Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Модернизация школьного образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и развитие его личности. Решение подобных задач возлагается на классных руководителей, которые являются в современной школе главным звеном воспитательной системы. Основным лицом в процессе воспитания школьников является классный руководитель. Сегодня, в зависимости от ситуации и от того, с кем конкретно и по какому поводу классный руководитель взаимодействует, он выполняет самые разнообразные функции.
Сегодня школа работает в системно-деятельностном подходе, в связи с чем, функции работы классного руководителя постоянно трансформируются. В теории существует достаточно много исследований. где рассматривается деятельность классного руководителя с самых разных сторон, но на практике не так много методических материалов, которые позволяли бы классному руководителю во всей полноте реализовывать эти функции. В этом заключается актуальность работы.
Объект исследования: воспитательная система современной школы.
Предмет исследования: деятельность классного руководителя в воспитательной системе современной школы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что действия классного руководителя будут продуктивнее, при условии, что его работа будет осуществляться в системно-деятельностном подходе.
Цель работы: выявление и характеристика особенностей деятельности классного руководителя в воспитательной системе современной школы.
Задачи:
1. Рассмотреть историко-педагогические основы деятельности классного руководителя.
2. Изучить преемственность деятельности классного руководителя при переходе от традиционной образовательной модели, к системно -деятельностному подходу.
3. Описать обновлённое содержание деятельности классного руководителя в современной школе.
4. Проанализировать роль деятельности классного руководителя в современной школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы деятельности классного руководителя в ходе становления института классного руководства
1.1. Историко-педагогические основы деятельности классного руководителя
В классических педагогических трудах деятельность классного руководителя представлена достаточно широко. Этим вопросам посвящены труды многих учёных. Об этом писал В.А. Сухомлинский, Г.А. Бузанакова, О.А. Веденеева и др. Это обусловлено тем, что школа является сегодня одной из важнейших составляющих государственной политики в воспитании нации. Объём решаемых проблем, связанных с воспитательной работой в школе, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других организаций [3]. Сегодня важно учитывать, что современный классный руководитель действует в принципиально новых условиях. Это требует от него инновационного подхода к воспитательной деятельности. В его функционал сегодня входит мониторинг успеваемости класса, работа с родителями и многое другое. Институт классных руководителей в школе имеет свою историю. До 1917 года в ССУЗ учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника. На неё назначались штатные преподаватели, которые отвечали за воспитание учащихся и осуществляли надзор за их поведением. Была учреждена должность помощника классного наставника, который следил за поведением учащихся в классах и вне стен учебного заведения, на улицах, в театрах, на частных квартирах и др. [16]. С течением времени функции классного руководителя трансформируются. До 1923 г. классное наставничество существовало достаточно формально. Была сделана ставка на ученическое самоуправление, но желаемые итоги не были достигнуты. Ученические организации в половине 20-х гг. были в пребывании кризиса. Причинами этого стали, дефицит опыта организаторской работы у наставников. Выходом из сформировавшейся ситуации стало присоединение педагогов к группам учащихся. В область прямых обязанностей групповых наставников вступали система самоуправления детского коллектива, система учебно-воспитательного процесса, изучение личностей учащихся, работа с родителями [21]. В 30-х гг. в отечественной школе совершаются большие перемены. Возобновляется классно-урочная концепция и индивидуальный регулярный учет знаний. В школах разрабатываются постоянные образовательные программы и учебники. В 1934 г. выходят Устав и Положение о единой трудовой школе. Там указано, что прямые обязанности организации учебно-воспитательного хода в первичных коллективах школы - классах - возлагаются на классного руководителя.
Процесс послевоенного формирования организации общенародного образования СССР был непростым. Воспитательная деятельность ушла на второй план, но в завершении 40-х и начале 50-х гг., внеучебная работа оживилась. В 1947 г. было подтверждено новое Положение о классном руководителе. Основной заботой классного руководителя, согласно Положению 1947 г., считалась организация и объединение классного коллектива. Не менее значимым аспектом работы, было идейно-политическое воспитание учащихся. В область прямых обязанностей классного руководителя входила работа с пионерской и комсомольской организациями. В последующие годы круг прямых обязанностей классного руководителя мало изменился. Формирование детского коллектива и идеологическое влияние на учеников оставались основными тенденциями в работе классного руководителя. С 1970 года ключевые обязанности классного руководителя регламентировались Уставом средней общеобразовательной школы [5].
Положение о классном руководстве 1971 года продолжило направление линии 30-х годов, которое в первую очередь было направлено на формирование у учеников идеологической убеждённости и готовности к инициативному участию в общественной жизни. К концу 1980-х годов был разработан проект программы «Освобожденный классный руководитель». Он был ориентирован на введение принципиальных изменений в служебном статусе классных руководителей. Проект был экспериментально апробирован в ряде регионов. Тем не менее, несмотря на конкретные положительные результаты, феномен классного руководства как самоценной формы высококлассной преподавательской деятельности не приобрел законодательной основы. Вначале 1990-х гг., в прямые обязанности классного руководителя вошло всеобщее руководство учебно-воспитательной работой в классе. Сюда вошла система координации внешкольных занятий учащихся [13].
Сегодня в школах действует приказ № 21 Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Сегодня деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с учениками своего закреплённого за ним класса. Классный руководитель формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы классный руководитель создает благоприятные условия для развития гражданственности и мировоззренческой культуры школьников. Он прививает им навыки созидательного труда. Деятельность классного руководителя сегодня регламентируется специальным положением. В нем определены функции классного руководителя и основные направления работы [9].
В классе всегда работают несколько преподавателей-предметников. Здесь возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся. Эта работа возлагается на классного руководителя, который проводит необходимую работу с родителями учащихся и привлекает их к совместной со школой воспитательной деятельности. Сущность личностно-развивающей функции заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся [7]. Осуществление данных функций связано с выполнением классным руководителем ряда возложенных на него функциональных обязанностей. К ним относятся:
-всестороннее изучение личности обучающихся;
-разъяснение и внедрение правил поведения;
-повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся;
-контроль за домашней работой;
- регулирование объемов домашних заданий;
-периодическое проведение ученических собраний в классе;
-вовлечение учащихся в кружковую работу;
-организация общественно полезного труда;
-внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся;
-объединение воспитательных усилий учителей, работающих в классе, и установление единого подхода ко всем учащимся;
-поддержание связей с родителями и работа с семьей;
-ведение личных дел учащихся.
Как можно увидеть из представленного перечня функциональных обязанностей классного руководителя, фронт его работ достаточно широк.
Многообразие и сложность обязанностей, выполняемых классным руководителем, требуют научной разработки и глубокого осмысления методики его работы [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст]//З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2001. - 315 с.
2. Алоева, М.А. Классные часы в 5-7 классах [Текст]/М.А. Алоева. - Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 320 с.
3. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]/ М.: Сколково, 2015. - URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения 03.05.2022).
4. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
5. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст]/ М.В. Битянова. - Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
6. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст]/ М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
7. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
8. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
9. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
10. Классному руководителю: учебно-методическое пособие[Текст]// Под ред. М.И. Рожкова. – Москва: Просвещение, 2009. – 136 с.
11. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
12. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения 03.05.2022).
13. Нечаев, М.П. Управленческая деятельность заместителя руководителя образовательной организации по воспитательной работе [Текст]/ М.П. Нечаев. - Справочник классного руководителя и заместителя по ВР. - 2015. - №1. - С. 4-9.
14. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.
15.Рыбкина, Т.А. Этапы становления института классных руководителей в россии [Электронный ресурс]/ Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xiii/26948 (дата обращения 03.05.2022).
16. Сидоров, С. В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой [Электронный ресурс]/ Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №2. – URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Sidorov_Systematic_Approach/ (дата обращения 03.05.2022).
17. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
18. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог(Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст]/П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
19. Харламов, И.Ф. Педагогика.Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики. - 2003. - 519 с.
20. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. [Текст]/ М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.