Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………....…3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….…………….5
1.1. Направления и виды внеурочной деятельности
младших школьников………………………….………………………5
1.2. Формы внеурочной деятельности……….……….………………7
1.3.Социальное направление внеурочной деятельности…………..11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………….14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ВОЛОНТЁРОВ………………….15
2.1.Сущность и основные характеристики волонтёрства………….15
2.2.Средства социализации младших школьников…………………17
2.3.Волонтёрское движение в начальной школе……………………20
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………..22
Заключение………...…………………………………………………...22
Список использованных источников…………………………………25
Приложение…………………………………………………………….28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Целью современного образования является формирование личности обучающегося. Это сложно осуществить в том случае, если у школьника отсутствует интерес к познавательной деятельности. В образовательной среде сегодня интегрированы такие процессы как обучение, воспитание, социализация, внеурочная деятельность и многое другое. Всё это возможно лишь в том случае, если у младшего школьника присутствует познавательный интерес. Проблема познавательного интереса ученика к учебной урочной и внеурочной деятельности сегодня исследуется многими авторами. Проблемой учения и познания занимались выдающиеся педагоги прошлого А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.
В современной педагогической науке сегодня принято считать, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим мастерством развивать и поддерживать познавательный интерес детей. Владение педагогами воспитательными технологиями сегодня так же актуально, как и владение обучающими технологиями. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана сегодня с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС, призваны обеспечивать реализацию индивидуального подхода, в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Сегодня всё это наиболее интенсивно реализуется во внеурочной деятельности. Волонтерская деятельность становится одним из продуктивных видов деятельности школьников, который позволяют достичь личностных результатов школьника, обозначенных во ФГОС.
Проблемой исследования является процесс социализации школьников в образовательных организациях и недостаточная разработанность воспитывающих технологий, которые могли бы успешно использоваться в рамках внеурочной деятельности.
Цель работы: изучить научную и психолого-педагогическую литературу и рассмотреть методику организации волонтёрской деятельности как процесс социализации личности младшего школьника средствами внеурочной деятельности.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внеурочной деятельности.
2. Изучить историю становления волонтерского движения.
3. Охарактеризовать сущность волонтерской деятельности и ее основные принципы и виды.
4. Рассмотреть сущность и факторы социализации младших школьников в процессе их волонтерской деятельности.
5. Рассмотреть особенности организации волонтерской деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс социализации младших школьников.
Предмет исследования: волонтерская деятельность школьников.
При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Сравнительный анализ различных источников.
3. Систематизация материала.
4. Обобщение материала.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Направления и виды внеурочной деятельности младших школьников
Введение в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов регламентирует в обязательном порядке внеурочную деятельность школьников. Сегодня внеурочная деятельность – это такая же неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, как и привычная всем, урочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды направлений воспитательной работы, где возможны процессы социализации и развития школьников. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Правильно организованная внеурочная деятельность школьников позволяет максимально развить полезные личностные качества, в основе чего лежит познавательная деятельность ребёнка [4].
Во внеурочной деятельности создаются все условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями. Во внеурочной деятельности формируется познавательная активность и появляется интерес к тому направлению, которое осваивает младший школьник. Поскольку дети занимаются в рамках единого направления, создаётся эмоционально наполненная среда, к которой дети проявляют неподдельный интерес. Это, как правило, всегда мир творчества и возможность раскрыть детские способности в этом творческом процессе [12].
В ходе внеурочной деятельности решается ряд задач:
-оптимизация учебной нагрузки школьника;
-особые условия для развития младших школьников;
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
-учёт индивидуальных особенностей и способностей детей.
К видам внеурочной деятельности, относят следующие виды:
-игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
-досугово - развлекательная деятельность;
-художественное творчество;
-социальное творчество (социально-значимая волонтёрская деятельность);
-трудовая деятельность;
-спортивно-оздоровительная деятельность;
-туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане официально выделены следующие направления внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное.
2. Художественно-эстетическое.
3. Научно-познавательное,
4. Военно-патриотическое.
5. Общественно-полезная деятельность.
6. Проектная и исследовательская деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бодренкова, Г.И. Добровольчество [Текст]// Г.И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. - № 1. – 153 с.
2. Бодренкова, Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике» [Текст]/Г.П. Бодренкова. - Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества. - Благотворительный фонд: Московский дом милосердия. Серия: Российская школа эффективного добровольчества. - 2013. – с. 320
3. Волонтерская деятельность в России [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: https://alev.biz/resources/good-works/volonterskaya-dobrovolcheskaya-deyatelnost-v-rossii/ (Дата обращения: 08.05.2022г.)
4. Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников URL: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://weburok.com/2943165(Дата обращения: 08.05.2022г.)
5. Караваев, Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности [Текст]/ Г.А. Караваев. - Вопросы преподавания философии и общественных наук. 2001. с.64-69.
6. Каргаполова, Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» [Текст]/Ю.В. Каргаполова. - Молодой ученый. 2014. №21. С. 575-577.
7. Кострикин. А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи [Текст]/ А.В. Кострикин. - Второй международный психолого-социальный Конгресс: 2009. с. 10-13.
8. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. [Текст]/ В.Г. Маралов. -М.: Прометей. - 2001. - 220 с.
9. Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым) URL: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00178.htm (Дата обращения: 08.05.2022г.)
10. Методика определения общественной активности учащихся (составлена доцентом Е.Н. Степановым) URL: https://mylektsii.ru/8-112368.html (Дата обращения: 08.05.2022г.)
11. Методика «Я - лидер» (Е.С. Фёдоров, О. В. Ерёмин, модифицирована Т.А. Мироновой) URL: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://director.edu54.ru/node/269911(Дата обращения: 08.05.2022г.)
12. Новиков, А.С. Трещев А.Н. Проблемы волонтерского движения в современной России [Текст]/ А.С. Новиков. - Международный научно-исследовательский журнал. 2014. - № 5. – С. 112-113.
13. Пилипчевская, Н. В. Изучение социальной активности: теория и практика // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2008 URL: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/pilipchevskaya_n._v._15_19_2_76_2008.pdf (Дата обращения: 08.05.2022г.)
14. Сикорская, Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи [Текст]/ Л.Е. Сикорская, В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №4. - Стр. 27-30.
15. Смирнова, А.А. Педагогические условия развития социальной активности. URL: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-starsheklassnikov-v-protsesse-shkolnogo-samoupravleniya (Дата обращения: 08.05.2022г.)
16. Социальная работа с молодежью [Текст]/ Учебное пособие // Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. – 382 с.
17. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 [Текст]/ Национальный общественно-научный фонд. – М.: Мысль, 2003. – 694с.
18. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ [Текст]/ от 29 мая 2015 года № 996-р.
19. Сущность и содержание понятия «социальная активность URL: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://docplayer.ru/42456387-Sushchnost-i-soderzhanie-ponyatiya-socialnaya-aktivnost.html (Дата обращения: 08.05.2022г.)
20. Тарасова, Н. В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен [Текст]/ Н.В. Тарасова. - Педагогическое образование в России. 2012. – 113 с.