Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная система профессионального образования сегодня является, одной из наиболее, актуальных. Преобразования последних десятилетий. Система СПО всегда отличалась своей стабильностью в применении самых разнообразных методов обучения. Любого рода инструктаж относится к методам обучения. Целью любого инструктажа является необходимость научить обучающихся правильному выполнению трудовых действий. Инструктажи применялись во все времена и в любом формате профессионального обучения, независимо от того, какой период длится образовательный процесс.
Проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения, в том числе и в профессиональном образовании. Педагоги системы СПО обращают большое внимание к различным аспектам профессиональной подготовки будущих специалистов. Студентам и обучающимся необходимо овладевать системой научных знаний и понятий, в том числе, разбираться в технологии проведения уроков производственного обучения, поскольку миссия проведения инструктажей касается, прежде всего, уроков производственного обучения. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: рассмотрение методики применения инструктажа в профессиональном обучении.
Объект: учебно-производственный процесс в системе СПО.
Предмет: проведение инструктажа в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение современных форм и методов обучения, включая инструктажи, в организации профессионального образования позволит более эффективно организовать уроки производственного обучения.
Задачи:
1.Рассмотреть сущность понятия «инструктаж» в профессиональном обучении.
2. Рассмотреть классификацию инструктажей в профессиональном обучении.
3.Описать методику и организацию проведения инструктажей в профессиональном образовании.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, семь параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Теоретические основы применения инструктажа в профессиональном обучении
1.1. Сущность понятия «инструктаж» в профессиональном обучении
Инструктаж в системе профессионального образования считается основным средством мастера производственного обучения. Под инструктажем понимают разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте. Инструктаж может проводить подготовленный работник. Чаще всего – это мастер производственного обучения, или мастер – инструктор. Любой инструктаж ограничен во времени. Он ориентирован на освоение конкретных операций, входящих в профессиональные обязанности обучающегося. Считается, что инструктаж одно из самых востребованных методических средств, в системе профессионального образования и обучения, содержание которого решает сразу несколько образовательных задач. Инструктаж также называют методом профессионального обучения. Любой инструктаж предполагает формирование исполнительных действий работника [16].
Суть и назначение инструктажей в профессиональном обучении – достаточно разные. Можно инструктировать опытного работника, а можно проводить инструктаж для обучающегося. Инструктировать специалиста – означает дать ему конкретные точечные указания и систему ориентиров для решения профессиональной задачи. Проводить инструктаж для обучающихся, значит научить их определенным профессиональным действиям. Инструктаж имеет большое значение в деятельности мастера производственного обучения. Как показывает анализ методик производственного обучения, инструктаж проводится с помощью системы нескольких разнообразных методов профессионального обучения. Они различны и зависят от функции инструктажа в процессе обучения [4].
В отличие от приемов показа, рассказа и беседы, инструктаж – это комплексный прием, включающий применение простых и сложных действий. Функции инструктажей могут быть самыми различными. Прежде всего, любой инструктаж разъясняет цели и задачи предстоящей профессиональной деятельности. Цель практической деятельности может быть самой разнообразной, от изготовления простых предметов, до настройки сложной аппаратуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Активные методы обучения как способ формирования
профессиональной мотивации учащихся колледжа [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.elsawork.ru/publ/(дата обращения: 05.05.2022).
2. Грибина, Г.А., Кокарева М.Е. Методика инструктажа в производственном обучении // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19401 (дата обращения: 05.05.2022).
3. Головашова, Н.Г. Современное состояние, проблемы и перспективы
развития системы начального и среднего профессионального образования [Текст] / Н.Г. Головашова // Материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. – 2013. – С. 18-19.
4. Давыдовский, Ф.Н. Разработка инструкционно-технологических карт как метод оптимизации управленческого труда [Текст] / Ф.Н. Давыдовский.- Лидерство и менеджмент. — 2016.— С. 132.
5. Ефимова, Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки
профессионально мобильного специалиста [Текст] / Е.А. Ефимова // Среднее
профессиональное образование. – 2011. – No 10. – С. 23-24.
6. Евплова, Е.В. Методика профессионального обучения, учебно– методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова. - Челябинск, 2015.– 151с.
7. Еременко, Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже / Л. Е. Еременко. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6306/ (дата обращения: 05.05.2022).
8. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, -2016. с.34.
9. Касимов, Ш.У. Системы и содержание практического профессионального образования [Текст] / Ш.У. Касимов. - Вестник ККО АН Республика Узбекистана.2011 г. Выпуск №2 –С. 106-109.
10. Касимов, Ш.У. Особенности организации системы профессионального образования в колледжах [Текст] / Ш.У. Касимов. - Вестник Государственный университет управления России. Теоретический и научно-методический журнал. Москва: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2011 г. Выпуск №16 –Ст. 56-58.
11. Касимов, Ш. У. Система и содержание профессионального образования в колледжах / Ш. У. Касимов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 424-428. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4760/ (дата обращения: 05.05.2022).
12. Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. [Текст] / Г.И. кругликов. - Издательский центр «Академия», 2016. — 272 с.
13. Кагосян, А.С. Современное состояние и перспективы развития
среднего профессионального образования [Текст] / А.С. Кагосян // Гуманизация образования. – 2013. - No2. – С.4-5.
14. Кругликов, Г.И. Методическая работа мастера производственного
обучения: учеб. пособие для студ. сред.проф. образования [Текст] / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 146 с.
15. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в
профессиональном образовании: учеб. пособие [Текст] / З.У. Колокольникова, С.В.Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. – 176 с.
16. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. лебедев. - Школьные технологии.-2018 г. .-№5.-С.3-12.
17. Методика профессионального обучения. Основные термины и понятия [Текст]: справочное пособие [Текст] / сост. Л.Н. Аксенова, М.Л. Хасанова. – Челябинск: Изд– во Челяб. гос. пед. ун– та, 2015. – 93 с.
18. Особенности организации урока производственного обучения: Методические рекомендации [Текст] / сост. Н. В. Конькова. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2012. – 28 с.
19. Организация обучения безопасности труда. Инструктирование
работающих: учебное пособие [Текст] / Сост.: М.А.Кривова, Н.Г.Яговкин. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017. – 65 с.: элект. библ. трудов сотр. СамГТУ, lib.samgtu.ru.
20. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
21. Попова, О. В. Использование активных методов обучения как средство формирования профессиональной компетентности студента колледжа / О.В.Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2016/76538.htm(дата обращения: 05.05.2022).
22. Суворова, А.А. Приоритеты развития среднего профессионального
образования в России / А.А. Суворова [Текст] / Российский научный журнал. – 2009. –No5. – С. 210.
23. Скакун, В.А., Организация и методика профессионального обучения, учебное пособие [Текст] / В.А. Скакун. - Москва, ФОРУМ - ИНФРА-М, 2017, – 336 с.
24. Тычинина, Г.А. Активные методы обучения в условиях
профессионального образования [Текст] / Г.А. Тычинина, О.С. Бровец // Теория и методики профессии. – No6. – 2015. – С.3.
25. Фрумин, И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [Текст] / И.Д. Фрумин. - Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России - М.: Препринт WP5/2002/04 Серия WP5 Новая экономика - Новое общество - Новое государство, 2019. С.-45.
26. Шитякова, Н. С. Управление качеством практического обучения студентов в развитии профессиональных компетенций / Н. С. Шитякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 858-861. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15222/ (дата обращения: 05.05.2022).
27. Шишов, C.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость [Текст] / C.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2019, - №4 - С.58–62.