Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Постановка вопроса об использовании наглядности в дореволюционной школе 5
Глава 2. Разработка вопросов использования наглядности Н.В. Андреевской 10
Глава 3. А.А. Вагин об использовании метода работы с наглядностью 15
Глава 4. Д.Н. Никифоров об использовании наглядности в области истории 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. ХХ век положил начало новому этапу в истории советской школы и педагогики. В течение следующих нескольких десятилетий продолжалось активное изучение принципов, методов и содержания образования в школе. Советская педагогика этого периода установила принцип наглядности, основой которого было обучение, начинающееся с рассмотрения окружающей действительности вещей, предметов, процессов и событий.
Однако следует помнить, что четкие принципы советской педагогики в этот период были односторонне истолкованы как требования такого рода обучения, при котором учащиеся формируют свои идеи и концепции, основанные на их жизненном восприятии объективного мира.
В то же время,следует подчеркнуть, что наглядность заключается в создании четких, точных и правильных представлений и образов изучаемых тем и явлений среди учащихся, которые возникают в правильной пропорции видения и абстракции.
Советские преподаватели придавали большое значение естественной видимости и методам наблюдения как наиболее важным методам познания. Наблюдение – это, своего рода, этап образовательного познания, от наблюдения за учащимися до абстрактного мышления. Таким образом, устанавливая более тесную связь между видением и абстракцией, принцип наглядности, основанный на новом опыте, обогащается содержанием.
Однако в интерпретации наглядности не была устранена некоторая односторонность, поскольку наглядность считается предварительным началом обучения. Это основано на том факте, что детское мышление развивается от конкретного к абстрактному. В то же время, педагогика и психология обучения не учитывают тот факт, что применение одной и той же структуры обучения в образовательном процессе от видения к отвлечению внимания усиливает тенденцию развития мышления детей, что характерно для младшего школьного возраста.
В советской педагогике наглядность в обучении считалась тесно связанной с деятельностью учащихся и основывалась на положениях марксистской теории познания. Так же, как писал Н.А. Сорокин: «Интерпретация принципа наглядность может претерпеть некоторые изменения. В прошлом эта концепция требовала создания представлений и концепций в процессе обучения, основанных на непосредственном восприятии учащимися реальных объектов и явлений или их образов». В дальнейшем были изучены различные методы сочетания ясности с дискурсом учителя. Также было обнаружено, что только на основе желания учиться, активное мышление приведет к восприятию в процессе обучения.
Объект работы –наглядный метод преподавания.
Предмет – разработка наглядного метода преподавания истории в советской методической литературе 40-60 гг.
Цель работы – осуществить разработку наглядного метода преподавания истории в советской методической литературе 40-60 гг., а также изучить, какую значимость оно несет в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть вопрос об использовании наглядности в дореволюционной школе;
2. Осуществить разработку вопросов использования наглядности Н.В. Андреевской;
3. Раскрыть мнение А.А. Вагина об использовании метода работы с наглядностью;
4. Изучить точек зрения Д.Н. Никифорова об использовании наглядности в области истории.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: АбдулаевЭ.Н. «Наглядность и проблемный подход в обучении истории»,Андреевская В.Н. «Методика преподавания истории в семилетней школе»,Вагин А.А. «Методика преподавания истории в средней школе» и многие другие.
Структура. Курсовая работа включает введение, четыре главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованвопрос об использовании наглядности в дореволюционной школе. Во второй главн осуществлена разработка вопросов использования наглядности Н.В. Андреевской. В третьей главе раскрыто мнение А.А. Вагина об использовании метода работы с наглядностью. В четвёртой главе изучена точка зрения Д.Н. Никифорова об использовании наглядности в области истории. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаев, Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э.Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1. – С. 54-67.
2.Андреевская, В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе / В.Н. Андреевская. – М.: Наука, 2012. – 313 с.
3. Аппарович, Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории: Пособие для учителя / Н.И. Аппарович. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
4. Бущик, Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР / Л.П. Бушик. – М.: Наука, 2015. – 406 с.
5. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин. - М.: Наука, 1968. – 456 с.
6. Вяземский, Е.Е.Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский. - М.: Наука, 1999. – 674 с.
7. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2017. - 448 c.
8. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие / Б.А. Голуб. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 514 с.
9. Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М.: Наука, 2017. – 154 с.
10. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2017. - 257 c.
11. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.
12. Каменская, Я.А. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе / Я.А. Каменская. - 2008. - № 1. – С. 54-76.
13. Лельчицкий, И.Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века / И.Д. Лельчицкий. - М.: Российская академия образования (РАО), 2017. - 292 c.
14. Монро, П. История педагогики. Часть 2. Новое время: моногр. / П. Монро. - М.: Т-ва Миръ, 2021. - 372 c.
15. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории / Д.Н. Никифоров. - М.: Просвещение, 1964. - 326 с.
16. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
17. Пирожников, Л.Б. Голография и наглядная агитация / Л.Б. Пирожников. - М.: Плакат, 2021. - 151 c.
18. Тютюнник, А.В. Наглядные пособия / А.В. Тютюнник, А.С. Шевелев. - М.: БДЦ-пресс, 2018. - 368 c.
19. Харитонов, С.А. Обучение истории / С.А. Харитонов. - М.: 1С Паблишинг, 2021. - 182 c.
20. Эрлих, Л. Наглядный самоучитель / Л. Эрлих. - М.: АСТ, 2017. - 272 c.