Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы процесса развития памяти у детей дошкольного возраста в ограниченными возможностями здоровья 7
1.1 Понятие памяти в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ 12
1.2.1. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2 Методические подходы к диагностике и развитию памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 22
2.1. Методики диагностики развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ 22
2.2. Методические приемы, направленные на развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Библиографический список 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из главных направлений, обеспечивающее полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием знаний, умений и навыков — это формирование произвольности психических процессов, в том числе памяти.
Дети дошкольного возраста имеют богатейшие возможности для развития памяти, а одной из важных задач в этом плане является обеспечение условиями, гарантирующими полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием знаний, умений и навыков, которое основывается на запоминании познавательной информации.
Внедрение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии в образовательное пространство является не только отражением времени, переосмысление обществом отношения к людям особыми возможностями здоровья, но и обязательным компонентом закона «Об образовании в Российской Федерации».
В категорию детей с особыми возможностями здоровья входят одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети «группы риска». Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – дети имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети с ОВЗ могут иметь инвалидность, которая устанавливается медицинским учреждением [5].
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается уже с раннего возраста. Согласно последним статистическим данным неуклонно возрастает количество детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, становится темой многих обучающих семинаров и научно-практических конференций, острых дискуссий на рабочих встречах специалистов, педагогов и на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии в дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день разработаны, постоянно дополняются и применяются на практике различные методические программы, пособия, рекомендации по коррекционной работе и сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития памяти ребенка, что отражено в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Память как процесс является многоаспектной категорией и существует большое количество разных подходов по ее изучению. Вариативность исследований в изучении памяти отражается в различии ее определения.
Для эффективного развития памяти необходимо научиться использовать различные техники запоминания.
Проблему формирования и развития памяти изучали и посвятили ей свои труды многие отечественные и зарубежные психологи, такие как П. П. Блонский, Л. В. Занков, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. С. Немов, Л. Д. Столяренко и др. Они считали необходимым использование на занятиях средств и приемов для эффективного запоминания у детей.
Как указывают авторы В. С. Мухина [23], Г. А. Урунтаева [36] в старшем дошкольном возрасте бурно развивается память ребенка. И для обогащения этого развития необходимо применять различные мнемотехнические приемы.
Исследованию детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) посвящены труды Т. А. Власовой, В. Д. Шадрикова, О. В. Защиринской, Л. В. Черемошкиной, Р. В. Демьянчук, Н. А. Плешаковой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер и др.
Таким образом, можно сказать, что к вопросу формирования и развития памяти исследователи подошли с различных сторон и были изучены многие аспекты данной проблемы.
Цель: теоретические обосновать методические диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования:
Предмет исследования: методические приемы диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования определили следующие задачи:
1. Изучить содержание понятия «память» в психолого-педагогической литературе;
2. Описать особенности развития памяти детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Представить методики диагностики уровня развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. Описать методические приемы и педагогические техники, используемые при развитии памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизация данных о процессах памяти учащихся, а также отбор и моделирование приемов для ее развития с психологической, педагогической и историко-методической точек зрения уточняют и дополняют ряд существенных аспектов в научных концепциях разной направленности.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что рассмотренные методические приемы диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и могут быть использованы в непосредственной практике педагогов и психологов дошкольного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 44 наименования.
Глава 1 Психолого-педагогические основы процесса развития памяти у детей дошкольного возраста в ограниченными возможностями здоровья
1.1 Понятие памяти в психолого-педагогической литературе
Познавательная деятельность осуществляется с помощью определенных психических процессов. Первичными процессами познания окружающего мира являются ощущение и восприятие. Эти процессы являются способами чувственного познания через непосредственное взаимодействие органов чувств с предметами окружающей среды.
Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления таких психических процессов, как воображение, мышление и память.
Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать на их основе новые представления. Мышление позволяет обобщить результаты познавательной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия [3, c.54].
Мышление и воображение функционируют на основе того материала, который сохранен в памяти человека. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [11, c.69].
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые человек воспринимал ранее, а сейчас мысленно воспроизводит, называются представлениями. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на органы чувств человека.
По мнению И.М. Сеченова, без памяти, впечатления и понимание человека, пропадали бы полностью по мере появления, что оставляли бы людей в позиции новорожденного. Ученый сравнивал память взрослого, с хорошо составленной библиотекой, в которой нужную книгу (знание) легко найти, а память маленьких детей, с плохим книжным складом, в котором найти нужную книгу практически невозможно. Запоминая какие-либо слова, действия, изображения, мы неизменно запоминаем их в конкретной объединенной связи друг с другом [цит по 30, с.47].
Существует несколько основных подходов в классификации памяти.
По характеру психической активности определяют: образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную. Рассмотрим их характеристику.
Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия [6, c.25].
Эмоциональная память – это память на различные эмоции и чувства, ее содержанием является эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания [6, c.28].
Образная память – память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую [18, c.425].
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 495 с.
2. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. - 213 с.;
3. Богословский, В. В. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. В. Богословский А. А. Степанов, А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2001.
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. Педагогика, 1968. - 249 с.
2. Болонана, В.В. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ Электронный методический сборник для педагогов / В.В. Болонана, Е.А. Дугинова, И.А. Еремина. – Новокуйбышевск, 2010 - 203 с
3. Бордовская, К.В. Педагогика: Учебник для вузов / К.В. Бордовская А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 96с.
4. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева, Н.А. Евченко // Журн. Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 309–312.
5. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 2007. – С. 48–49.
6. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волков. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995. – С. 13–25.
8. Выготский, Л.С. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: Память / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия // Хрестоматия по психологии. - 2010.
9. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Л.С. Выготский. – М., 1979. – 342 с.
10. Гаврина, С.Е. Развитие памяти. Тесты для детей 5-6 лет / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - М.: Академия Развития, 2007. - 18 с. (серия Детский сад: день за днем).
11. Гатанова, Н. Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет / Н. Гатанова, Е Тунина. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2012.
12. Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени / П. Жане // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2010. - С. 371–379;
13. Занятия, игры, упражнения / Под. редакцией Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М.: Сфера ТЦ, 2002. - 64 с.
14. Козаренко, В. А. Все о памяти и способах запоминания. Подборка статей сайта Mnemonikon за период 2002-2015 гг. - М., 2015. - 218 с. URL: http://mnemonikon.ru/kozarenko_1p.pdf (дата обращения 04.05.2022).
15. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия / А.Н. Леонтьев // Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2014. - С. 420–436.
16. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Academia; / 2003. – 231 с.
17. Матюгин, И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка / И.Ю. Матюгин. - М.: РИПОЛ классик, 2010. – 112 с.
18. Медведская, Е. И. Экспериментальная психология: учебно-методический комплекс / Е. И. Медведская. – Брест: БрГУ, 2020. – 209 с.
19. Методический сборник для педагогов. Технология развития памяти и мышления у детей. Самара. 2017 – 310 с.
20. Мухина, В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
21. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
22. Нуркова, В.В. Общая психология. Память.Т.3. / В.В Нуркова. //Под ред. Б.С. Братуся. М.,2006.
23. Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Баева и др. – 2–е изд., дополненное. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2020. – 496 с.
24. Подлиняев, О. Л. Эффективная память / О. Л. Подлиняев. - Иркутск: Иркут. гoc. унт, 2006. - 200 с.
25. Подобед, В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития / В.Л. Подобед // Дефектология. – 1981. – № 3. – С. 22.
26. Психология: учебник / И. В. Дубровина и др. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с.
27. Психология личности: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова». – Витебск: ВГУ, 2021. – 191 с.
28. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.
29. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
30. Самохвалова, В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала / В.И. Самохвалова // Возрастные и индивидуальные различия памяти; под ред. А.А. Смирнова. – М., 1967. – 204 с.
31. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 591 с.
32. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. - М.: АРКТИ. – 2018. – 72 с. (Растем умными).
33. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. – М. : Просвещение : Владос, 1995. – 291 с.
34. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 2009. - 277 с.
35. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007. – 512 с.
36. Черемошкина, Л. В. Как развивать внимание и память ребенка / Л. В. Черемошкина. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 277 с.
37. Чуприкова, Н. И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека / Н. И. Чуприкова // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2017 С. 15–22.
38. Чутко, Н. Я. Развитие памяти школьника / Н. Я. Чутко. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.
39. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
40. Эббингауз, Г. О. Психология памяти. Хрестоматия по общей психологии / Г. О. Эббингауз. - М.: 1979. - 96 с.
41. Эльконин, Д.Б. Детская психология, редактор-составитель / Б. Д. Эльконин. - 4-е издание, - М., Издательский центр «Академия» 2007.