Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что сфера ресурсосбережения и коммунально-инженерной инфраструктуры, являясь частью политики государства, направлена на достижение целей общественного развития. Ресурсосбережение и коммунально-инженерная инфраструктура направлено на формирование среды обитания, благоприятной для жизни и безопасной для здоровья человека, способствующей его физическому и духовному развитию; улучшение условий жизнедеятельности населения; развитие социальной, производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктуры; охрану природных и историко-культурных ценностей; рациональное использование энергетических и территориальных ресурсов.
Реализация государственной организации и управления ресурсосбережением и коммунально-инженерной инфраструктурой должна быть обязательна для всех субъектов. Для того, чтобы предотвратить нежелательные диспропорции в процессах развития поселений и территорий, не допускать истощения природных ресурсов необходимо вносить коррективы и ограничения путем законодательных, нормативных и других действий. Развитие техники и технологий на каждом этапе предприятия связано с увеличением потребления энергии. В этой связи неуклонно возрастают размеры ресурсосбережения и коммунально-инженерной инфраструктуры и их роль в осуществлении основных процессов производства. Для того чтобы потребляемая предприятием энергия использовалась наиболее эффективно, необходима правильная организация энергохозяйства, обеспечивающая бесперебойное питание производства всеми видами энергии с наименьшими трудовыми и материальными затратами.
Объект исследования – реализация государственных программ города Москва в сфере ресурсосбережения и развития коммунально-инженерной инфраструктуры.
Предмет исследования – стратегическое управление ресурсосбережением в коммунально-инженерной инфраструктуре города Москва.
Цель курсовой работы – разработать рекомендации по совершенствованию стратегического управления ресурсосбережением в городе Москва.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы стратегического управления ресурсосбережением в коммунально-инженерной инфраструктуре.
2. Проанализировать реализацию государственных программ города Москва в сфере ресурсосбережения и развития коммунально-инженерной инфраструктуры.
3. Определить основные стратегические направления совершенствования управления ресурсосбережением в коммунально-инженерной инфраструктуре города Москва.
Методы исследования. В работе использованы методы системного подхода, методы статистического, экономического анализа, методы количественного и структурного анализа.
Информационную базу исследования составляют материалы, содержащиеся в научных трудах ученых-экономистов в области организации и управления ресурсосбережением, а также смежных научных областей.
Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации, предложенные в работе, могут быть полезны студентам для дальнейшего изучения.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления ресурсосбережением в коммунально-инженерной инфраструктуре
1.1 Современное представление о ресурсосбережении в коммунально-инженерной инфраструктуре
Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ), энергосбережение представляет реализацию организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) .
Среди значимых определений, представленных в данном законе также можно выделить:
- энергетическую эффективность: характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
- класс энергетической эффективности: характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;
- энергетическое обследование: сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности включает следующие направления:
- эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий .
Во многих регионах на сегодня присутствуют проблемы относительно повышения ресурсосбережения . Присутствует проблема устаревшего оборудования, например, индивидуальные отопительные установки имеют теплопроизводительность до 25000 ккал в час и мелкие котельные до 3 гккал в час. Присутствует ситуация отсутствия автоматического регулирования и ресурсов контроля, что требует существенных затрат и времени для их эксплуатации.
Основные направления реализации ресурсосбережения в коммунально-инженерной инфраструктуре России на сегодня состоит в следующем:
1. Повышение тепловой защиты действующих и строящихся жилых и общественных зданий.
2. Устранение мелких энергозатратных котельных.
3. Подключение одноступенчатых систем распределения газа с со смешанным регулированием его давления.
4. Уменьшение затрат топлива в отопительных котельных.
5. Снижение потерь энергии топлива в распределительных сетях.
6. Увеличение КПД газовой и бытовой аппаратуры.
7. Подключение приборов учета и регулирования и контроля расхода энергоресурсов.
Резервы повышения тепла защитных свойств существующих зданий на самом деле достаточно высокие. Их массовая реализация позволит усилить теплозащитные свойства и устранить тепловые потери через ограждающие конструкции. В настоящее время примерно до 30% расхода тепла на горячее водоснабжение осуществляют с невысокой эффективностью в связи с неэкономичными приборами – водораспределение представлено узким ассортиментом санитарно-технической аппаратуры, которая не позволяют населению рационально использовать воду. Присутствуют существенные утечки из-за плохой эксплуатации и невысокого качества запорной арматуры. Массовое внедрение в жилищно-коммунальном секторе новых источников света с высокой световой отдачей позволит понизить затраты на освещение до 60% .
Из наиболее существенных проблем на сегодня, также можно выделить обеспечение финансирования затрат, которые связаны с реализацией проектов и программам по повышению результативности применения энергии топлива – это проблема формирования фонда ресурсосбережения. Безусловно, существуют и ресурсы финансирования энергетического комплекса в структуре жилищно-коммунального хозяйства. Например, для финансирования данной отрасли может быть рекомендован возвратный механизм финансирования. Механизм финансирования проектов по энергосбережению с привлечением ресурсов коммерческих банков и при участии фонда ресурсосбережения может быть рекомендован для реализации программ восстановления неэффективных котельных потенциал ресурсосбережения, которых высок .
Таким образом, энергосбережение – это комплекс организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, которые направленны на снижение объема используемых энергетических ресурсов. При этом, соответствующий полезный эффект от их использования, сохраняется.
1.2 Процесс управления ресурсосбережением в структуре коммунально-инженерной инфраструктуры
Процесс управления ресурсосбережением в коммунально-инженерной инфраструктуре заключается в осуществлении ведущих функций управления, находящихся во взаимосвязи друг с другом и нацеленных на энергоэффективное применение ресурсов. На сегодня достаточно много проблем присутствует в процессе управления ресурсосбережением в коммунально-инженерной инфраструктуре. Решение этих проблем может быть достижимо на основе системного подхода к процессу управления ресурсосбережением, который предполагает совершенствование и развитие системы, реализующей все функции управления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 01.05.2022 № 127-ФЗ) Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата обращения 13.05.2022)
2. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/ (дата обращения 13.05.2022)
3. Закон г. Москва от 5 мая 2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москва» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/394872/(дата обращения 13.05.2022)
4. Закон г. Москвы от 5 июля 2006 года № 35 «О ресурсосбережении и о повышении энергетической эффективности в городе Москва (ред. от 13.03.2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/3666826 (дата обращения 13.05.2022)
5. Государственная программа города Москва «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения» (в ред. постановления Правительства Москвы от 4 июня 2019 г. № 630-ПП) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/dgkh/documents/gosudarstvennaia-programma-goroda-moskvy/view/227924220/ дата обращения 13.05.2022)
6. Арьков С. В. Проблемы управления жилым хозяйством; факторы, влияющие на эффективность управления жилищным фондом и методические подходы к его управлению // Экономика стр-тва. - 2016. - № 6. - С. 72-77.
7. Белозеров С. А. Модернизация сферы жилищно-коммунального хозяйства как фактор повышения уровня жизни населения России / С. А. Белозеров, А. Э. Ващук // Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - № 12. -С. 47-57.
8. Винниченко Н. А. Только проверками проблемы жилищно-коммунального хозяйства не решить: [интервью полномочного представителя президента в УрФО] // Красный Север. - 2016. - С. 5.
9. Годовой отчет по выполнению Государственной программы города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» за 2021год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/dgkh/documents/razvitie-kommunalno-inzhenernoi-infrastruktury-i-energosberezhenie/view/267818220 (дата обращения 28.06.2022)
10. Иванов А. П. Состояние коммунального комплекса - социальная проблема России // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 2016. - № 7. - С. 6-10.
11. Качкаев П. Р. Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства в рамках реформирования отрасли // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 2017. - № 2. - С. 2-5.
12. Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив внедрения информационных технологий в структуре жилищно-коммунального хозяйства / С. А. Кирсанов, С. В. Краснов, А. С. Краснов // Экономика и упр. - 2018. - № 12. - С. 15-22.
13. Козлова С. В. Государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы / С. В. Козлова, О. М. Грибанова // Вестн. Ин-та экономики Рос. Акад. наук. - 2017. - № 4. - С. 176-184.
14. Современное состояние и проблемы функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства / Т. А. Макареня, Ю. С. Котенко // Регион. экономика: теория и практика. - 2016. - № 41. - С. 22-29.
15. Сумской Н. В. Методы управления ресурсо- и энергосбережением в зарубежных странах / Н. В. Сумской, А. О. Березин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70754/ (дата обращения: 28.06.2022).
16. Максимчук О. В. Проблемы теории и практики государственного менеджмента в организации среды жизнедеятельности с позиций ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве российских городов (ч. 2) / О. В. Максимчук, Т. А. Першина, Г. А. Голикова // Экономика стр-ва. - 2017. - № 6. - С. 48-57.
17. Медведев Д. Менять систему жилищно-коммунального хозяйства необходимо: председатель Правительства РФ рассказал о Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года // Муницип. Россия. - 2016. - № 2. - С. 8-10.
18. Назаренко М. Будет ли когда-нибудь решена в России жилищная проблема // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 2015. - № 3. - С. 16-19.
19. Ничипоренко В. Проблемы развития жилищного фонда муниципального образования / В. Ничипоренко, А. Храмцов // Муницип. экономика. - 2016. - № 2. - С. 30-35.
20. Олейник Н. С. Предложения по совершенствованию работы предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Энергосбережение и водоподготовка. - 2015. - № 6. - С. 74-79.
21. Минаев Н. Основные проблемы и препятствия для развития региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов на современном этапе / Н. Минаев и др. // Регион. экономика: теория и практика. - 2015. - № 36. - С. 16-25
22. Отчет по Государственной программе города Москва «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и ресурсосбережения» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/dgkh/documents/razvitie-kommunalno-inzhenernoi-infrastruktury-i-energosberezhenie/view/237855220/ (дата обращения 13.05.2022)
23. Официальный сайт ГКУ «Энергетика» г. Москва [Электронный ресурс] Режим доступа: https://energo.mos.ru/ (дата обращения 28.06.2022)
24. Пирогов Н. Л. Экономика российского жилищно-коммунального хозяйства: проблемы управления и инновации / Пирогов Н. Л., Решетов К. Ю. // Бизнес в законе. - 2017. - № 5. - С. 277-282
25. Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москва [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/dgkh/function/o-departamente/polozhenie-o-departamente/ (дата обращения 13.05.2022)
26. Пономарев С. В. Жилищно-коммунального хозяйства России сегодня: проблемы и задачи // Сантехника, отопление, кондиционирование. - 2017. - № 3. - С. 93-95.
27. Проблемы законодательного обеспечения деятельности по государственному жилищному надзору, муниципальному жилищному контролю, общественному контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения // Муницип. право. - 2017. - № 4. - С. 34-38.
28. Сайт «Институт Экономики Переходного Периода» [Электронный ресурс]. URL: http://www.iet.ru. (дата обращения 13.05.2022)
29. Сайт Администрации г. Москва [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/ (дата обращения 13.05.2022)
30. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 13.05.2022)
31. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2017. - 464 c.
32. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент. Краткий курс / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.