Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Перед государством стоят сложные политические, социальные и иные задачи, связанные с организацией собственной государственной власти, организацией и взаимодействием местного самоуправления, развитием законодательства, обеспечением прав и свобод граждан, охраной государственных границ, взаимодействием со структурами гражданского общества (предпринимательскими обществами, церковью и др.), взаимодействием с международными сообществами, в том числе с государствами, управлением политическими процессами внутри страны и многое другое. Решение этих задач предполагает соответствующее структурирование государственных элементов, функциональную связь между ними — иными словами, государственный механизм.
В основе построения и функционирования государственного механизма любой страны лежат объективные и субъективные факторы.
Они определяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему. По мере развития общества государственный аппарат непрерывно усложняется и совершенствуется. С этим и связанна актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Специальные исследования, посвященные вопросам механизма государства сложилось и получило свое целостное теоретическое обоснование в юридической науке лишь в XIX - XX вв. Вместе с тем сама проблема оптимальной организации властных структур государства занимала мыслителей с момента образования первых государств-полисов. Этой проблематике уделяли немало внимания Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Полибий и др. Собственно юридический аспект организации государственной власти освещался римскими юристами: Цицероном, Гаем, Папинианом, Павлом, Ульпианом, Модестином и др.
В современной отечественной юридической науке различным аспектам организации и функционирования механизма государственной власти посвящены работы А.М. Астафурова , М.С. Байновой , М.И. Матузова , А.Л. Миронова , М.М. Рассолова , А.А. Клишас , Ф.Г. Хуснутдинова , А.Р. Гильмуллина , А.А. Городилова , О.Ю. Шаходановой и др.
Объектом исследования выступают основополагающие начала структурирования механизма государства.
Предмет исследования - понятие механизма государства, структура государственных органов, образующих аппарат государственной власти; принципы структурирования аппарата государственной власти.
Цель исследования: раскрыть понятие механизма государства.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие механизма государства;
- рассмотреть взаимосвязь функций и механизма государства;
- сравнить понятия «государственный аппарат» и «механизм государства»;
- дать определение понятию «государственный аппарат»;
- изучить структуру государственного аппарата;
- раскрыть понятие государственного органа;
- классифицировать известные государственные органы.
Теоретическую основу исследования составили труды современных отечественных юристов: А.М. Астафурова, М.С. Байновой, А.В. Баранова, Е.А. Ветровой, М.И. Матузова, А.Л. Миронова, М.М. Рассолова, А.А. Клишас, В.Д. Самойлова, В.И. Петрова, О.А. Пряшниковой, Ф.Г. Хуснутдинова, А.Р. Гильмуллина, А.А. Городилова, Н.А. Чертовой, О.Ю. Шаходановой и др.
Методологическую основу работы составили общие и частные методы научного познания социальных явлений: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, формально-юридический, историко-правовой, системный методы и др.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция России, действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, закрепляющие принципы структурирования механизма государства.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список.
1 ГЛАВА ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА, ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
1.1 Механизм государства. Функции и механизм государства. Принципы организации и функционирования механизма государства
Задача категории «механизм государства» — отразить компоненты государства в единой системе, показать их значение, роль в практической жизни. Итак, механизм государства есть система органов государственной власти, его аппарат, учреждения и организации, обеспечивающие функционирование государственной власти и выполнение ими функций государства. Основываясь на этом, структура государственного механизма состоит из следующих элементов, или, другими словами, механизм государства образуют:
• государственные органы (президент, правительство, парламент, суд, министерства, ведомства и т.п.);
• государственные организации (полиция, вооруженные силы, службы безопасности);
• государственные учреждения (поликлиники, больницы, школы, библиотеки, театры и т.д.);
• государственные унитарные предприятия и др .
Механизм государства, его развитие определяются состоянием экономики, соотношением политических сил, целями или задачами государства на определенном историческом этапе его развития.
Государственные структуры, механизм государства создаются для осуществления функций государства и в соответствии с ними (при изменении функций государства претерпевает изменения и механизм государства).
В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности, другими словами, включается механизм государства — например, правоохранительная функция как одно из главных направлений в деятельности государства реализуется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах его деятельности.
Функции государства являются основным «двигателем» механизма государства, поскольку они взаимосвязаны и взаимозависимы настолько, что не могут существовать друг без друга. Как отмечалось, механизм государства призван реализовывать государственные функции посредством деятельности государственных органов, учреждений и предприятий. Например, функцию налогообложения и взимания налогов осуществляет Министерство по налогам и сборам РФ. В реализации экологической функции ведущая роль принадлежит Министерству природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды. Это закономерно, поскольку основной задачей механизма государства является реализация, воплощение в жизнь государственных задач и функций государства. От числа функций государства напрямую зависит структура государственных органов, их количество и содержание деятельности .
Принципы организации и функционирования механизма государства. Принципы организации и функционирования механизма государства — это основные идеи, определяющие подходы к формированию и деятельности государственных органов. Для демократических государств основными из таких принципов являются:
• принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;
• принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
• принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства;
• принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата;
• принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов;
• принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни;
• принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами;
• принцип единства государственной власти.
Рассмотрим наиболее важные из перечисленных начал.
Принцип демократизма предполагает, в частности:
• разделение властей;
• наличие выборных высших органов государственной власти (прямые или косвенные выборы);
• срочный характер полномочий государственных органов и должностных лиц;
• участие населения в формировании государственных органов и наличие институтов и процедур прямого волеизъявления народа (референдумы, митинги и т.д.);
• наличие институтов и процедур контроля населения за деятельностью государственных органов и должностных лиц;
• закрепление прав и свобод человека и эффективных механизмов их реализации и защиты.
Принцип единства государственной власти реализуется по следующим направлениям:
• социальное единство власти, являющееся следствием единства природы господствующих в обществе социальных групп; социальное единство государственной власти подчеркивается ссылками на народный суверенитет, под которым понимается полновластие народа, признание народа единственным источником государственной власти;
• единство принципиальных целей и направлений деятельности государственных органов, обусловленное необходимостью согласованного управления обществом;
• организационно-правовое единство, выражающееся в определенных институтах и полномочиях государственных органов; организационно-правовое единство иллюстрируется, например, существованием института Президента РФ, выведенного за рамки трех ветвей власти и обеспечивающего их согласованное функционирование и разрешение конфликтов между ними.
Разделение властей в широком смысле слова в государстве реализуется по следующим направлениям:
• горизонтальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
• вертикальное разделение властей на государственную власть и власть местного самоуправления;
• вертикальное разделение государственной власти на федеральную и региональную (субъектов федерации) .
Горизонтальное разделение властей в государственном механизме характеризуется существованием ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной и распределением компетенции между ними; закреплением механизмов и форм их взаимодействия; системой сдержек и противовесов как инструментом взаимовлияния ветвей власти друг на друга с целью недопущения злоупотреблений при реализации их полномочий.
Элементами системы сдержек и противовесов, в частности, являются:
• импичмент президенту;
• вотум недоверия правительству (выражается парламентом, часто право окончательного решения принадлежит главе государства);
• роспуск парламента (применяется в отношении «нижних» палат, реализуется президентом или монархом);
• отставка правительства по инициативе главы государства;
• вето главы государства на законы парламента (абсолютное, если его нельзя преодолеть; отлагательное, если его можно преодолеть повторными голосованием в парламенте);
• амнистия и помилование;
• совместное участие главы государства и парламента в формировании высших судов и правительства.
Фрагмент для ознакомления
3
РАЗДЕЛ 1 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации. Москва: Проспект, 2021. 64 с.
2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/ (дата обращения: 31.03.2022).
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184_ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 31.03.2022).
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/ (дата обращения: 31.03.2022).
РАЗДЕЛ 2 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
5. Абросимов Н. С. Политическая система как часть системы общества. Москва: Лаборатория книги, 2011. 181 с.
6. Андреечев И.С. Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 16-20.
7. Астафуров А.М. Государственный аппарат и механизм государства: к проблеме соотношения понятий // Вестник ТГУ. 2010. Выпуск 12 (92). С. 297-302.
8. Байнова М.С. Система государственного и муниципального управления: учебник. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 362 с.
9. Баранов А.В. Теория государства и права: учебное пособие в 2 частях. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. Часть 1. Теория государства. 188 с.
10. Басяцкий А., Любашиц В.Я., Мамычев А.Ю. Механизм государства, как институциональная основа обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Advances in Law Studies (2015). Том 3. Выпуск 6 (18). С. 279–289.
11. Братановский С.Н. Право: учебник для вузов. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 453 с.
12. Ветрова Е.А. Основы государственного управления: учебно-методическое пособие. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 369 с.
13. Гололобов Я.В., Кофтун Н.П. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации // Научный журнал «Эпомен». 2020. № 39. С. 68-73.
14. Городилов А. А. Государственное устройство и право: учебник. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 360 с.
15. Государственная и муниципальная служба: Учебник для бакалавров / Под ред. В. И. Петрова. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 365 с.
16. Гильмуллин А. Р. Правовая доктрина в механизме Российского государства (теория и практика): монография. Москва: ИНФРА-М, 2019. 142 с.
17. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник. М.: Дело, 2020. 529 с.
18. Миронов А.Л. Понятие государственного органа и его место в государственном регулировании // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 40-43.
19. Парламентское право России: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы, 2013. 400 c.
20. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. Москва: Юнити-Дана, 2017. 640 с.
21. Политология: учебник / под ред. В. Ю. Бельского, А. И. Сацуты, А. Б. Шатилова. Москва: Юнити-Дана, 2021. 465 с.
22. Проблемы теории государства и права: учебник / Г. Ю. Носаненко, Н. Н. Рыбушкин, А. В. Скоробогатов, А. В. Краснов. Казань: Познание (Институт ЭУП), 2013. 324 с.
23. Пряшникова О. А. Механизм реализации функций государства. – Москва: Лаборатория книги, 2012. – 98 с.
24. Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. Москва: Юнити-Дана, 2017. 447 с.
25. Самойлов В.Д. Государственное управление: теория, механизмы, правовые основы: учебник. Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2017. 312 с.
26. Теория государства и права: учебник / под ред. А. А. Клишас; Российский университет дружбы народов, Юридический институт. Москва: Статут, 2019. 512 с.
27. Теория государства и права: учебник / М. Б. Смоленский, Г. А. Борисов, М. В. Мархгейм, Е. Е. Тонков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. 480 с.
28. Теория государства и права: учебник / под ред. М. М. Рассолова, А. И. Клименко. Москва: Юнити, 2021. 344 с.
29. Хуснутдинов Ф.Г. Государственный орган и орган государственной власти: соотношение понятий // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 10. С. 20-24.
30. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2003. 395 с.
31. Чертова Н.А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция (бакалавриат). Архангельск: САФУ, 2021. 151 с.
32. Шаходанова О. Ю. Организация государственных учреждений России: учебное пособие. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2018. 162 с.