Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ , принятой в соответствии с общенародным голосованием, Российская Федерация признается демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления.
Правовое государство в качестве определенной философско-правовой теории и практике организации политической власти, включая обеспечение прав и свобод человека, считается одним из существенных достижений человеческой цивилизации.
Во все времена призыва к формированию правового государства и сам процесс создания имело место как противопоставление его в качестве антипода деспотическому образу правления, абсолютизму и полицейскому государству. В связи с этим наиболее оптимальные концепции правового государства сложились в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против произвола со стороны господствующих классов.
На данный период времени правовое государство признается не только одним из наиболее существенных ценностей человека, призванных утвердить гуманное начало, справедливость, но отдельный практический институт, связанный с защитой и обеспечением прав и свобод, чести и достоинства каждой личности, эффективное средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования и осуществления действительной народной власти.
В последние пару десятилетий активно ведутся разговоры о строительстве правового государства, между тем, создается впечатление, что не каждый осознает, что же необходимо включать в это понятие, на чем они базируется и в чем состоит его история.
Для создания истинно правового государства необходимо формирование отдельных предпосылок, самой важной из которых признается гражданское общество, то есть сфера практической реализации индивидами своих экономических, семейных, социальных, культурных, религиозных, национальных и других неполитических интересов, которые находятся за рамками государственного регулирования.
Общество в РФ еще не совсем созрело для того, чтобы обеспечить себе условия, которые смогли бы удовлетворить свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология основана на том, что именно государство обязано осуществлять заботу о благосостоянии своего народа. Между тем, даже самое развитое государство не в состоянии предоставить своим гражданам приемлемые блага для нормального общественного развития и функционирования.
Вопросы правового государства весьма широко обсуждаются в настоящее время. Главная причина подобного внимания к правовому государству состоит не только в гуманизме самой идеи его формирования, но и в поисках путей ее самого адекватного оформления и эффективного осуществления.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с деятельностью правового государства.
Предмет исследования - основы формирования и развития правового государства.
Цель данной работы - комплексное исследование теории правового государства на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть история возникновения, становления и развития концепции правового государства;
2) изучить понятие, предпосылки формирования и основные принципы правового государства;
3) выявить особенности прав и свобод человека в правовом государстве;
4) исследовать актуальные вопросы взаимодействия правового государства и гражданского общества;
5) рассмотреть практику становления правового государства в России.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика правового государства
1.1. История возникновения, становления и развития концепции правового государства
В России интерес к теме правового государства исторически был не столь ярко выражен. Самодержавие и слабость представительных и законодательных институтов сдерживали развитие правовых начал в обществе. И все же в трудах Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, Е.Н. Трубецкого детально разработаны многие правовые вопросы власти и иерархии правовых актов .
В условиях СССР формируется понятие законности как требование неукоснительного соблюдения правовых актов. Право рассматривается в качестве орудия государственной власти в решении ее задач, хотя отдельные правовые элементы разрабатывались весьма активно (право жалобы и др.). В системе юридического образования и научных исследованиях государство и право как социальные явления рассматривались в тесной связи друг с другом .
Термин «правовое государство» состоит из двух элементов:
1) государство – это исторически сформировавшаяся и обусловленная его строем в экономической сфере политическая организация независимой публичной власти, которая выражает и охраняет общие интересы собственников базовых производственных средств, а также обеспечивает исполнение общих дел, которые вытекают из общественной природы;
2) право – это механизм общих норм поведения, которые санкционированы государством и охраняются от любых нарушений .
Эммануил Кант считал, что «Для правоведа ответить на вопрос, что такое право, так же сложно, как логику на вопрос, что такое истина».
Каждое государство неразрывно связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не смогло бы управлять поведением граждан, а также деятельностью юридических лиц. Государственная воля находит собственное выражение в праве. Государство осуществляет контроль за действующим законодательством, принимает все требуемые меры принуждения по отношению к тем, кто нарушает его нормы. Право составляет устройство государства, формирует полномочия его органов.
Идея о формировании правового государства сложилась в период античности.
Такой философ, как Платон, выделял два типа государственного устройства – в первом типе у власти находились правители, а во втором типе преобладал закон. Государство будет «процветать» в том случае, если «закон будет владыкой над правителями».
Другой философ античности Аристотель придерживался позиции, что в правильно выстроенном государстве правят законы, а не люди, так как даже самые лучшие правители могут совершать ошибки, они могут быть подвержены страстям, тогда как закон всегда имеет «уравновешенный разум».
Эти идеи получили собственное развитие в трудах такого исследователя, как Дж. Локк. Он считал, что до формирования государства люди находились в собственном естественном состоянии, что вызывало у них неуверенность. При создании правового государства люди начали отдавать ему определенную часть своих прав, для того, чтобы государство, сформировав законы, начало охранять их права. Таким образом, Дж. Локк выдвинул идею «разделения властей».
В основании теории правового государства на современном этапе развития заложены принципы французского правоведа Монтескье, а также немецкого философа Иммануила Канта. Кант определил «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть инструментом намерений кого бы то ни было. Государство неразрывно связано с правом и должно вместе согласовывать с ним все действия. С позиции Канта, право – это система условий, при которых произвол одного лица совместимо с произволом другого с позиции всеобщего закона свободы.
К подобным условиям следует отнести: наличие такого факта, как принудительное осуществление закона, равенства всех граждан перед законом, гарантии права собственности и личных прав гражданина, а также разрешение возникших споров в суде.
Сознанием общества правовое государство воспринимается в качестве такого государства, власть которого основывается на праве, им же подлежит ограничению и посредством него и реализуется. Однако подобное представление, хоть и верное по своей сути, но недостаточно для адекватного восприятия принципов правового государства, которые представляют собой сложный механизм.
В основе правового государства можно определить две важные особенности:
1)человеческую свободу, а также самое полное обеспечение его законных прав;
2)ограничение правом власти государства.
С философской точки зрения свободы может устанавливаться, как человеческая способность действовать согласно собственным интересам, основываясь на познание необходимости объективного характера. В правовом государстве по отношению к человеку образуются все необходимые условия для его правовой свободы, подлежит реализации механизм нормативного стимулирования, на основании которого лежит принцип «разрешено все, что не запрещено законом» .
К признакам правового государства следует отнести:
1)верховенство закона и права во всех областях общественной жизни;
2)равенство всех перед законом;
3)принцип разделения властей;
4)реальный характер прав и свобод человека, их юридическая и социальная защита;
5)человеческие права и свободы обладает высшей ценностью;
6)взаимная ответственность государства и личности;
7)плюрализм идеологии и в политической сфере;
8)стабильный характер законности и правопорядка в обществе.
Человек в качестве автономного субъекта вправе свободно распоряжаться собственными способностями, имуществом и собственностью. Право же, обладая таким качеством, как мера и форма свободы, должно в максимальной форме раздвинуть рамки личностных ограничений, в первую очередь, в экономике, в области внедрения в производства прогресса науки и техники.
Наверное, не случайно в настоящее время в Российской Федерации был принят целый ряд приоритетных законов в экономической сфере, которые были посвящены земле, системе налогообложения, собственности, приватизации предприятий государства, которые фиксируют разнообразие форм собственности, открывают широкий простор для человеческой инициативы, позволяют почувствовать себя хозяином жизни.
Самые существенные и крупные правовые блоки – стимула по отношению к личности (равенство, свобода, собственность и др.) отражаются в формуле «человеческие права», которые обладают фундаментальным характером в том плане, что предназначены обеспечивать первичные причины стабильного и нормального существования, основываясь на определенных разнообразных субъективных правах личности.
Человеческие права в качестве основного звена юридического режима стимулирования для индивида - это источник постоянного воспроизведения его предприимчивости, инициативы, а также инструмент развития всего гражданского общества. На современном этапе развития проблемы человеческих прав выходят на межгосударственный, международный уровень, что подтверждается правомерным характером их приоритета над государственными проблемами, что свидетельствует о том, что они имеют национальный характер. Они наиболее полно выступают в качестве точки отсчета в национальных системах права, нормативном регулировании.
Человеческие права и правовое государство, безусловно, характеризуется общими закономерностями образования и функционирования, так как существовать и эффективным образом действовать они смогут лишь в одной «связке». Каждый из феноменов имеет в собственной основе право, несмотря на то, что роль последнего для них почти прямо противоположна, однако в это же время внутренне едина.
Это говорит о том, что соединяющим элементом между государством и человеком должно быть только право, а отношения между ними обладать исключительно правовым характером. Именно во взаимосвязи, ограничении государства правом и состоит сущность и принцип правового государства. Здесь право противопоставляется произволу и выступает в качестве барьера на его пути. Так как политическая власть имеет склонность преобразовываться в разного рода злоупотребления, для нее требуются надежные юридические рамки, которые ограничат и будут сдерживать такие негативы, которые возводят заслон ее неправомерному и необоснованному превышению, попранию человеческих прав .
Таким образом, правовое государство – это организация власти в политической сфере, которая формирует необходимые условия для самого полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе для наиболее последовательной связи с правовой помощью власти государства с целью недопущения злоупотреблений.
1.2.Понятие, предпосылки формирования и принципы правового государства
Правовым признается такое государство, которое во всей своей деятельности основывается на праве, функционирует в установленных законодательством границах, обеспечивая нормативную защищенность собственных граждан.
К предпосылкам образования и функционирования правового государства следует отнести:
1) отношения производственного характера, которые основываются на разнообразии форм собственности, свободе правоотношений в сфере предпринимательства, самостоятельность и независимость индивида в экономической сфере;
2) режим конституционализма, демократии и парламентаризма, независимость народа, предотвращение любых попыток властной узурпации;
3) высокий уровень правового и политического сознания людей, культуры общества и личности в политической сфере, понимание необходимости сознательного участия в управлении делами общества и государства;
4) правовой предпосылкой выступает образование внутренне непротиворечивого и единого механизма законодательства, который предназначен обеспечивать реальное уважение законов;
5) важной предпосылкой правового государства выступает гражданское общество, то есть механизм отношений между людьми, которое обеспечивает удовлетворение их прав и интересов на основании свободы и самоуправления.
Правовое государство непосредственно связано с правом, основывается на верховенстве права и закона, действует в строго установленных рамках, определенных обществом, призвано подчиняться обществу, ответственно перед всеми гражданами, призвано обеспечивать юридическую и социальную защищенность граждан.
Концепция правового государства сформировалась для того, чтобы с позиции теории поставить пределы всевластию, самовластию абсолютистского государства.
Основным принципом функционирования правового государства признается обеспечение гражданских прав, прав участников правоотношений. Именно по этой причине социальное государство на современном этапе развития и принято именовать правовым.
Правовое государство признается таковым не в связи с тем, что в нем первое место отводится закону и правопорядку – в данном случае мы получаем законное государство. Следование во всем нормам закона еще не позволяет поставить государство под общественный контроль, так как законы также исходят от самого государства. Правовое государство существует для того, чтобы обеспечить права субъектов.
Правовым государством признается государство, где преобладает закон и право во всех областях жизни общества. Идея заключается в том, что государство, регламентируя законы, не имеет права само же их нарушать. Как государство, так и его органы, связаны с правовым законом.
Правовое государство основано на принципе правового закона. Не любой закон априори признается правовым. Законом признается официальный документ уполномоченных органов, который издан с соблюдением особенной процедуры для того, чтобы установить конкретные правила поведения.
Таким образом, для того, чтобы акт признавался законом, достаточно формальных факторов (издание его уполномоченным органом, по регламентированной процедуре и др.), содержание законодательных предписаний не считается значительным признаком закона.
Для правового закона содержательные признаки получают приоритетное значение. Правовым законом признается только тот, который прямо соответствует правовым принципам, реально защищает и выражает человеческие права и свободы, выражает саму правовую идею. В государстве формируются особенные институты, регламентирующие правовой характер предписаний нормативного характера, к примеру, Конституционный Суд РФ, следящий и контролирующий конституционность всех решений органов государства .
Правовой закон можно определить следующими характерными признаками:
1) правовой закон – это выражение и закрепление объективированной в праве меры человеческой свободы;
2) правовой закон включает в себя принцип формального правового равенства, обладающий всеобщим характером справедливости; его требования в равной степени подлежат распространению на государственную власть и граждан государства;
3) правовой закон принимает во внимание и охраняет интересы тех, кто находится за границами правового равенства (безработных, больных, престарелых);
4) правовой закон – это не продукт воли и усмотрения законодателя, а обязательный структурный элемент объективно формирующегося в этом обществе права. Законодатель не формирует содержания права: он исключительно формулирует его в нормах, выражая объективные потребности общественного развития;
5) правовой закон является антиподом произволу. Реальная жизнь закона представляется возможной лишь в условиях формирования правового государства.
Для правового государства свойственна взаимная ответственность государства и его граждан. Регламентируя в законодательной форме свободу личности и общества, само государство имеет ограничения при принятии своих решений и действий.
При помощи закона государство должно брать на себя обязательства, которые обеспечивают справедливость в собственных правоотношениях с гражданином, юридическими лицами, иными государствами. Правовое государство несет политическую, моральную и юридическую ответственность перед народом за неисполнение взятых на себя обязательств.
Для правового государства свойственно разделение властей, требуется система контроля за соблюдением и последующим исполнением законов.
Сама по себе идея и концепция правового государства признается идеальной конструкцией, показывающей, каким должно быть государство. Это принцип, к осуществлению которого необходимо стремиться, к которому можно максимально приблизиться, однако, которая, так же, как и демократия, как и любой пример развития общества, не воплощается в жизнь полностью, оставаясь моделью совершенного общественного устройства .
Для того, чтобы претворить в жизнь идею правового государства, требуются некоторые условия, наиболее важное из которых – наличие гражданского общества. Кроме наличия гражданского общества, объективными предпосылками формирования правового государства следует признать:
1)демократия в качестве политического режима, в пределах которого возможно функционирование подобного государства;
2)идеологические предпосылки: высокая степень правовой культуры и сознания в обществе.
Принципы правового государства – основные требования, которые определяют в комплексном характере идеальную государственную модель, которую можно было бы назвать правовым.
С учетом исторического опыта, государственной и общественной практики и с позиции современной науки можно определить следующие принципы правового государства.
1.Принцип приоритета права. В научной литературе при характеристике правового государства зачастую применяется термин «правовое господство». На наш взгляд, русский перевод этого термина не является адекватным тому содержанию, которое было в него вложено, было бы правильнее говорить о правовом приоритете. Это может оказать помощь избежать правовой трактовки как способа насилия и подавления.
Принцип приоритета права подлежит раскрытию при усвоении определенных моментов.
В первую очередь, право неразрывным образом связано с самим человеком, это его сторона бытия, универсальный способ общения и гарантия стабильного образа жизни.
Во-вторых, государство не является единственным источником возникновения права. Чаще всего оно только оформляет, облекает в форму права или естественные требования права, или волеизъявление всего общества, которые выражается посредством референдумов, или нормы, которые сформировались в ходе социальной практики, а особенной судебной.
В-третьих, право возникает раньше, в связи с этим оно носит более естественный характер, нежели государство. Одна версия определяет, что государство возникло по причине необходимости поддержки со стороны власти в социуме с целью его дальнейшего стабильного функционирования.
Великие исследователи догадывались о происхождении права и его роли в человеческой жизни, но только сейчас можно говорить о том, что человечество последовательно и постепенно осознает данную роль и выбирает право в качестве приоритета в собственном развитии. Отсюда необходимость разграничения государственной власти, связи права с деятельностью аппарата государства, ориентирование государства на защиту человеческих прав и свобод.