Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня общепризнанным является тот факт, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в массовую образовательную практику с 1 сентября 2011 года, является принципиально новым документом в отечественном образовании. Содержательно он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях, определены в Концепции как базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
На наш взгляд, созданию уклада школьной жизни способствует, в том числе, и работа группы продленного дня. Ведь в соответствии с нормативами пребывание обучающихся в ГПД, одновременно с образовательным процессом, может охватывать период времени с 8.00‒8.30 до 18.00‒19.00 часов. А это достаточно длительный промежуток времени и, в силу этого, достаточно серьезный ресурс для решения образовательных задач. В это время ГПД обеспечивает сочетание разных форм и видов деятельности обучающихся, активности и отдыха. В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся 2‒3 классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
За счет возможности длительного взаимодействия с конкретным обучающимся педагог ГПД содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, для формирования ряда метапредметных результатов, прежде всего коммуникативных, регулятивных. Воспитатель проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм, изучает личность обучающегося, склонности, интересы, содействует росту его познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности. Организуя подготовку домашних заданий, педагог ГПД учитывает учебно-методические требования к реализации образовательных программ, рекомендации учителя начальных классов. Этим достигается целостность (а не фрагментарность) методологического подхода к организации учебно-познавательной деятельности ребенка.
В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников воспитатель совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников, способствует развитию общения обучающихся, воспитанников, помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Воспитательная эффективность групп продленного дня доказана многолетней практикой.
Цель данной курсовой работы: раскрыть сущность организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня.
Задачи:
1. Определить понятие, сущность, особенности группы продленного дня.
2. Раскрыть сущность режима в группе продленного дня.
3. Выделить особенности ГПД.
4. Изложить сущность воспитательной работы в группе продленного дня.
5. Определить значение учителя – воспитателя как организатора группы продленного дня
6. Проанализировать педагогическую деятельность учителя – воспитателя ГПД и разработать методический материал для молодых учителей.
Объектом исследования является группа продленного дня как структурный элемент учебно-воспитательного процесса.
Предмет исследования- особенности организации группы продленного дня.
Методы исследования: анализ методической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме, реферирование, наблюдение и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами и молодыми педагогами начальной школы при планировании и организации групп продленного дня, внеклассных мероприятий, занятий кружка и других форм работы с учащимися.
Глава 1. Группа продленного дня как структурный элемент учебно-воспитательного процесса в начальной школе
1.1 Понятие, цель и задачи группы продленного дня
Группа продленного дня – это объединение учащихся одного или нескольких классов под руководством педагога, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы. Основной принцип организации групп – добровольность.
Группа продлённого дня общеобразовательного учреждения создаётся с целью формирования у обучающихся навыков и умений самостоятельно работать, ответственно выполнять домашние задания, глубоко и осмысленно пополнять свои знания, а также для оказания практической помощи семьям в воспитании, развитии у детей трудолюбия, прилежания, творческой активности и инициативы, положительного отношения к учёбе.
Для ГПД в соответствии с рядом нормативных документов разрабатывается Положение и план (программа) воспитательной работы. Основные направления воспитательной деятельности в группе продленного дня могут быть созвучны направлениям воспитания и социализации учащихся начальной школы, названным в Примерной программе воспитания и социализации для начальной школы :
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В тексте документов, сопровождающих ФГОС, особое место уделено профессиональным и личностным качествам педагога. Так, в Концепции сказано, что для достижения цели и задач духовно-нравственного развития и воспитания необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. «Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников. Необходимо последовательно и терпеливо формировать воспитательную культуру школы и ее социально-культурного окружения» .
Ученые и методисты отмечают, что стабильное функционирование группы продленного дня и организация работы с учетом всех современных требований способствует:
• Улучшению физического и психического здоровья школьников;
• Своевременному и качественному выполнению домашних заданий;
• Развитию интеллектуальных и креативных способностей личности;
• Успешной школьной адаптации и социализации воспитанников;
• Укреплению связи учебного и воспитательного процессов.
Открытие ГПД возможно лишь в тех школах, где имеются определенные условия для нормальной работы:
• наличие помещения для группы;
• наличие квалифицированного специалиста;
• школьная мебель соответствует всем гигиеническим требованиям для выполнения учебных заданий;
• места отдыха, школьные площадки, земельные участки для организации труда школьников на воздухе;
• возможность организации приема горячей пищи;
• обеспечение квалифицированным педагогическим руководителем.
Основная цель организации групп продленного дня - максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Основные задачи:
• помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
• развивать познавательные процессы и интересы личности;
• развивать основные нравственные качества личности ребенка;
• развивать коммуникативные отношения ребенка;
• развивать мыслительные процессы, творческие способности;
• укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;
• формировать полезные привычки;
• воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость;
• воспитывать чувство коллективизма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы [Текст] / К. Ю. Бабанский. - Москва: Педагогика, 2005. - 193 с.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л.В. Байбородова - Москва: Просвещение, 2013. - 177 с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М.: «Просвещение», 1968. – 464 с.
4. Воронина, Н. В. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня: автореф. дисс…канд. пед наук [Текст] / Н. В. Воронина. - Сочи, 2007. - 21 с.
5. Ганиева, Г. Р. Экологическое воспитание младших школьников в условиях группы продленного дня / Г. Р. Ганиева, Д. А. Мадиярова // Диалог культур в контексте образовательной деятельности : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Набережные Челны, 20 октября 2020 года / Отв. редакторы Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев, А.Г. Мухаметшин. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2020. – С. 108-111.
6. Гордеева В.В. Система воспитательной работы в группах продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Горшкова Е. Б. Показатели эффективности деятельности воспитателя ГПД в системе управления качеством образования [Электронный ресурc]: // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 421–425. URL: http://e-koncept.ru/2014/54196.htm
8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М., 2009
9. Кузнецова, Н. А. Организация коллективных форм работы в группе продленного дня (из опыта) / Н. А. Кузнецова // Педагогическая лаборатория. – 2016. – № 1(13). – С. 29-31.
10. Мисюра, А. А. Мониторинг физкультурных знаний учащихся 2-х классов групп продленного дня / А. А. Мисюра // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. – Т. 22. – № 1(22). – С. 47-52.
11. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. /А.В. Мудрик – М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997. – 96 с.
12. Полетаева, Е. Т. Создание условий для организации межличностного взаимодействия первоклассников посредством игровой деятельности в условиях группы продленного дня / Е. Т. Полетаева // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность : Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 26–27 февраля 2018 года / Под общей редакцией П.А. Гагаева. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2018. – С. 83-87.
13. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
15. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование / www.standart.edu
16. Соколова, Л. В. Организация и содержание работы воспитателя группы продленного дня в современных условиях / Л. В. Соколова, Н. Г. Аргентова // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 3(8). – С. 167-169.
17. Языкова, А. И. Особенности воспитательной работы в группе продленного дня при гендерном обучении / А. И. Языкова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 17 октября 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. – С. 108-110.