Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема трудных подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем.
Актуальность темы определяется существующим положением вещей в стране. Тяжелое экономическое положение, крушение прежнего мировоззрения, несформированность нового - все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно тяжело оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах. Стали проявляться жестокость и агрессивность.
Резко возросла преступность среди молодежи. Важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей более, чем на 40 %. Уже эти данные свидетельствуют, что молодежь сегодня особенно нуждаются в помощи. Жизнь каждого человека начинается с семьи. Ребенок приходит в мир, не имея ни малейших представлений ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, ни о том, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с воспитывающими его людьми.
К сожалению, и сегодня многие родители и даже учителя не имеют необходимых знаний о возрастных и индивидуально-типологических особенностях личности школьника, что приводит к просчетам в воспитании и девиантности поведения.
Создавая принципиально новую гуманистическую и демократическую систему образования и столкнувшись со всей более возрастающим количеством видов и случаев отклоняющегося поведения детей, подростков и взрослых мы осознаем односторонность и недостаточность представлений отечественной психологии о закономерностях психического развития, психологической норме и отклонениях в поведении, психодиагностике и психокоррекции.
В конце 19 века возникает и быстро развивается возрастная психология. Её основной предмет - закономерности возрастного развития психологии человека и возможные отклонения от этого процесса.
В разное время над этой проблематикой работали А. Фрейд - создательница детского психоанализа. А. Адлер - основоположник социально психологического подхода к исследованию психики детей. Он первым начал изучение проблемы трудных детей и создал оригинальную и эффективную методику воспитания воли. К. Хорни известна работами по проблемам тревожности и связанных с нею неврозов. Г. Салливен занимался изучением и корригированием. Тяжелых видов отклоняющегося поведения и другие.
В настоящее время понятна жизненная необходимость быстрого решения проблемы нравственного развития людей, их духовного воспитания.
Цель: Рассмотреть психологические особенности трудных подростков, провести диагностическое исследование
Объект исследования: личностная сфера «трудных» подростков.
Предмет исследования: процесс выявления психологических особенностей "трудных" подростков.
Задачи:
1. Понятие "трудный подросток", основные причины их появления
2. Психолого - педагогическая характеристика «трудных» подростков
3. Определить факторы, влияющие на личностное развитие "трудных подростков"
4. Провести эмпирическое исследование диагностики психологических особенностей «трудных» подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что работа педагога по снижению агрессивного состояния трудных подростков будет эффективна, если использовать программу для коррекции поведения подростков.
Методики, применяемые в исследовании:
1. методика А.Басса А.Дарки «Методика диагностики показателей и форм агрессии»
2. «Метод структурированного наблюдения» Н.М. Платоновой,
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию психологических особенностей "трудных" подростков
1.1. Понятие "трудный подросток", основные причины их появления
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.[ 9].
Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основным девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. [ 7].
Можно выделить три существенных признака составляющих содержание "трудные дети". Первым признаком является наличие у подростков отклоняющегося от нормы поведения. Норма и степень отклонения от неё чаще всего определяется тестовыми и экспериментальными методиками. Во-вторых, к категории трудных относятся такие дети, нарушение поведения которых нелегко исправляется. В этой связи следует различать термины "трудные" и "педагогически запущенные дети". Все "трудные дети", конечно, являются педагогически запущенными, но не все педагогически запущенные дети -трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. [ 12].
В-третьих, трудные - это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе.
Все ли дети трудные? Конечно, в течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьёзными препятствиями, переживая при этом отрицательное эмоциональное состояние и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Кроме того, они проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности, через возрастные кризисы. Поэтому все дети на определенном этапе своего психического развития бывают трудными. Но в разной степени и относительно кратковременно. Есть смысл говорить о трудном школьнике лишь при наличии у учащегося устойчивых недостатков в характере и поведении. С таким учащимся бывает сложно общаться и умелому педагогу. [ 13].
"Трудный" - пишет психолог В. А. Крутецкий, - не значит плохой, испорченный, негодный или тем более безнадежный. «Трудный» - это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, к которому необходим индивидуальный подход в воспитании".
Поведение любого трудного подростка, по словам В. В. Ковалева, прежде всего обусловлено отсутствием или недостаточной сформированностью интеллектуальных интересов, потребности в труде, недостаточностью чувства долга, ответственности, незрелым и искаженным пониманием нравственных обязанностей. [ 16].
При этом доминирующие интересы и идеалы, составляющие направленность личности, складываются преимущественно под влиянием отрицательных в социальном плане воздействий микросреды (неблагоприятная семья с конфликтными отношениями или антисоциальным поведением родителей, влиянием асоциальной группировкой подростков) и потому приходят в противоречие с этическими и правовыми требованиями общества.
Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей: [16].
дети с нарушениями в сфере общения; дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные); дети с недостатками умственного развития; дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так: [ 17].
1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.
2. неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.
3. подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко - табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.
4. аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
5. Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считает склонность к праздношатанию - бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «трудные дети» очень ёмкое, и дать ему точное определение достаточно сложно.
В конце 19 начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:
биологические причины; психологические причины [10].
Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач Цезаре Ломброзо или американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры: [ 19].
Эндоморф - человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом - такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.
Мезоморф - тело человека отличается силой и стройностью - он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.
Эктоморф - отличается тонкостью и хрупкостью тела - склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.
По мнению авторов биологических теорий, наиболее склонны к отклонениям в поведении мезоморфы. [19]
Хотя подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное и делинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими. [16].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абдрашикова, Д. Н. К вопросу изучения психологических особенностей подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / Д. Н. Абдрашикова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2016. – № 1. – С. 127–130. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28184144
2.Авдулова, Татьяна Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. / Татьяна Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.
3.Аксюта, Максим Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения / Максим Аксюта , Татьяна Сандлер. - М.: В Круге, 2018. - 360 c.
4.Афонин, И. А. Психологические аспекты управления кризисной ситуацией в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / И. А. Афонин, Ю. А. Володина, А. Е. Овчарова // Мир образования – образование в мире. – 2014. – № 4 (56). – С. 222–228. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22924441
5.Баракова, И. А. Особенности общения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / И. А. Баракова // Гуманитарный трактат. – 2017. – № 8. – С. 18–20. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29232516
6.Балыко, Д. Как разговаривать с подростками, или НЛП для родителей / Д. Балыко. - М.: Студия АРДИС, 2017. - 177 c
7.Басалаева, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении [Электронный ресурс] / Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Т. В. Захарова, З. У. Колокольникова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_24123277_99652230.pdf
8. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. - М.: Союз, 2019. - 160 c
9.Блясова, И. Ю. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона [Электронный ресурс] / И.Ю. Блясова. – Челябинск, 2016. – 523 с. – Режим доступа: http://www.dslib.net/
10.Быков, А. К. Инновационные технологии, формы и методы защиты прав несовершеннолетних и индивидуальной профилактической работы семьёй / А. К. Быков. – Москва : ИПКДСЗН, 2015. – 152 с
11.Винокурова, Г. А. Сравнительный анализ особенностей мировосприятия подростков, находящихся в трудной и социальноблагополучной жизненной ситуации / Г. А. Винокурова, А. В. Зарезнова // Актуальные проблемы психологии и дефектологии. – Саранск : Мордовский государственный педагогический институт, 2013. – С. 23–29
12.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1992. – 124 с.
13.Демьянович, Оксана Субъективные представления подростков о конфликте / Оксана Демьянович. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 124 c
14.Емельянова, Елена Владимировна Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге / Емельянова Елена Владимировна. - М.: Генезис, 2015. - 478 c.
15.Захарьящева, О. А. Активизация личностного потенциала подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов : сб. науч. ст. / О. А. Захарьящева. – 2016. – №1. – С. 367 – 370
16.Кондратьев, М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения: моногр. / М.Ю. Кондратьев. - М.: МОДЭК, 2019. - 336 c.
17.Леус Э. В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс] / Э. В. Леус, А. Г. Соловьев. – Режим доступа: http://psytests.org/test.html
18.Лукьяненко, М. А. Проблема деструктивных эмоциональных состояний детей, попавших в сложную жизненную ситуацию / М. А. Лукьяненко, С. С. Матвеева // Современные исследования социальных проблем. – 2014. – № 3-4. – С. 69-76.
19.Миронов, Д. Д. Сущность понятия подростков» / Д. Д. Миронов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 10. – С. 70–74.
20.Можгинский, Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Можгинский. - М.: Лань, 2018. - 128 c.
21.Муругова, А. О. Эмоциональные и поведенческие реакции подростков в трудных жизненных ситуациях [Электронный ресурс] / А. О. Муругова // Международные научно-практические конференции : сб. науч. ст. – 2018. – №6 – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35389134
22. Пономарев, Илья Подростковый кризис и теория сознания Л.С. Выготского / Илья Пономарев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 308 c.
23.Разживина, Н. Β. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы / Н. Β. Разживина [Электронный ресурс] // Ставрополь, 2014. – Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/osobennosti-lichnostn-h-dispozitsiy-podrostkov-sklonnh-k-deviantnomu-povedeniyu-v-usloviyah-obsheobrazovatelnoy-shkol.pdf
24.Резникова, Ольга Формирование толерантности подростков в образовательном учреждении / Ольга Резникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 52 c
25.Соловьева, А. В. Психологическая защита в подростковом возрасте. Сущность, содержание, причины / А.В. Соловьева. - М.: Наука, Флинта, 2015. - 184 c.
26.Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / под ред. Ю. А. Голубевой. – Βолгоград : Учитель, 2015. – 196 с.
27.Три главные проблемы подростка с девиантным поведением / В.К. Зарецкий и др. - М.: Форум, 2018. - 208 c.
28.Федосенко, Е. Β. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: монография / Е. Β. Федосенко. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 192 с.
29. Шалько, Елена Самосознание социально активного подростка / Елена Шалько. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 148 c.
30.Яна, Ковшарова und Светлана Еланцева Психоэмоциональная устойчивость подростков / Яна Ковшарова und Светлана Еланцева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 52 c.