Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Идея верховенства права, уходящая своими корнями в древнюю политико-правовую мысль и получившая мощный импульс для развития в наше время, получает практическое воплощение в современных условиях. Официальное признание правового государства в конституциях ряда стран, в том числе и России, делает необходимым наполнение категории «правовое государство» реальным правовым содержанием.
Сущность верховенства права раскрывается через его принципы. Установление верховенства права может быть осуществлено только в том случае, если будут успешно реализованы определенные правовые требования и механизмы реализации его принципов.
В отечественной юридической литературе достаточное внимание уделяется изучению принципов верховенства права, механизмов их реализации. Однако среди ученых до сих пор нет единства в понимании принципов верховенства права, раскрытии их содержания. Такая же ситуация складывается и в области исследования механизмов реализации принципов верховенства права.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере функционирования правового государства и реализации его особенностей.
Предметом исследования являются: понятия и признаки верховенства права, которые в совокупности образуют категориальный аппарат исследования; возникновение понятия верховенства права; содержание принципов верховенства права, конкретные механизмы реализации принципов верховенства права, закон.
Цель исследования - показать генезис понятия верховенства права в теоретико-правовых исследованиях западноевропейских и отечественных юристов и на этой основе сформулировать рекомендации по совершенствованию механизма реализации принципов верховенства права в современных условиях.
Для достижения данной цели были поставлены перед собой следующие задачи:
изучить историческое развитие идеи правового государства;
изучить понятие правового государства;
изучить признаки и характеристики правового государства.
Методологической основой исследования является универсальный диалектический метод познания, а также общенаучные методы познания: системный, исторический, сравнительный, анализ, синтез, индукция и дедукция. Для интерпретации научных концепций и нормативных актов в работе использовались специальные юридические методы: формально-юридический и метод сравнительного правоведения.
1. Зарождение и историческое развитие идеи правового государства
1.1. Идея Канта
Правовое государство — это государство, в котором господствует верховенство закона, в котором создаются нормы позитивного права и морали. (Кант)
Верховенство закона является одним из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его основными качествами являются:
признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
верховенство закона;
организация и функционирование суверенной государственной власти, основанной на принципе разделения властей.
Учитывая нынешнее состояние идей верховенства права, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время верховенство закона является идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения ни в одной стране. Реальная политическая практика государств, объявивших себя правовыми, часто расходится с нормами конституции.
Для второй половины XX века конституционная организация государства характеризуется сочетанием правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства .
Идея установления права (или закона) в общественной жизни уходит своими корнями в глубокую древность - к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы регулировать общественные отношения с помощью права, государство должно было образоваться законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.
Ряд идей правовой государственности появился уже в древнем мире, а теоретически разработанные концепции и доктрины верховенства права были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения новой общественно-политической системы.
Политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, древний опыт демократии оказали значительное влияние на формирование теоретических идей, а затем и практики правовой государственности. Идея единства власти и закона в организации афинского государства на демократической основе была осуществлена в своих реформах уже в VI веке до нашей эры древнегреческим архонтом Солоном, одним из знаменитых семи греческих мудрецов. Идея о том, что государственность вообще возможна только там, где царят справедливые законы, последовательно отстаивалась Сократом, Платоном и Аристотелем.
Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своей работе «О государстве» он писал, что государство — это дело народа как «союза многих людей, связанных соглашением в вопросах права и общих интересов». В дальнейшем идеи государства как правового сообщества получают теоретическое обоснование в Новое время в трудах Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо. В частности, Джон Локк в своем учении о государстве обосновывал законность сопротивления любой произвольной власти.
Обоснование идеала правового государства было поднято на качественно новый уровень в теории основоположника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике морали», это «объединение многих людей, подчиняющихся правовым законам». Хотя Кант еще не использовал термин «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «юридически обоснованное государственное устройство», «гражданско-правовое государство». Особенность определения Канта заключалась в том, что верховенство закона здесь называлось конституционной чертой государства .
Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).
Термин «верховенство права» был введен в научный оборот Робертом фон Молем, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века.
В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. В России, имевшей давние и прочные связи с университетами Германии, немецкая юридическая терминология использовалась вообще без перевода.
В англоязычной литературе термин «правовое государство» не используется - его эквивалентом в известной мере является термин «Rule of Law» (господство, правление права), который впервые в этом смысле использовал профессор Оксфордского университета Альбер Венн Дайси (1835-1922 гг.) в работе под названием «Основы конституционного права» (1855 г.).
Что касается отношения Маркса и Энгельса к идеям правового государства, то оно было негативным, негативным, как и отношение марксизма к государству в целом.
1.2. Идея Дж. Локка
Согласно Дж. Согласно Локку, до возникновения государства люди находятся в естественном состоянии. Отдельные лица, не спрашивая ничьего разрешения и не завися от чьей-либо воли, свободно распоряжаются своей личностью и своим имуществом. Однако в естественном государстве нет органов, которые могли бы беспристрастно разрешать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении законов природы и т.д. Все это создает атмосферу неопределенности, дестабилизирует привычную размеренную жизнь. Чтобы надежно обеспечить естественные права, равенство и свободу, а также защиту личности и собственности, люди соглашаются образовать политическое сообщество, создать государство. Дж. Локк особо подчеркивает момент согласия: «Каждое мирное образование государства основывалось на согласии народа».
Государство — это, согласно Дж. Локку, совокупность людей, объединенных в одно целое под эгидой их собственного установленного общего права и создавших судебную инстанцию, компетентную разрешать конфликты между ними и наказывать преступников. Государство отличается от всех других форм коллективности (семей, владений лордов, экономических единиц) тем, что только оно воплощает политическую власть, то есть воплощает политическую власть. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также право использовать общественную силу для обеспечения соблюдения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.
Государство получает от людей, которые его сформировали, ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Она заключается в том, что каждый (и каждый) может обеспечить, сохранить и реализовать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и собственность .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева О.А. Некоторые вопросы методологии истории государства и права // О.А. Андреева – М.: 2004, 14 с.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник // А.Б. Венгеров – М.: Альфа-Пресс, 2008, 528 с.
3. Вестов Ф.А. «Полицейское государство»: проблемы современной теории // Ф.А. Вестов, О.Ф. Фаст – М.: 2019, 43 с.
4. Виноградов В.А. Правовое государство и верховенство права: теоретические конструкции и реализация // В.А. Виноградов – М.: 2015, 101 с.
5. Грудинин Н.С. Правовое государство сквозь призму времени: сущность и основные подходы к определению // Н.С. Грудинин – М.: 2018, 212 с.
6. Еникеев Р.Н. От правовой организации общественной жизни - к правовому государству // Р.Н. Еникеев – М.: 2018, 119 с.
7. Кощин В.Ф. Идея правового государства в трудах русских юристов // В.Ф. Кощин – М.: 2007.
8. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов // В.В. Лазарев, С.В. Липень – М.: Юристъ, 2006, 448 с.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник // М.Н. Марченко – М.: Проспект, 2004, 640 с.
10. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник // Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2002, 512 с.
11. Мухаев Р.Т. История политико-правовых учений // Р.Т. Мухаев – М.: 2004, 608 с.
12. Павликов С.Г. Власть в правовом государстве. Монография // С.Г. Павликов – М.: ИНФРА-М, 2016, 243 c.
13. Раянов Ф.М. Правовое государство в современный мир // Ф.М. Раянов - М.: Юридический центр Пресс, 2018, 944 c.
14. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ // Л.И. Селезнев – СПб.: Академия, 2007, 475 с.
15. Смирнова М.Г. Социальные притязания в правовом государстве // М.Г. Смирнова – М.: 2019, 90 с.
16. Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // А.Н. Соколов – М.: 2008.
17. Шелистов Ю.И. Становление правового государства в Российской Федерации // Ю.И. Шелистов – М.: 2004.