Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С середины XVIII в. каждый законопослушный гражданин может стать владельцем оружия. Регулирование оборота оружия занимало значительное место на всех этапах становления Российского государства. И по настоящее время при проведении радикальных государственных реформ остро встает вопрос уголовно-правового регулирования оборота оружия и неукоснительного соблюдения контрольных функций за ним, для поддержания общественного порядка и общественной безопасности.
Актуальность темы исследования не может быть поставлена под сомнение, так как ведущую роль в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности занимает оборот гражданского оружия. Наблюдается негативная тенденция к увеличению числа преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В то же время все чаще регистрируются преступления, представляющие особый общественный интерес, совершенные с использованием похищенного оружия и менее года приобретенного оружия. Каждое громкое преступление порождает большой общественный резонанс, что часто является поводом для законодательного пересмотра более строгой ответственности как гражданских собственников, так и преступников.
Причинами совершения таких преступлений является небрежное хранение оружия владельцами по месту жительства, а также его приобретение в корыстных целях.
Целями настоящей работы являются исследование комплекса уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту оружия: определение содержания объекта, предмета незаконного оборота оружия, его видов и их уголовно-правового значения, определение объективных и субъективных признаков составов преступления, относящегося к незаконному обороту оружия.
В связи с указанными целями решались следующие задачи:
- дать уголовно-правовую характеристику действующего состава преступления, предусматривающего ответственность за незаконный оборот оружия (ст. 222 УК РФ);
- изучить понятие и виды оружия, боевых припасов, а также основные требования законодательства РФ к обороту оружия.
Объектом исследования в работе является комплекс уголовно-правовых отношений по установлению и соблюдению норм права при обороте гражданского оружия и их криминологическая характеристика.
Предметом исследования является уголовно-правовое регулирование оборота гражданского оружия в Российской Федерации.
При толковании признаков преступления, предусмотренного в данных нормах, необходимо руководствоваться положениями Конституции РФ, Уголовным кодексом РФ, Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. №150–ФЗ «Об оружии».
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. В рамках диалектического метод познания используются такие общенаучные методы как: структурный, системно-функциональный и формально-логический (абстрагирование, анализ, синтез и моделирование). Также широко применены специальные методы юридического познания действительности: логико-юридический, формально-юридический и метод системного анализа правовых норм.
1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1.1 Объект преступления
В соответствии с Федеральным Законом № 150-ФЗ «Об оружии» законный оборот оружия включает его производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, ввоз в страну и вывоз из нее. Незаконный оборот оружия предполагает совершение тех же действий с оружием без разрешения компетентных органов государства, т.е. противозаконно.
Среди всех видов преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена действующим уголовным законодательством Российской Федерации, особое место занимает незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Эта категория преступлений в настоящее время доминирует в общей структуре преступности в мире в целом.
Незаконный оборот оружия может быть двух видов: нарушение запрета (например, незаконный сбор, незаконное приобретение и т. д.). И выполнение обязательств, т.е. плохое исполнение, правила нарушения оборота (например, неосторожное место хранения, правила и правила нарушения места хранения и т.д.). В соответствии с законом торговля оружием может быть двух видов (нарушение запрета и невыполнение обязательства), в соответствии с Законом об общественном риске уголовная ответственность должна нести только нарушение установленного запрета и обязательств. Она несет административную, дисциплинарную или публичную ответственность. Незаконный оборот оружия представляет угрозу общественным отношениям, охраняемым уголовным законодательством, поскольку в этом случае опасные объекты выходят из-под государственного контроля и могут использоваться для совершения преступлений, представляющих угрозу общественной безопасности. Поэтому основным объектом преступления, предусмотренного статьей 222 УК РФ, является общественная безопасность в зоне перемещения оружия, его основных частей и боеприпасов.
Общественная безопасность - это состояние безопасности общественных отношений, складывающихся в сфере регулирования деятельности общества и государства, нормального функционирования всех государственных и общественных институтов, реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Непосредственным объектом преступления, связанного с незаконным оборотом оружия, является личная и общественная безопасность и общественный порядок в сфере лицензионно-разрешительной и государственно-административной деятельности. Правовое регулирование общественных отношений в сфере обращения общеопасных грузов имеет ряд особенностей. Во-первых, правовое регулирование ответственности за нарушения в сфере незаконного оборота оружия, основанное на конституционных нормах, носит комплексный характер и выражается в нормах различных отраслей права, в частности уголовного, административного, гражданского и др. Регулирование этой сферы носит разрешительный характер, то есть запрещаются все действия, прямо не разрешенные законом. Соответственно, нарушение запретов карается, в зависимости от характера деяния, привлечением к административной или уголовной ответственности. В-третьих, как и любой другой правовой режим, разрешительный режим в этой сфере предполагает детальное регулирование порядка регистрации и осуществления лицензируемой деятельности, обеспечение контроля за соблюдением этого порядка и применение соответствующих
Родовой объект преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ, составляет общественная безопасность и общественный порядок. Понятие безопасности раскрывалось в ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010. В соответствии с положениями настоящей статьи безопасность государства обеспечивается защитой важнейших интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными объектами безопасности являются: личность – ее права и свободы; общество – ее материальные и духовные ценности; государство – ее конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Действующее федеральное законодательство не содержит понятия безопасности.
Общественная безопасность в узком смысле является видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ и представляет собой совокупность общественных отношений по обеспечению неприкосновенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных интересов.
В общей теории права устоялось понятие общественного порядка как социальной категории, охватывающей систему волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемую экономическим базисом и характеризуемую соответствием поведения участников общественных отношений принятым в обществе социальным нормам. Так, М.И. Абдулаев общественный порядок, закрепленный юридическими нормами, приравнивает к правопорядку - состоянию общественных отношений при фактической реализации законодательства в условиях режима законности, который обеспечивает осуществление субъективных прав и выполнение юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений .
Л.П. Рассказов под общественным порядком понимает фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами общественных отношений всех действующих социальных норм .
Следовательно, в теории государства и права общественный порядок увязывается с реализацией на практике всеми субъектами общественных отношений установленных в обществе норм как юридического, так и социального характера, то есть как широкая, социально-экономическая категория, содержание которой определяется всей системой общественных отношений, формирующихся в разных сферах жизнедеятельности при регулирующем воздействии правовых и иных социальных норм.
Вместе с тем более узко социально-правовое понятие общественного порядка, содержание которого увязано с определенной частью общественных отношений в сфере жизни и быта, регулируемого уголовным правом, хотя легального определения понятия «общественный порядок» не имеется, на что указывает такой крупный специалист в области исследования хулиганства как Б.В. Волженкин. Тем не менее, как отмечает автор, «в теории уголовного права утверждается представление об общественном порядке как об урегулированном нормами права и морали порядке, укладе взаимоотношений между людьми, обеспечивающем соблюдение правил общежития, общественное спокойствие и нравственность, безопасные условия повседневной жизни людей» .
Сходное определение общественного порядка приводят правоведы в области уголовного права. Так, Е.Н. Федик и А.В. Бриллиантов определяют общественный порядок как наличие условий безопасности в публичных местах и обеспечение спокойствия неопределенно большого круга лиц, как сложившуюся в обществе на основе правовых, социальных норм, норм морали, нравственности и этики, норм общежития, обычаев и традиций, систему общественных отношений, обеспечивающую правильное, соответствующее принятым в обществе устоям поведение каждого индивида в сфере публичных взаимоотношений, нормальные условия жизни и деятельности граждан, функционирования институтов общества и государства .
В.П. Степалин общественный порядок определяет как систему отношений между людьми, правил поведения, общежития, установленных нормативными актами, моралью, обычаями, традициями, обеспечивающими обстановку общественного спокойствия, защищенности личности в разных сферах жизнедеятельности, неприкосновенность личности, целостность собственности, нормальное функционирование государственных и общественных институтов .
Е.И. Куприянов, Е.И. Майорова и Л.В. Яковлева понимают в качестве общественного порядка систему отношений в обществе в определенный период времени с учетом норм права и морали, обычаев и традиций, позволяющих обеспечивать социально адекватное поведение человека.
С.В. Борисов, А.П. Дмитренко и В.А. Осипов общественный порядок обозначают как систему отношений, складывающихся в обществе на основе добровольного либо принудительного соблюдения его членами норм права, морали, этических, религиозных и иных общепринятых правил поведения .
Следовательно, общественный порядок в узком смысле можно определить как систему общественных отношений, характеризующуюся состоянием безопасности повседневной жизни людей, их спокойствия и защищенности, сложившуюся в обществе на основе обычаев и традиций, норм моральных, социальных и правовых, обеспечивающую соответствующее принятым в обществе устоям поведение каждого индивида в сфере взаимоотношений между людьми, нормальные условия жизни и
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федер. закон от 30.11.1994 № 51—ФЗ : принят Гос. Думой 21 октября 1994 г. (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. —1994. —№ 32. —Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63—ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : [в ред. от 25.03.2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 25. — Ст. 2954.
4. Уголовно—процессуальный кодекс РФ : Федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174—ФЗ : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. : одобрен Советом Федерации 5 декаб. 2001 г. : [в ред. от 25.03.2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (часть I). — Ст. 4921.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195—ФЗ : принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря г. : [ред. от 16.04.2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 1.
6. Об оружии: федер. закон Рос. Федер. от 13.12.1996 г. № 150—ФЗ (в ред. от 02.07.2021 г.) // Собрание зако¬нодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681.
7. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2009 г. № 209—ФЗ (в ред. от 20. 07.2020) // Российская газета. — 2009. — 28 июля.
8. О полиции: Федер. закон от 07 февраля 2011 № З—ФЗ : принят Гос. Думой 28 января 2011 г. : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г. : (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
9. О лицензировании отдельных видов деятельности : Федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99—ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 13.07.2015 г. № 230—Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 29 (часть I). — Ст. 4356.
11. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федер. закон от 03.07.2016 № 226—ФЗ (ред. 01.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27, ч. I, ст. 4159.
12. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» : Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 19.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 52 (часть V). Ст. 7614.
13. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федера¬ции : Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 41. — Ст. 5802
14. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 4. — Ст. 305.
15. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного ору¬жия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 (ред. от 31.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 32. — Ст. 3878.
16. О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия : Постановление Правительства РФ от 28 августа 2012 г. № 865 (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 36. — Ст. 4916.
17. Об утверждении Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 июня 2017 г. № 429 // «Официальной интернет—портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 18 сентября 2017 г.
18. Инструкция по работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12. 04. 1999 № 288 (ред. от 19.07.2018) // Российская газета от 7 сентября 1999 г. № 17.
19. О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан : Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 18 августа 2017 г. № 652/360 // Текст приказа опубликован на «Официальном интернет—портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2017 г.
20. Об утверждении Порядка предоставления полиции доступа к банкам данных о лицах, получивших удостоверение частного охранника, частного детектива, и лицах, владеющих оружием : Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2017 г. № 188/417 // Российская газета. — 2017. — 31 июля. — № 167.
21. Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия : Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и МВД России от 22 февраля 2019 г. №№ 54/90 // Текст приказа опубликован на «Официальном интернет—портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 марта 2019 г.
22. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблю¬дением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия : Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 14.01.2020 № 8 // Текст приказа опубликован на «Официальном интернет—портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 июня 2020 г.
Судебная практика
23. Приговор Одинцовского городского суда Московской области от 28.07.2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «РосПравосудие». URL: https://rospravosudie.com/court-odincovskij-gorodskoj-sud-moskovskaya-oblast-s/act-53333389154/. (дата обращения 10.05.2022).
Литература
24. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая / под ред. А. П. Коренева. — Москва: Щит, 2013. — 335 с.
25. Апарышев, И. Оружие и преступление / И. Апарышев // ЭЖ—Юрист. — 2012. — № 33. — С.36—41.
26. Барсуков С. И. Комментарий к Федеральному закону «Об оружии» (постатейный) / С. И. Барсуков. — Москва: Деловой двор, 2017. — 640 с.
27. Векленко С.В., Зайцева Е.В. Спорные вопросы квалификации преступлений, совершенных с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия / С.В. Векленко, Е.В. Зайцева // Уголовное право. — 2017. — № 2. — С. 23—29.
28. Вендель Н.Г. Проблемы привлечения к административной ответственности лиц, допустивших утрату гражданского оружия либо создавших условия, повлекшие его хищение / Н.Г. Вендель, А.М. Запаренко, Р.В. Черкасов // Административное право и процесс. — 2018. — № 7. — С.43—49.
29. Волкова В.В. Административный процесс / В. В. Волкова, Е. В. Хахалева В Н Галузо. — Москва: Закон и право, 2016. — 308 с.
30. Дизер О.А. Гражданское оружие: законодательное регулирование / О.А. Дизер, В.И. Сургутсков. — Москва: Высшая школа, 2015. — 40 с.
31. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: автореф. дис. .докт. юрид. наук. А.С. Дугенец — Москва, 2005. — 196 с.
32. Калмыков Г.И. К вопросу об аннулировании лицензий, разрешений на приобретение, хранение, ношение оружия / Г.И. Калмыков // Вопросы совершенствования деятельности полиции по охране общественного порядка. — 2017. — № 8. — С.42—48.
33. Кушнирык В.В. Особенности и характеристики субъектов и объектов комплексного административно—правового режима «оборот оружия и патронов» / В.В. Кушнирык // Черные дыры в Российском Законодательстве. — 2017. — № 3. — С.63—68.
34. Рогачева О.С. Эффективность норм административно—деликтного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. О.С. Рогачева — Воронеж, 2012. — 50 с.
35. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. / гл. ред.: А.М. Прохоров. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 944 с.
36. Соколова Е.В. О некоторых вопросах классификации источников повышенной опасности военного назначения / Е.В. Соколова // ЭНИ «Военное право». — 2014. — Выпуск № 3.
37. Сургутсков В.И. Комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150—ФЗ «Об оружии» (постатейный). / В.И. Сургутсков, Е.В. Зайцева — [Электронный ресурс]: — Режим доступа: // URL:http://superi№f.ru/view_helpstud.php?id=1271 (дата обращения: 28.04.2022). — Загл. c экрана.
38. Терещенко, А.К. Вопросы лицензирования в законодательстве и судебно—арбитражной практике / А.К. Терещенко // Юридический мир. 2019. — №7. — С. 53—59.
39. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2—е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2015. — 836 с.
40. Хоцей А.С. Теория общества. Т. I. / А.С. Хоцей — Казань: Изд—во Феникс, 2015. — 464 с.
41. Черкасов Р.В. Проблемы раскрытия преступлений, вызывающих общественный резонанс / Р.В. Черкасов // Международные юридические чтения: материалы ежегодной научно—практической конференции. Омский юридический институт. — Омск, 2016. — Ч. 3. — С. 248—253.
42. Шелковникова Е.Д. Некоторые проблемы правоприменения Федерального закона «Об оружии» / Е.Д. Шелковникова, С.В. Скворцов // Адвокатские вести. 2017. — № 9. — С. 34—39.