Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Хорошее знание материала о причастии важно в акте нашего общения: во-первых, оно направлено на более точное и выразительное выражение мыслей и чувств автором информации, во-вторых, оно также способствует точности восприятия собеседником мыслей и чувств сообщающего.
Как показывает жизненная практика, причастия чаще составляют принадлежность книжной речи, редко встречаются в бытовой речи, детям бывает сложно усвоить употребление причастия и причастного оборота в речи. Они просто всегда заменяют их глаголами. Потому изучение причастия в теоретическом аспекте не дает прочности выработки грамматической способности школьников, нужны лексико-грамматические упражнения, которые развивают умения обучающихся осознавать грамматические категории, формы, значение причастий, ориентироваться в определении и образовании грамматических форм, выделении и соотнесении лексических и формальных признаков причастия и др.
О важности данных практических упражнений, их разнообразии в дополнении к материалам школьных учебников свидетельствует значительное количество ошибок в употреблении причастий, что видно по результатам выполнения ЕГЭ последних лет.
Возникает проблемная ситуация. В методике преподавания русского языка недостаточно разработаны способы обучения школьников причастиям . В настоящее время в реальном педагогическом процессе частично реализуются методы работы, которые позволили бы вызвать у школьников интерес, и осознать потребность в изучении и употреблении причастий [4].
Объект исследования – причастия в школьном курсе русского языка.
Предмет исследования – содержание и приемы работы с причастием на уроках русского языка.
Цель – изучение содержания и приемов работы с причастием на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1.Рассмотреть понятие причастия в школьном курсе русского языка;
2.Выявить особенности изучения причастий в школьном курсе русского языка;
3.Проанализировать изучение причастий в школьном курсе русского языка;
4. Составить методические рекомендации по использованию содержания и приемов работы с причастием на уроках русского языка.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что изучение темы «Причастие» в школе сопряжено с определенными трудностями, и недостаточно заинтересовывает школьников. Поэтому важно проанализировать особенности содержания и приемов работы с причастием на уроках русского языка и разработать методические рекомендации по их использованию.
Методологическая основа исследования:
- лингвистические основы: теория русской морфологии, лексики и
стилистики (В.В.Виноградов, В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов, Е.С.Скобликова, П.А.Леканг, В.Н.Мещеряков и др.);
- психолого-педагогические и психолингвистические основы: теории интеллектуального и речевого развитая ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.И.Жинкин, П.Я.Гальперин, Т.К. Донская и др.);
- методические основы: современные достижения методической науки в области развития речи (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Н.А.Величко и др.).
Теоретическая база исследования определяется разработанностью методических рекомендаций по использованию содержания и приемов работы с причастием на уроках русского языка, органично сочетающиеся с любой программой обучения, помогающие повысить качество преподавания русского языка.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1 Теоретические основы изучения вводных и вставных конструкций в школьном курсе русского языка
1.1 Понятие причастия
В лингвистике причастие рассматривается как «смешанная часть речи» (А.М.Пешковский), как категория «гибридных глагольно-прилагательных форм» (В.В.Виноградов), как одна из форм словоизменительной транспозиции глагола; как самостоятельная часть речи (В.В.Бабайцева).
Изучение причастия является проблемной темой, потому что нет единого мнения на статус части речи данной группы слов, который абсолютно обоснован и учитывает все стороны вопроса.
В лингвистике представлено, как минимальное количество, четыре точки зрения:
1. Причастие как самостоятельная часть речи (М. В. Ломоносов, А. М. Пешковский, И. И. Мещанинов, Н. М. Шанский и др.) [16].
2. Причастие как особая форма глагола (Л. В. Щерба, М. В. Панов, А. Н. Тихонов и др.) [16].
3. Причастие как отглагольное прилагательное (Н. И. Греч, А. Х. Востоков, Б. де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатов и др.) [16].
4. Причастие как гибридная форма (В. В. Виноградов и др.) [5].
В учебниках вузов и общеобразовательных школ отражены два мнения о сущности причастия, как об особой форме глагола, как о самостоятельной части слова. Во всяком случае, если и определить причастие, то оно точно имеет признаки глаголов и прилагательных.
1.2 Особенности содержания и приемов работы с причастием на уроках русского языка.
Современное функционально-грамматическое исследование раскрывает многообразие форм и методов взаимодействия грамматических форм и контекстов - процессов, которые создают новое содержание высказываний. Особое внимание уделяется изучению синкретичных частей речи - причастия и деепричастии, которые совмещают грамматические знаки нескольких частей речи.
Д.Н.Богоявленский выделяет два вопроса, связанных с грамматическими задачами для школьников [2]. Это проблема взаимосвязи лексики с грамматикой и проблема взаимосвязи формы с содержанием. Единства грамматических значений и форм их выражения единства семантических и формальных сторон являются определенной грамматической категорией.
Грамматические значения являются абстракцией, связанной с отклонением от лексических значений слов. В практике школы грамматическое абстракции вызывает трудности в усвоении, ученики не могут отвлечься от конкретного значения слов, выделять морфологическими единицами, ориентироваться собственно на языковые признаки. Выделяемые признаки грамматики не осознают учащиеся как системы.
Трудность и нестабильность самого грамматического абстрагирования свидетельствуют о проявлениях «наивного семантизма» (термин Д.Н.Богоявленского), обнаруженных у школьников, когда они знакомятся с новым грамматическим понятием. Например, при сравнении слов кипяченое молоко, кипящее молоко учащиеся относят оба слова к имени прилагательному только на основании того, что слова кипяченое, кипящее обозначают признак, отвечают на вопрос какой?, и не осознают, что по грамматическому значению кипяченое является именем прилагательным (признак качества), кипящее - причастием (признак по действию). На практике наблюдается преимущественная ориентация учащихся или на формальный признак языкового явления, который является суффиксом причастия, или на содержательный смысл, без установления надлежащего единства их построения вопроса и определения сущности действий. Достигнув нужного уровня обобщения в одном ряде грамматических явлений, учащиеся отходят от грамматического способа мышления в новой языковой ситуации и чаще ориентируются на формальный признак причастия.
Обычно возникает такая ситуаций, что на первых уроках изучения причастия семиклассники выделяют в слове и в предложении две стороны - формальную и семантическую с помощью предложенного им образца рассуждения. Например, в учебном пособии «Русский язык. Практика. 7 кл.» под ред. С.Н. Пименовой, А.Ю. Купаловой (комплекс В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чеснокой) дается такой образец рассуждения, который основан на сочетании формальной и семантической сторон изучения причастия: «Сходство слов летучее (вещество), летящая (стрела), (стрела) летит в том, что у них один корень - лет-. Различие их в том, что это разные части речи. Летучий обозначает постоянный признак предмета и отвечает на вопрос какой? Следовательно, это прилагательное. Летящая обозначает признак предмета стрела по действию, отвечает на вопросы какая? что делающая? и имеет суффикс -ящ-, следовательно, это причастие. Летит обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?, следовательно, это глагол. Сходство прилагательных и причастий заключается в их обозначении признаков предметов. Между глаголом и причастием заключается то, что основой причастия является значение действий».
При начальной подготовке ребенка к грамматике необходимо, в каждом конкретном случае, специально выделить это сочетание в качестве особого предмета анализа, чтобы формировать и развивать осознанные грамматические навыки и умения, которые не существуют в практике школы.
Изучение грамматики только теоретически не позволяет прочному формированию грамматических способностей учащихся, необходимо лексико-грамматическое упражнение, развивающее умение учащихся понимать грамматические категории, формы, значение грамматических форм, определить и образовать грамматические форму, выделять, соотносить лексические и формальные признаки причастия и т.д.
Большинство ошибок в использовании причастий свидетельствуют о необходимости такого практического упражнения, о чем свидетельствуют данные результатов выполнения ЕГЭ: нарушение грамматических норм
- образования форм причастия (лопнутый вместо лопнувший);
- согласования определительного оборота с сочетанием слов;
- употребления причастных оборотов в составе простого предложения;
- построения сложноподчиненного предложения (ошибка - прич. оборот + придаточное определительное).
Существенная роль в формировании грамматических способностей учащихся сыграли методические приемы, применяемые в преподавании русского языка: системные, структурные, функциональные, семантические и коммуникативные. В чистом виде указанные подходы не реализуются и представлены как системный структурный подход, где внимание уделяется языку как знаковой системе взаимосвязанных элементов структуры, с точки зрения которого строится метод обучения языку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов, М. Т. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2013.
2. Богоявленский, Д. Н. О диалектической природе грамматического мышления/ Д. Н. Богоявленский // РЯШ. — 1981. — № 2. — С. 63–69.
3. Бондарко, А.В. О грамматике функционально-семантических полей/ А.В.Бондарко // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - М.: Наука, 1984. - Т. 43. - № 6. - С. 492-503.
4. Буланин, Л. Л. Трудные вопросы морфологии: пособие для учителей/ Л.Л.Буланин. – М.: Просвещение, 1976.
5. Виноградов, В. В. История русских лингвистических учений: учебное пособие для филологических специальностей университетов / сост. Ю. А. Бельчиков. – М.: Высшая школа, 1978.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Развитие речи и
мышления/ Л.С.Выготский. – М., 1983. – 456 с.
7. Грамматика современного русского литературного языка. – М.: Наука, 1970. Литневская Е. И., Багрянцева В. Р. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 2006.
8. Иванов, В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе/ В.В. Иванов, З.А. Потиха. -М.: Просвещение, 1985.
9. Пименова, С. Н. и др. Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений/ С.Н.Пименова. – М.: Дрофа, 2012.
10. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении/ А.М.Пешковский. 8-е изд., доп. М.: Языки славянской культуры. 2001 (1-е изд. – М. 1928). С. 12–133.
11. Пузанкова, Е.Н. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку: Монография / Е.Н. Пузанкова. - Орел, 2004. - 92-93 с.
12. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций/ Л. М.Рыбченкова, О.А.Александрова и др.. – М.: Просвещение, 2014.
13. Свечникова, О. Н. Формирование грамматической способности учащихся при изучении причастия/ О. Н. Свечникова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskoy-sposobnosti-uchaschihsya-pri-izuchenii-prichastiya (дата обращения: 09.05.2022).
14. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Л. А. Новиков, Л. Г. Зубкова, В. В. Иванов [и др.]; под общей редакцией Л. А. Новикова. – СПб.: Лань, 1999.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 31.12.2015).
16. Хрестоматия по истории грамматических учений в России [Текст]: [Для филол. фак. вузов] / Сост. В. В. Щеулин, В. И. Медведева. - Москва: Высш. школа, 1965. - 355 с.