Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной деятельности человека.
Успешность работы нашего сознания, избирательность и сосредоточенность на том или ином объекте обеспечивается вниманием. Отражение основного объекта удерживается в зоне ясного сознании (все остальные объекты оказываются на периферии сознания) до тех пор, пока конечная цель деятельности не будет реализована в действительности. Функционал контроля и регуляции всех проявлений процесса деятельности в значительной степени определяется именно таким компонентов восприятия, как внимание. Оптимальность, результативность и эффективность деятельности достигаются благодаря участию в ней внимания.
Указанное выше дает нам актуальность темы нашей курсовой работы.
Начало научного рассмотрения проблемы развития внимания, в разное время, было положено отечественными психологами, такими как П.Я. Гальперин, С.П. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.Г. Ананьев. Эти исследователи давали определение вниманию, его свойства, формы, функции, динамику развития.
Большой вклад, в проблему развития внимания внесли также зарубежные психологи В. Вундт, Т. Рибо. Более полную характеристику свойств и видов внимания дали современные исследователи В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев.
Объект исследования: внимание как познавательный процесс.
Предмет исследования: особенности развития внимания.
Цель работы: теоретически изучить психологическую сущность внимания как познавательного процесса и его свойства.
Задачи исследования:
1. изучить теоретическую литературу по теме исследования;
2. проанализировать понятие «внимание» в трудах отечественных и зарубежных психологов;
3. выделить виды, функции и свойства внимания;
4. изучить этапы развития внимания
5. изучить методы исследования внимания.
Методы исследования:
– теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблеме.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / под ред. И.И. Баскаковой. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. 164 с.
2. Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / под ред. В.А. Белых. - М.: ЭКСМО, 2015. - 187 с.
3. Внимание, его диагностика и развитие – URL: http://azps.ru/articles/vnimanie.html (Дата обращения: 08.05.2022).
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия - М.: Академия, 2010. - 367 с.
5. Возрастная психология: учебник Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с.
6. Вундт В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. / под ред. В. Вундта. - М.: Просвещение, 2004. - 285 с.
7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / под ред. Л.С. Выготского. - М.: Педагогика, 2000. - 328 c.
8. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.— 205 с.
9. Габдулина, Л. И. Аксиологическая психология личности: теория и практика [Текст] : учебное пособие / Л. И. Габдулина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет". - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во Южного федерального ун-та, 2017. - 141 с.
10. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Психология внимания : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Москва : ЧеРо, 2001. – С. 534-542.
11. Детская психология: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
12. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / под ред. Н.Ф. Добрынина. - М.: Просвещение, 2008. - 118 с.
13. Добрынин, Н.Ф. О новых исследованиях внимания / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии : девятнадцатый год издания / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. – 1973. – №3 май-июнь 1973. – с. 121-129.
14. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учебн.заведений.– 3-е., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 336 с.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.:ТЦ Сфера, 2006.– 464 с.
16. Лебедева М.А., Иванова В.А., РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-9. – С. 1704-1706
17. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - Москва : Смысл : Academia, 2010. - 509 с.
18. Лукомская С.А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика.- Л., 1979. - 102 с.
19. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 319 с.
20. Неймер Ю.Л. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 352 с.
21. Осипова. А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: / Программа для 5–9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.
22. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.–сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2010. – 297 с.
23. Рибо Т. Психология внимания / под ред. Т. Рибо. - СПб.: Изд-во Ф.Павленкова, 2000. - 369 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 2004 . – 334 с.
25. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.
26. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе ; [пер. с груз. Е. Ш. Чомахидзе] ; отв. ред. И. В. Имедадзе. - М. : Смысл; СПб.[и др.] : Питер, 2004. - 412 с.
27. Ухтомский, А. А. Доминанта / А.А. Ухтомский ; главный редактор Е. Строганова. - Питер, 2002. - 448 с.