Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране [20].
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Важно научить детей ценить доброту, любовь, верность, долг, искренность, скромность, отзывчивость, гуманность и человеколюбие [21].
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании младших школьников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины.
Считаем, что музейная педагогика является одним из средств патриотического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы, так как младший школьный возраст (7 – 10 лет) является сензитивным периодом для любого социального влияния, в том числе, патриотического воспитания. Об этом свидетельствуют многочисленные специальные исследования ученых: А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина.
В младшем школьном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности: учебную, игровую, трудовую, общение, направленные на воспитание бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны совместного проживания. За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика.
Таким образом, возникают противоречия между необходимостью формирования патриотических качеств у младших школьников и недостаточностью методических разработок в области исследования сформированности патриотических качеств у обучающихся средствами музейной педагогики. Что и доказывает актуальность темы нашего исследования.
Проблема исследования: каким образом музейная педагогика будет формировать патриотические качества у младших школьников?
Цель исследования: выявить особенности организации исследования формирования патриотических качеств у младших школьников, средством музейной педагогики.
Объект исследования: процесс формирования патриотических качеств у младших школьников.
Предмет исследования: особенности формирования основ патриотических качеств у младших школьников, средством музейной педагогики.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание понятия патриотизм патриотические качества в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности формирования патриотических качеств младших школьников.
3. Проанализировать музейную педагогику как средство формирования патриотических качеств младших школьников.
4. Организовать опытно- экспериментальную работу по формированию патриотических качеств у младших школьников средствами музейной педагогики.
5. Разработать методические рекомендации по формированию патриотических качеств у младших школьников средствами музейной педагогики.
Методы исследования: Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: диагностические методы.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика исследования формирования основ патриотического сознания у детей в младшем школьном возрасте может быть использована в работе специалистов общеобразовательной школы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1 Теоретические основы формирования патриотических качеств у младших школьников средствами музейной педагогики
1.1 Сущность и содержание понятия патриотизм патриотические качества в психолого-педагогической литературе
Патриотизм предполагает воспитание к достижениям и культуре своей Родины, бережное сохранение её ценностей, природных богатств, а также интернациональное воспитание, умение подчинять свои интересы интересам страны, желание защищать интересы своей Родины и своего народа. Не менее важным является повседневное воспитание уважения Конституции государства, законодательства, государственных символов - герба, флага, Гимна [11].
Важным аспектом воспитания национально - самосознательной личности является привитие уважения и любви к государственному языку. Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полным отражением Родины и духовной жизни народа, усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но множество понятий, взглядов на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка [9].
Патриотизм призван дать новый толчок для развития духовности нации. Это является насущной необходимостью и государства, и общества, и личности. Государству необходимо, чтобы все дети выросли национально сознательными гражданами. Общество заинтересовано в том, чтобы развитие личности осуществлялось на моральной основе. А личность, отдавая свою любовь Родине, стремиться достичь взаимности. В положениях об образовании патриотизм отражает общенациональные моменты развития и является составной частью общественного сознания нации и государства. Необходимо также воспитывать нравственные качества личности, культуру поведения, бережное отношение к природе, развивать мотивацию к труду.
Понятие о патриотизме связывается с трепетным отношением к своей Родине, поэтому некоторые себя считают патриотами, а некоторые себя такими не считают. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На высшем уровне патриотизм представляет собой важную часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, эмоциях, идеях, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, возрастают до общегосударственного патриотического самосознания, вплоть до осознанной любви к своему Отечеству. Он все время понятен, ориентирован на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма считается определяющей, именно она может изменить чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова, Н.А., «Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях» [Текст] / Н.А. Абрамова. – М: Пресс, 2016 – 361 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: [Текст] уч.пос. для студ,- М.: Аспект -Пресс, 2006. - 236 с
3. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.
4. Аверина, Н.Г. О духовно- нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. [Текст] / Н.Г. Аверина. - 2011 - №11. - С.68 – 71.
5. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. [Текст] / Ю. Азаров - 2013 - №6. - С.3 – 7.
6. Баранец. Н.А. Формирование ценностных ориентаций школьника в современной информационной среде [Текст]/ Н.Л. Баранец // Начальная школа – 2016 – № 3. – С.12-17.
7. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина.- М.: Школьная пресса, 2013. – 89 с.
8. Башмакова, С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника / С. Н. Башмакова. - Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. - С. 66-68.
9. Бирюкова, Н.A. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики (Текст) /Н.А. Бирюкова // Образование в современной школе. – 2015 – № 4 – С. 9-12.
10. Воронова Е.Л. Патриотическое воспитание в современной школе: программы, мероприятия, игры [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 288 с.
11. Васюткин, Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
12. Горячева, И. А. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики.3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2020. – 304 с.
13. Дахин, А. Н. Патриотическое воспитание: технология и не только... / А. Н. Дахин, В. Ю. Авдюшенко, В. А. Токарев. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2020 – № 1 – С. 32-40. – Библиогр.: с. 40
14. Захарова Д.М. Современные проблемы патриотического воспитания дошкольников. // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение, 2016 – 132 с.
15. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование [Текст] /А.А. Леонтьев / Начальная школа (плюс и минус). - 2002 - № 4.- С. 26-28
16. Кондаков А. М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя [Текст]/ А. М. Кондаков // ПЕДАГОГИКА. -М.: Педагогика, 2010. -№ 5. - C.18-23..
17. Клепцова, Е. Ю. Феномен патриотизма как категория деятельности / Е. Ю. Клепцова. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2020 – № 1 – С. 34-39. – Библиогр.: с. 39.
16. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 4-х кн. / А. С. Макаренко ; [Подгот. к печати И. С. Петрухин]. Под. ред. И. А. Каирова и Г. С. Макаренко ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 4 т..
17. Макарчук, Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики / Я. В. Макарчук. - Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -Т. 1. - Санкт-Петербург : Реноме, 2012. - С. 24-28.
18. Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю [Текст] / С. Е. Матушкин. - Челябинск, 2000 - 152 с.
19. Мельникова, Е.В. Патриотическое воспитание школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Мельникова - Электрон, текст. Дан. - Режим доступа.:: http://www.gopsy.ru/ gopsy /456/83694/
20. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013 - 156 с.
21. Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики : диссертация ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Швецова Елена Викторовна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун- т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2010.- 255 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
23. Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] / А.И. Шешмурина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 110 с.