Фрагмент для ознакомления
2
переходов. Фрагментарное изложение памятников обусловливает и присущую материалу форму изложения - тезис. Здесь невозможно дать последовательное повествование.
В тематических музейных экскурсиях представление памятников зависит от темы, порядка и последовательности подтем. Нарушение последовательности приводит к нарушению важности тура, поэтому иногда в маршруте допускаются так называемые «петли». Тематические экскурсии требуют хронологических и тематических переходов, которые связывают содержание залов, секций и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длинных перерывов. Насыщенность экспозиции материалом по «компактному» маршруту является одной из отличительных черт экскурсии по музею[5, с. 65].
При анализе памятников при посещении музеев чаще всего прибегают к сравнению, реконструкции, когда необходимо воссоздать памятник сохранившейся части экспозиции или картину жизни на внутренней выставке. История в основном использует метод описания или характеристики объекта и цитирует подлинные документы или их копии. Успешное проведение экскурсии во многом зависит от способности гида представить материал и заинтересовать посетителя темой. Тур должен быть «целенаправленным», т.е. учитывать особенности этой группы посетителей. Гиду важно установить контакт с аудиторией, привлечь людей к себе[6, 112].
Экскурсия, как правило, состоит из трех основных частей: вводная беседа, основная часть, заключительная беседа. В подготовке экскурсии принимает участие широкий круг сотрудников музея: гиды, методисты, научные сотрудники (такой список участников скорее характеризует работу большого музея с большим персоналом). Некоторые музеи, как правило, небольшие по размерам и штатам, могут не занимать специальных руководящих должностей, эту роль могут выполнять научные сотрудники.
Этапы подготовки экскурсии[6, с. 127]:
1. Определение цели и задачи экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы.
4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Подготовка текста экскурсии.
8. Комплектование «портфеля экскурсовода».
9. Составление методической разработки.
10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим критериям:
1. познавательная ценность;
2. известность (популярность);
3. необычность (экзотичность), неповторимость;
4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
5. сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
6. месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).
Работа по подготовке и проведению экскурсии начинается с формулировки темы, определения целей и задач, составления библиографии (источников и исследований) и работы с литературой. Далее ведется работа с выставкой: выбираются объекты выставки, разрабатывается маршрут экскурсии, определяются ее структурные части, информация об объектах изучается на основе инвентарной документации, оптимальных методов презентации экспонатов, логических взаимосвязей между объектами и возможности перехода во время экскурсии с экспоната во-вторых, развит[8, с. 12].
Работа с детской и взрослой аудиторией включает в себя различные методы построения повествовательного повествования. Дети могут получать информацию, сосредоточившись на своих знаниях и новизне. Для них обычно и естественно, что взрослый человек знает больше, может рассказать что-то новое и интересное. Вы можете задавать вопросы и проводить викторины, конкурсы знаний. Совершенно неприемлемо создавать такое повествование для взрослой аудитории. Большинство приемов работы со взрослой аудиторией описал К. Хадсон, назвав их «подходом Анже» (по названию музея Дэвида д'Анже). Он рекомендовал исходить из трех положений: «Во-первых, посетитель пришел, потому что он этого хочет, потому что ему действительно интересно; во-вторых, он не ждет проблем и трудностей, в-третьих, посетитель ничего не знает о теме, которой посвящен музей, и ожидает, что во время осмотра он увидит, что его ждут проблемы и трудности; в-третьих, посетитель, войдя, ничего не знает о теме, которой посвящен музей, и ожидает, что во время осмотра он в обмен на стоимость билета получает что-то весомое. Он считает, что он не хуже других, и музей не должен обманывать его». Потому вопросы, обращенные к взрослой аудитории, рекомендуется задавать в косвенной форме: «Как Вы, наверное, помните…», «Вы, конечно, знаете…» и т.п. Это позволяет посетителю получать знания, не чувствуя себя неловко из-за собственного невежества, и дает возможность создать впечатление доверительного разговора, в котором собеседники равны и интересны друг другу. Немаловажную роль играет эмоциональный настрой лидера. Новичкам иногда советуют чувствовать себя «застигнутыми врасплох», то есть проявлять чрезмерную эмоциональность,
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акулич Е. М. Белгородский краеведческий музей как социокультурный центр региона / Е. М. Акулич. – Белгород: Типография ООО «Белгород-Нефтехим», 2017. – С. 7-9.
2. Артемов Е. Г. Социальные функции современного музея исторического профиля / Е. Г. Артемов. – Москва : Экос, 2017. - С. 99-105.
3. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В. М. Бакулин. – М.: Феникс, 2018. - № 5. - С.12-17.
4. Галкина Т. В. Музейная педагогика : коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы / Т. В. Галкина. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2018.– С.63-76.
5. Долженко Г. П. Экскурсионное дело / Г. П. Долженко. – СПб, 2018. -72с.
6. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода / Б. В. Емельянов. – Москва: ЦРИБ «Турист», 2014. – 178 с.
7. Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. – Москва: Сов. Спорт, 2017. – 216 с.
8. Захаренко Г. П. Выставка: техника и технология успеха / Г. П. Захаренко. – Москва: Вершина, 2016. – 232 с.
9. Ионина Н.А. 100 великих музеев мира / Н. А. Ионина. - М.: Октябрь, 2015. 511с.
10. Исаченко Т. Е. Краеведение и экскурсоведение как основа для конструирования образов регионов и стран / Т. Е. Исаченко, А.Г. Тишкина. - Москва: Гостехиздат, 2019. - 809 c.
11. Кокшайская О. Н. Эстетические аспекты экскурсии по исторической экспозиции / О. Н. Кокшайская – М.: Логос, 2019. – С.81-89.
12. Макеева И. А. Воспитательный потенциал музейной экскурсии: теоретико-прикладные аспекты / И. А. Макеева. – М.: Буки-Веди, 2019. – С. 175-178.
13. Матюхина Ю. А. Экскурсионная деятельность / Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова. – М.: Вершина, 2017. - 228с.
14. Морозова А. Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / А.Н. Морозова, О.В. Мельникова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 416 с.
15. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества / Н. В. Нагорский. – СПб., 2014. – 432 с.
16. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б. А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2018. – 316 с.
17. Стровский Л. Е. Основы выставочно - ярмарочной деятельности / Л. Е. Стровский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 288 с.
18. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика / Л. М. Шляхтина.- М.: Феникс, 2017. - 183 с.
19. Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник / Т. Ю. Юренева. - М.: Академический проект, 2017. – 504 с.