Фрагмент для ознакомления
2
При этом дифференцированный подход к обучению учащихся осу-ществляется путем выбора задач и работ, содержащих различные уровни сложности.
В конце изучения каждой темы может быть проведено зачетное за-нятие в форме игры или мини-олимпиады. Контроль по изучению всего материала может быть осуществлен путем творческого задания по состав-лению задач и проверочные тесты.
Итогом освоения программы элективного курса может также яв-ляться представление личных достижений по пониманию содержания, ин-дивидуальной творческой работы по выбору учащихся или работа в фор-ме проектной деятельности, как каждым учащимся, так и группой учащих-ся. При этом может быть организован круглый стол - как презентация творческих работ, проектов и подведение итогов.
2.2 Программа элективного курса для 10-11 классов
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, рассчитана на 99 часов (33 часа в 10 классе, 66 часов в 11 классе).
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подго-товка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
• формирование и развитие у старшеклассников аналитиче-ского и логического мышления при проектировании решения задачи;
• расширение и углубление курса математики;
• формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
• формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
• развитие коммуникативных и общеучебных навыков ра-боты в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Рассчитанная на 99 часов, программа может быть реализована за 2 учебных года в 10-11 классах, по 1 часу в неделю в 10 классе и по 2 часа в неделю в 11 классе на протяжении 4-х полугодий.
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практи-кум, консультация, работа с компьютером.
Предполагаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
• повторить и систематизировать ранее изученный матери-ал школьного курса математики;
• освоить основные приемы решения задач;
• овладеть навыками построения и анализа предполагаемо-го решения поставленной задачи;
• познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
• повысить уровень своей математической культуры, твор-ческого развития, познавательной активности;
• познакомиться с возможностями использования элек-тронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
2.3 Содержание курса и методические рекомендации
Модуль I. «Базовые навыки»
В данный модуль входят задания на чтение графиков и диа-грамм реальных зависимостей, арифметические действия с целыми числа-ми, дробями, со степенями. Перевод (конвертация) единиц измерений, сравнение величин, прикидка и оценка, соответствия между величинами и их значениями. Практические арифметические задачи с текстовым услови-ем. Понятие вероятности и практические задачи на её вычисление, про-стейшие правила и формулы вычисления вероятностей.
Методические рекомендации. Этот модуль посвящён задачам, свя-занным с отработкой базовых математических навыков и умениями при-менять эти навыки в практических ситуациях. К таким заданиям относятся задания 1, 2, 4, 9 ЕГЭ по математике.
Модуль II. «Алгебра»
II.1. Вычисления и преобразования.
Данный модуль включает в себя задания на применение фор-мул сокращённого умножения (ФСУ), преобразование рациональных ал-гебраических выражений, арифметические действия с корнями и иррацио-нальными выражениями. Основные формулы тригонометрии, вычисление значений тригонометрических выражений. Понятие и свойства степени с действительным показателем, вычисление значений показательных выра-жений. Понятие и свойства логарифма, вычисление значений логарифми-ческих выражений. Вычисления и преобразования по данным формулам (подготовительные и более сложные задачи).
Методические рекомендации. Этот раздел предназначен для отра-ботки навыков решения задач на преобразование выражений и вычисление их значений. Подобные задания ежегодно включаются в варианты ЕГЭ по математике как самостоятельные задачи. Кроме того, без умения выпол-нять такие задания будет трудно или почти невозможно решать более сложные задачи – уравнения, неравенства, задачи по геометрии, требую-щие выполнения алгебраических преобразований.
II.2. Уравнения.
Линейные и квадратные уравнения. Дробно-рациональные уравнения. Простейшие иррациональные уравнения. Простейшие показа-тельные уравнения. Простейшие логарифмические уравнения. Простейшие и более сложные тригонометрические уравнения.
Методические рекомендации. Этот раздел предназначен для отра-ботки навыков решения задач по теме «Уравнения». Обычно вариант ЕГЭ по математике содержит два задания на решение уравнений или системы уравнений: одно задание с кратким ответом, другое – с развёрнутым (пол-ным решением), без умения решать уравнения трудно рассчитывать и на получение балла по теме «Текстовые задачи», в которой многие задания требуют составления уравнения по условию задачи и решения такого уравнения.
Главным этапом решения любого уравнения является сведение его к одному или нескольким линейным уравнениям.
Уравнение, которое включается в блок заданий с кратким ответом, представляет собой рациональное, показательное, логарифмическое или иррациональное уравнение базового уровня, которое в одно-два действия сводится к линейному или квадратному уравнению (либо уже даётся в та-ком виде). В открытом банке ЕГЭ по математике содержатся и простейшие тригонометрические уравнения. Для таких уравнений (как и для некото-рых других – квадратных, дробно-рациональных, иррациональных) в условии задаётся дополнительное ограничение для отбора корня. В случае для логарифмического или иррационального уравнения один из корней иногда может быть отброшен как
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Беклемишев Д. В. Курс аналитической геометрии и линейной алгеб-ры. Учебник для Вузов. Рекомендовано Министерством образования Рос-сийской Федерации в качестве учебника. М.: Физматлит, 2009.309с.
2. Вольфсон Б. И., Резницкий Л. И. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9: учимся решать задачи. Легион, 2011 г. 129c.
3. Гельфанд И. М., Глаголева Е. Г., Кириллов А. А.Метод координат. МЦНМО, 2009. 189с.
4. Гусак А.А., Гусак Г.М., Бричикова Е.А.Справочник по высшей ма-тематике . 9-е изд. Минск: ТеатрСистема, 2009. 640с.
5. Конева Г.П. Использование метода координат в пространстве для решения заданий С-2 Единого государственного экзамена по математике. URL: http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/ispolzovanie-metoda-koordinat- vprostranstve-dlya-resheniya-zadaniy-s-2.
6. Мельникова Н. Б., Литвиненко В. Н., Безрукова Г. К. Геометрия: век-торы и координаты в пространстве. M.:Просвещение, 2007. 120c.
93
7. Смоляков А. Н., Сидельников В. И. ЕГЭ по математике: задания группы С. Москва , 2013. 205 c.
8. Титаренко А.М., Роганин А.М. Новейший полный справочник школьника 5-11 классы. Математика. «Эксмо», 2008. 304 с.
9. Шафаревич И. Р. Линейная алгебра и геометрия. М.: Физматлит, 2009. 509 с.
10. Яковлев И.Я. Метод объемов. URL: http://mathus.ru/math/vol.pdf
11. Болотова Е.Л., Бородская И.М., Даутова О.Н., и др. Профильное обу-чение в старшей школе: Учеб. пособие для повышения квалификации ра-ботников образования. Под ред. Бордовского Г.А., Готской И.Б., Журина А.А.(текст) - М.: Издательство УРАО. 2005.-252с.
12. Единый государственный экзамен 2007. МАТЕМАТИКА. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/Федеральный инсти-тут педагогических измерений-М.: Интеллект-центр, 2007. - 272с.
13. Жафяров А.Ж.Элективные курсы пот геометрии для профильной шко-лы: Учебно-дидактический комплекс. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. -509с.
14. Кочарова К.С. Об уравнениях с параметром и модуле.- Математика в школе.-1995-№2-с.2-4.
15. Ященко И.В. Все задания ЕГЭ по математике профильный уровень.- Закрытый сегмент, 2017, 2018