Фрагмент для ознакомления
2
Эпохой «просвещенного абсолютизма» в Европе и России принято называть исторический период второй половины XVIII века
Возникшая в XVII веке идеология Просвещения, получившая свое дальнейшее развитие в XVIII веке, оказала влияние на умы как обычных людей, так и монархов разных стран. Среди них оказалась и императрица Екатерина II.
К наиболее известным примерам воплощения политики просвещенного абсолютизма можно отнести правление таких монархов, как Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России. Опираясь на представления европейских философов-просветителей о необходимости разумного устройства общества, распространения просвещения среди народных масс, монархи осуществляли диктуемые временем преобразования наиболее устаревших к тому времени социальных институтов.
Яркими представителями данной теории являлись, прежде всего, французские просветители Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и англичанин Дж. Локк. Каждый из названных просветителей внес свою лепту в теорию «просвещенного абсолютизма». Так, Ж.-Ж. Руссо внес большой вклад в защиту прав граждан. Ш. Монтескье сформулировал принцип разделения властей, совершенствующей форму правления государства. Дидро выступал за ограничение власти церкви, за справедливые, основанные на доводах разума требования, предъявляемые ей человеку, за лишение церкви светской власти. Дж. Локк впервые обозначил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. Всех этих философов объединяла вера во всесилие разума, в позитивную деятельность просвещенных монархов [6].
С точки зрения конечной цели политика просвещенного абсолютизма призвана была преодолеть порожденный модернизацией социальный конфликт внутри традиционного общества. При этом считалось, что основным инструментом, разрешавшим этот конфликт, должна стать законодательная деятельность просвещенных монархов. Этот основополагающий принцип просвещенного абсолютизма строился на убеждении, что общество можно совершенствовать, не меняя характера его политического строя с помощью совершенной системы законодательства и эффективной, рационально организованной системы управления.
Подводя итог данному параграфу, отметим, что проводимая Екатериной II политика «просвещенного абсолютизма» отражала глубокие социальные противоречия начинающегося разложения феодально-крепостнической системы. Её содержание составляло постоянное маневрирование самодержавия при помощи обещаний и проведения некоторых реформ с использованием идей французских просветителей Вольтера, Дидро и других, создание видимости «союза философов и государей».
Оборотной стороной проводимой политики являлось усиление крепостного гнёта и расширение дворянских привилегий. С помощью политики «просвещенного абсолютизма» самодержавие стремилось приспособиться к условиям развивающегося капитализма, а также помочь дворянству сохранить свое господствующее положение в экономике в новых условиях.
1.2 Наказ императрицы Екатерины II как программа государственно-правового развития Российского государства
Екатерина Великая, осознавая необходимость в законотворческой миссии политико-правовой деятельности России, составила новый свод нормативноправовых законов, назвав их «Наказом» и созвала комиссию для рассмотрения и утверждения этого документа [6].
В данном законотворческом документе предлагались новые подходы и принципы для депутатов Правительствующего Сената. «Наказ» должен был укрепить позиции «Просвещенного абсолютизма» и декларативно закрепить прогрессивные идеи Просветителей Франции Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье и Жана Лерона Д`Аламбера.
«Наказ» начинался с рассуждения составителей о характере законов, которые должны были учитывать исторические особенности народа. Указывалось, что особенность русского народа заключалась в принадлежности к европейским народам. В то же время обосновывалась необходимость в России самодержавного правления с учетом обширности территории Империи и разнообразия, входящих в ее состав частей. В «Наказе» заявлялось, что целью самодержавного правления является не то, «чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра». То есть декларируемой целью самодержавия объявлялось благо всех подданных. Самодержец должен был опираться в своём правлении на законы, а их соблюдение контролировал Сенат.
В частности отмечалось, что «в государстве, то есть в собрании людей, обществом живущих, где есть законы, вольность не может состоять ни в чем ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть принуждену делать то, чего хотеть не должно» [10]. Следовательно, ключевыми темами Наказа стали свобода и равенство людей перед законом []
«Наказ» Екатерины Великой стал основой следующих нормативно – правовых документов – это Жалованная грамота дворянству от 1785 года, Жалованная грамота городам от 1785 года.
Война, начатая в 1770 году, и затем крестьянский бунт под предводительством на долгое время отвели работу по реорганизации политико-правовой деятельности государственных структур. Так же очередной причиной модернизации политико-правовой сферы были противоречивые отношения представителей разных сословий, что затрудняло кодификационную работу в юридической деятельности.
Однако «Наказ» был не только наставлением для депутатов. Это был тщательно разработанный философский труд человека, досконально знающего историю и все достижения современной правовой мысли того исторического периода.
«Наказ» являлся политико-правовым документом Просвещенческой эпохи Екатерины Великой и законотворческим документом, и философским произведением. Так как в нем были заложены инновационные идеи юридической практики и выработаны новые представления о системе законодательства. Подтверждение тому следующие основные мысли:
1. Законов должно быть немного, и они должны быть неизменными. Что делает жизнь общества стабильной
2. В своих формулировках законы должны быть просты и чётки. Для успешного исполнения предписаний все поданные и граждане Российской империи должны понимать основные особенности законов.
3. Должна существовать иерархия законов.
4. Указы – это подзаконные акты их срок имеет ограничения. Если в государстве, происходят какие – либо изменения их действие прекращается.
В духе «просвещенного абсолютизма» в «Наказе» широко использовались положения трактата Беккариа, опираясь на которые Екатерина II стремилась изжить остатки средневекового уголовного процесса, который предусматривал пытки. По мнению Екатерины II, наказание преступника являлось бесчестьем. Правосудие должно было ставить своей задачей не мучения или устрашения преступника, а создание условий для его воспитания и раскаянья [9, с. 70]. В устройстве суда должно было быть соблюдено право человека на защитника, а вынесению приговора предшествовало обстоятельное расследование. Сообразно современным подходам, Екатерина II считала, что преступником человека можно было считать только с момента вынесения приговора. В отношении смертной казни было высказано мнение о том, что она в стабильном государстве совершенно не обязательна и может быть применена в случае, если преступник угрожает самим устоям государства. В.О. Ключевский при оценке «Наказа» отмечал: «Свободная от политических убеждений, она заменяла их тактическими приёмами политики. Не выпуская из рук ни одной нити самодержавия, она допускала косвенное и даже прямое участие общества в управлении… Самодержавная власть, по её мысли, получала новый облик, становилась чем-то вроде лично-конституционного абсолютизма» [7, с. 75].
Несомненным достоинством рассматриваемого документа являлись положения, затрагивающие модернизацию крепостнической системы, а также равенство граждан перед законом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Государственное управление России во второй половине XVIII – первой четверти XIX в.: к проблеме преемственности и различия в правительственной преобразовательной политике / Т.В. Андреева // Петербургский исторический журнал. – 2016. – №3. – С. 19–60.
2. Бай-Кара Б.Р., Гарявин А.Н. «Наказ» Екатерины II и деятельность Уложенной комиссии в контексте политики «просвещенного абсолютизма» // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского научного конгресса (г. Москва, 24 января 2020 г.). Т. 2. М.: Инфинити, 2020. С. 38-43.
3. Быстренко, В. И. История государственных учреждений России : учебное пособие / В. И. Быстренко. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. - 183 c.
4. Волков, В. А. История России. Конец XVII - начало ХХ вв. : учебник для бакалавриата / В. А. Волков, Е. В. Волкова. – М. : Прометей, 2019. - 456 c.
5. Думенко, О. Е. Екатерина II / О. Е. Думенко. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 40 c.
6. История государства и права России с древности до 1861 года : учебное пособие / В. К. Цечоев, Л. П. Рассказов, А. Г. Галкин, В. В. Ковалев ; под редакцией В. К. Цечоева. – М.: Прометей, 2019. – 406 c.
7. Ключевский В. О. Исторические портреты / В. О. Ключевский – М: Эксмо, 2008. – 534 с.
8. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительное историческое исследование. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ДиректМедиа, 2015. 472 с.
9. Минеева Т.Г. Особенности законотворческой деятельности Екатерины II: наказ, конкурсы и проекты / Т.Г. Минеева, Т.Л. Мигунова. – М., 2018.
10. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. [Электронный ресурс]. URL: http://doc.histrf.ru/18/nakaz-ekateriny-ii-komissii-osostavlenii-proekta-novogo-ulozheniya/.
11. Омельченко О.А. Власть и закон в России XVIII в.: Исследования и очерки. М.: МГИУ, 2004. 604 с
12. Томсинов, В. А. Законодательство императора Петра III, 1761–1762 годы. Законодательство императрицы Екатерины II, 1762–1782 годы: учебное пособие / В. А. Томсинов. – М. : Зерцало-М, 2011. - 368 c.
13. Томсинов, В. А. Законодательство императрицы Екатерины II. 1783-1796 годы : учебное пособие / В. А. Томсинов. – М.: Зерцало, 2011. - 272 c.
14. Черникова, Т. В. История России. В четырех томах. Т.1: С древнейших времен до конца XVIII века : учебное пособие для вузов / Т. В. Черникова ; под редакцией М. А. Липкина, В. И. Уколовой. – Москва : Аспект Пресс, 2019. – 668 c.