Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Семья как общественный институт имеет великое значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества. Современное общество характеризуется как постиндустриальное, в котором молодое поколение со своими специфическими проблемами и предпочтениями является формообразующим ресурсом государства. В связи с этим появляется проблема специфичности адаптации и социализации нашей молодежи в обозримом будущем.
Человек живет в мире, наполненном различными ценностными ориентациями, которые иногда существуют мирно, а иногда вступают в конфликт друг с другом. Разнообразие можно увидеть в любом социуме: государстве, трудовом коллективе, семье. Однако каждый конкретный индивид склонен смотреть на мир через призму собственного опыта, той конкретной системы культуры в семье, в которой он рос и формировался как личность. Эмоциональная атмосфера и взаимоотношения в семье служат предпосылкой формирования нравственного мира развивающейся личности, поскольку индивидуально-нравственное сознание предполагает не просто воспроизведение и понимание принципов и норм морали, но и обобщение эмоционального опыта.
Ежедневно каждый из нас, взаимодействуя и общаясь с окружающими людьми, вступает в межличностные отношения. От общественных отношений их отличает эмоциональная основа, т.е. межличностные отношения зарождаются и развиваются благодаря чувствам, которые люди испытывают друг к другу. Такие отношения способствуют формированию определенных качеств личности.
Цель: исследование особенности психодиагностики семейных отношений.
Задачи исследования:
1) проанализировать методическую, научную литературу по изучаемой проблеме;
2) раскрыть понятие семьи как системы;
3) выявить особенности семейных взаимоотношений;
4) провести экспериментальное исследование по диагностике взаимоотношений в семье.
5) Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: межличностные отношения в семье.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений в семье, влияющих на эмоциональное благополучие её членов.
Методологические основы исследования: методологической основой являются исследования ряда работ авторов, таких как А. Адлер, Э. Фромм, Э.Аронсон, Д. Майерс, , Л.Р. Алимова, Т.В. Андреева, Е.В. Буренкова, Н.Н. Обозов, Т.М. Мишина, Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гофман, Е.М. Дубовская, В.П. Левкович, О.Э. Зуськова. Между тем, не достаточно рассматриваются и прослеживаются зависимости и связи между разводом родителей и личностным развитием детей, их эмоциональным состоянием. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области бессознательного. Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И.Ф. Дементьве, Н.В. Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова, В.В. Целуйкои другие.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями и детьми.
Структура и объём курсовой работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, вывода, заключения, списка использованных источников, который включает в себя 17 источника. Объём курсовой работы – 33 страница печатного текста.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
1.1. Анализ понятия «межличностные отношения» в научной литературе
Чаще всего под межличностными отношениями понимают взаимодействие между людьми. Однако, «межличностное взаимодействие» и «межличностные отношения» это не одно и то же. Проанализируем данные понятия:
«Межличностное взаимодействие» - это инструментально-технологическая сторона общения, взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения [1].
Однако, совсем не каждое взаимодействие может быть охарактеризовано, как межличностное. Межличностным будет считаться взаимодействие, которое удовлетворяет критериям:
- участвует небольшое количество людей;
- участники взаимодействия находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать и касаться друг друга;
- каждый участник признаёт индивидуальность и незаменимость своего партнёра, учитывает его особенности эмоционального состояния и личностных характеристик [1].
Для того, чтобы дать определение понятию «межличностные отношения», сначала для себя охарактеризуем, что такое непосредственно отношения.
Понятие «отношение личности» каждый автор понимает по-своему. В целом отношение понимается как компонент структуры личности, как составляющая характера (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев и др.).
По – мнению В.Н. Мясищева, отношения человека - это сознательная, избирательная, основанная на опыте психическая связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающейся в его действиях, реакциях, переживаниях[8].
«Система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности...» - В.Н. Мясищев[8].
В концепции С.Л. Рубинштейна отношение понимается как эмоциональная оценка окружающего и самого себя. Он рассматривает человека во всех его отношениях к миру, к бытию, к другому человеку.
Отношения как взаимную связь между различными величинами, предметами, действиями, элементами определенной системы или взаимосвязь двух отдельных систем рассматривал Л.В. Мардахаев [22].
Под отношением А.Ю. Коджаспиров и Г.М. Коджаспирова подразумевали целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности[4] По их мнению, отношение раскрывает конкретный смысл, который несёт человеку определённый объект, явление, люди. Опыт, полученный в ходе взаимоотношений, неважно положительный или отрицательный, оказывает влияние на развитие личностного отношения человека к самому себе.
А межличностные отношения характеризовали как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Понятие «межличностные отношения» рассматривается с разных точек зрения, как в отечественной, так и зарубежной литературе. Ряд исследователей подходят к вопросу с точки зрения теории личности, многие рассматривают отношения через общение. По их мнению, общение - носитель отношений[38]. Также общение является одним из главных факторов формирования личности. Об этом писали в своих трудах отечественные психологи: В.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др.
Если рассматривать общение с точки зрения деятельностного подхода, то можно сказать, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (А.Н. Леонтьев, Г.М. Андреева)[1].
Общение как обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога человека как в процессе взаимодействия с окружающими людьми, так и другими Я, рассматривал А.В. Мудрик[7].
Очень много трудов было посвящено проблеме общения, среди них исследования философов (Л.Н. Буева, М.С. Каган, Б.Ф. Поршнев и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и др.), педагогов( А.В. Киричук, А.В. Мудрик, Р.К. Новикова и др.). Такой интерес к данной проблеме был вызван как раз из-за той роли, которую общение играет в построении межличностных отношений. Межличностные отношения являются процессом социализации человека как личности, а так как межличностные отношения невозможны без общения, то общение мы рассматриваем, как необходимое условие любой человеческой деятельности.
Межличностные отношения формируются и проявляются в общении. Общение в свою очередь выполняет функцию социальной регуляции поведения. Поэтому для изучения различных компонентов межличностных отношений, целесообразно исходить из обоснованного в отечественной педагогике и психологии положения, о взаимосвязи общения и отношения (Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев и др.)[8].
Некоторые ученые рассматривают понятие «межличностные отношения» через деятельность (отношения формируются в ходе совместной деятельности).
Сам термин «межличностные» говорит о том, что объектом отношения выступает другой человек, и указывает на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения и отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения.
Впервые межличностные отношения рассматривались в «Социальной психологии» (1975 г.). Затем в своих трудах межличностные отношения описывали как отечественные, так и зарубежные авторы. В отечественной психологии существует довольно много мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в системе жизнедеятельности людей. В.Н. Мясищев считал, что личность в первую очередь определяет – «..её отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями..»[7].
Анализируя место межличностных отношений в социально- психологической литературе Г.М. Андреева отмечает, что их рассматривают, прежде всего, относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин, 1967); как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974). Сама же пишет, что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их[1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г. М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
2. Анцупов А. Я. «Конфликтология. Схемы и комментарии» - СПб.: Питер, 2013 – 304 с.
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Просвещение, 2009. - 251 с.
4. Варфоломеева, Е.П. Внеучебная проектная деятельность как фактор становления межличностных отношений в среде младших подростков [Текст] / Е.П. Варфоломеева// Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 36-37.
5. Васильев H. H. «Тренинг преодоления конфликтов» / H.H. Васильев. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 174с.
6. Волков, Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академические Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.–1136с.
8. Гогицаева, О.У. Динамика межличностных отношений подростков/ О.У. Гогицаева// Вектор науки ТГУ. - 2014. - №4. - С.19-
9. Донцова, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцова. - Москва: Издательство Московского университета, 2004. - 174 с.
10. Кильмашкина Т. Н. «Конфликтология. Социальные конфликты» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, ЗАКОН И ПРАВО. – 2013. – 287 с.
11. Козлов, Н.И. Психология межличностных отношений. - М.: Просвещение, 1995. - 70 с.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 464 с.
13. Лутошкин, А.Н. Психологический климат детского коллектива // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. Дубровиной И., Прихожан А., Зацепина А. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 295с.
15. Сон Л. А., Надточий З. А. Семейные отношения: прошлое, настоящее и будущее // Электронный научнометодический журнал Омского ГАУ. - 2019. – Спецвыпуск № 6.
16. Шарков Ф. И. «Общая конфликтология» - М.: Дашков и К. – 2015. – 240 с.
17. Шкуричева Н. А. «Формирование позитивных межличностных отношений». – М.: Маска, 2008. – 226 с.