Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение …………………………………………………………………..3
1. Особенности обучения школьников с умственной отсталостью….5
2. Система принципов обучения школьников с легкой умственной отсталостью……………………………………………………………..7
3. Реализация принципов обучения русскому языку школьников с умственной отсталостью……………………………………………...14
Заключение ………………………………………………………………18
Список используемой литературы……………………………………..19
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения более 3 % от общей детской популяции составляют умственно отсталые дети. В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается.
Школа, в которой учится очень неоднородный контингент детей, вынуждена пересматривать научно - методические аспекты учебно - воспитательного процесса, создавать типовые и индивидуальные программы. Важнейшей целью школы становится создание оптимальных условий на всех этапах обучения, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребёнка. Без этого его социальная интеграция не окажется успешной [1].
Приоритетной задачей в работе с умственно отсталыми детьми становится их социальное развитие в целом, а не только систематическое обучение.
Процесс обучения детей с ОВЗ осуществляется, с одной стороны, с учетом особенностей их психического развития, а, с другой, - на основе общедидактических закономерностей.
Большой вклад в разработку принципов обучения детей с на-рушением интеллекта внесли Э. Сеген, Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко и другие.
В основе обучения и воспитания детей, как нормально развивающихся, так и с нарушением интеллекта, лежат одни и те же принципы, которые в том и другом случае реализуются по-разному. Это принципы воспитывающего и развивающего обучения, связи обучения с жизнью, научности и доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, прочности результатов обучения, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Актуальность обусловила выбор темы «Система принципов обучения школьников с умственной отсталостью».
Объект исследования: принципы обучения.
Предмет исследования: система принципов обучения школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования: проанализировать систему принципов обучения школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования определила задачи.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности обучения школьников с умственной отсталостью.
2. Рассмотреть систему принципов обучения школьников с легкой умственной отсталостью.
3. Проанализировать реализацию принципов обучения русскому языку школьников с умственной отсталостью на примере анализа учебника русского языка 2 класса.
1. Особенности обучения школьников с умственной отсталостью
В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества.
Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода. В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Видяева Ю. В. Преодоление специфических трудностей в обучении младших школьников 10–11 лет с легкой степенью умственной отсталости в условиях инклюзивного образования / Ю. В. Видяева, Е. С. Панкова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 46 (284). - С. 257-262.
2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе, М.: Просвещение, 1969.- с. 215.
3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2003. -С. 3-195.
4. Ковалева С.В. Обучение и воспитание детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Из опыта работы: методическое пособие для педагогов и родителей. / С.В.Ковалева, С.В.Шпак, Т.Л.Тимофеева; ГАОУ ДПО ИРОСТ, ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №8 VIII вида г.Кургана».- Курган, 2013 –52 с.
5. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб ... И.М. Яковлева, А.А. Еремина.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.-224 с .
6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
8. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М . : Академия, 2002. – 160 с.
9. Специфика обучения русскому языку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в основной школе: методические материалы / авторы-составители: Е.А. Вишнякова, О.А. Притужалова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020 – 53 с.
10. Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 2017. - 177 с.
11. Якубовская Э. В. Русский язык. 2 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова. - 5,е изд. - М. : Просвещение, 2014 - 175 с.