Фрагмент для ознакомления
2
Служба психологического образования является одним из компонентов целостной системы образования.
В своей деятельности служба психологического просвещения руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации. Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, постановлениями региональных министерств, городских управлений и управлений образования и другими необходимыми документами.
Служба психологического образования в нашей стране развивается очень интенсивно и в настоящее время является особой отраслью психологической науки и практики.
Целью психологической службы является психическое и психологическое здоровье детей. Основным средством достижения этой цели являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий препятствует своевременной реализации возрастных и индивидуальных способностей детей, что приводит к ухудшению их психологического здоровья и требует коррекционной или специально разработанной работы с ними.
Руководство развитием ребенка определяет основные задачи педагогической психологической службы [16, с.92]:
- реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;
- подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка от этапа к этапу в процессе непрерывного образования;
- учет и развитие индивидуальных особенностей детей - их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др. и личностное развитие;
- создать психологическую среду, благоприятную для развития и самочувствия ребенка;
- профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, студентов;
- оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку детям и их родителям, воспитателям, учителям;
- осознание педагогом-психологом пределов своей профессиональной компетентности, понимание ответственности за рекомендации, их выполнение и последствия;
- приобщать к психологической культуре детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений.
Консультативная деятельность заключается в оказании помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам и другим участникам образовательного процесса в разработке, воспитании и обучении психологического консультирования.
Эффективность всей работы педагога-психолога во многом определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с учителями, родителями и администрацией школы в решении воспитательных задач и воспитании школьников.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовывать принципы консультирования в различных психологических областях (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, поведенческий и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и психика которых в целом еще находятся в стадии формирования, учет особенностей их возраста является непременным условием консультативной работы психолога в школе.
В целом задача консультирования заключается в управлении ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Эта общая цель на сегодняшний день включает следующие конкретные компоненты [14, с.138]:
1. Ориентация родителей, педагогов и других лиц, занимающихся воспитанием, на возрастные и индивидуальные особенности психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их на психолого-медико-педагогические консультации.
3. Профилактика вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психической гигиене и психопрофилактике (совместно с детскими психологами и врачами).
4. Разработать (совместно с педагогами-психологами или воспитателями) рекомендации по психолого-педагогической коррекции школьных трудностей для учителей, родителей и др.
5. Разработка (совместно со специалистами семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Индивидуальная и/или специальная групповая коррекционная работа с участием детей и родителей.
7. Психологическое воспитание населения через лекции и другие формы работы.
Психологическое консультирование включает в себя следующие специальные виды работы:
1. Разработка и уточнение психолого-педагогических рекомендаций, уточнение формулирования психолого-педагогических рекомендаций по результатам проведенного психодиагностического обследования, а также соответствующих рекомендаций должны быть предложены как взрослым, так и детям в понятной и доступной форме. для практической реализации.
2. Проведение интервью с теми, кто нуждается в совете. Эти интервью заканчиваются тем, что дети и взрослые получают необходимые психолого-педагогические консультации.
3. Работа с педагогами и родителями, проводимая в рамках психологической системы общего и дополнительного образования.
При проведении консультативной работы в школе психолог решает следующие конкретные задачи.
1. Консультирует руководство школы, учителей, родителей, мастеров по вопросам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Здесь специалист сначала проводит следующие работы:
- помогает учителям разных классов с разным педагогическим стажем справиться с неуправляемостью отдельных учеников, в которых они видят нарушителей и виновников сложных отношений. В большинстве случаев оказывается, что педагоги не знают основных психологических особенностей этого ребенка, а потому не могут найти к нему правильный подход. Привести учителя к пониманию — не очень легкая, но необходимая задача для психолога;
- Помогает родителям разобраться в проблемах воспитания семьи. Часто родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации завуча или классного руководителя, и в большинстве случаев психологические версии причин отклонений в поведении и воспитании своих детей принять сложно. Довольно часто разговор стараются увести от поиска причин появления той или иной психологической особенности ребенка в сфере семейных отношений, быта. Психолог всегда должен ставить интересы ребенка в центр внимания и стараться избегать опасности быть погруженным в расследование бесконечных семейных или личных проблем родителей.
2. Проводит индивидуальное консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
Консультирует группы учащихся, школьные классы по вопросам самообразования, профориентации, культуры умственного труда и др.;
3. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей посредством индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методических объединениях, общешкольных и классных родительских собраниях;
Консультирование может осуществляться в форме собственно консультирования по вопросам воспитания и психического развития ребенка, а также в форме воспитательной работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
Давайте сосредоточимся на консультировании учителей и родителей.
консультирование учителей. В консультативной работе с учителями можно выделить ряд принципов, на которых строится сотрудничество школьного психолога с учителями в решении проблем и профессиональных задач самого учителя:
1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
2. Формирование установки учителя на самостоятельное решение задач, т.е. снятие установки на «готовый рецепт»;
3. Принятие на себя ответственности за совместные решения участников консультации;
4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
При организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:
1. Проконсультироваться с педагогами по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
2. Проконсультируйтесь с учителями по конкретным вопросам обучения, поведения и межличностного взаимодействия учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, учителей и администрации школы и помогающая создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка и его воспитания.
3. Консультации в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель - учитель, учитель - ученик, учитель - родители и т.д. В рамках такой работы социального опосредования психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом в отдельности, затем совместно.
Консультирование родителей. Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по желанию родителя в связи с оказанием консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой стороны, инициатива психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование их о школьных проблемах ребенка.
Важно, чтобы консультации проводились на добровольной основе. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя или родителей проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, ведь в этом случае они осознают наличие проблемы и мотивированы на ее решение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс.2022.
2. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: учеб. пособие для пед. вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 2021. – 240 с. – (Высшее образование).
3. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 2020. – 274 с.
4. Андрюшенко Т.Ю., Корабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения /Вопросы психологии. – 2020 - № 1. – 184 с.
5. Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Психофизиология ребенка: учеб. пособие. — М., 2019. – 315 с.
6. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: практ. руководство. Ч. 2 / А. Л. Венгер. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 81 с.
7. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. — СПб., 2020. – 293 с.
8. Екжанова Е. А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. — М., 2017. – 219 с.
9. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М., 2021. 164 с.
10. Индивидуальное психологическое консультирование: краткий курс лекций / Е. М. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. - М.: Феникс, 2019. - 283 с.
11. Лысенко, Т. А. Молодиченко. – М.: Академия, 2018. – 160 с. – (Психология).
12. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. — СПб, 2019. – 117 с.
13. Обучение и воспитание детей «группы риска»: хрестоматия / Астапов В. М., Микадзе Ю. В. — М., 2018. – 83 с.
14. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. —— М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 448 с.
15. Орлова Л. В. Что такое интеллектуальная пассивность? // Начальная школа. —2017. — № 7. — 29 с.
16. Педагогическое консультирование: рек. УМО вузов РФ / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко и др.; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2020. – 320 с. – (Профессионализм педагога).
17. Славина Л.С. Трудные дети / под ред. В. Э. Чудновского. — М., Воронеж, 2018. – 177 с.
18. Учимся общаться с ребенком / Петровский В. А., Виноградова Л. М., Кларина Л. М. и др. – М., 2019. – 201 с.