 17-20
21) Чемарина Н., Продвижение бизнеса в России : настольная книга для предпринимателя и маркетолога. — Москва : Де'Либри, 2021. — 311, [1] с.
22) Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. — М.: Волтерс Клувер, 2020.
23) Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г. энциклопедия : в 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 437—438.