Фрагмент для ознакомления
2
Принцип наглядности в обучении младших школьников постоянно рассматривают педагоги и методисты. Этот принцип является одним из многих важнейших принципов современной дидактики. От применения наглядности в учебно-воспитательном процессе зависит многое. Прежде всего, зависит усвоение младшим школьником того учебного материала, который объясняет им учитель. Одним из важнейших положений дидактики является использование наглядных средств обучения для формирования у младших школьников образных представлений. При обучении на уроках в начальных классах, принцип наглядности получает свое распространение повсеместно. Сегодня это связано с появлением и внедрением новых видов наглядных демонстрационных, или мультимедийных средств и элементов [10].
Использование в образовательном процессе рассматривали многие учёные, такие как К.Д. Ушинский, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко и др.
Сегодня ФГОС к важнейшим задачам общего начального образования относит:
-личностное и интеллектуальное развитие учеников;
-создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности;
-формирование духовно-нравственной и социальной культуры школьников;
-развитие их творческих способностей;
-саморазвитие и самосовершенствование младших школьников;
-сохранение и укрепление здоровья школьников. Все эти процессы обеспечиваются комплексом всех тех учебных предметов, которые входят в учебную программу начальной школы. Каждый из учебных предметов имеет свою цель обучения и учебные задачи.
Современный ФГОС регламентирует сегодня три образовательных результата младших школьников:
-предметный;
-метапредметный;
-личностный.
Этот результат гораздо шире, чем формирование знаний, умений и навыков, который обеспечивали педагоги в традиционной образовательной модели. Можно уверенно говорить о том, что правильно подобранная наглядность содействует получению необходимого результата по всем этим трём направлениям. Совершенно очевидно, что получаемые знания об окружающем мире учащихся зависят от применения различных средств наглядности. Оптимальным будет являться использование специально разработанного комплекса средств наглядности для каждого учебного предмета и для каждой учебной темы. Пользуясь наглядностью, учащиеся лучше осваивают полученные знания и имеют возможность при помощи наглядности многократно повторять пройденный материал. Использование наглядности в образовательном процессе влияет и на психологические особенности младших школьников. В сознании человека решающую роль играют ощущения. В случае, если ученик не видел, не слышал и не ощущал, у него не будет необходимых данных для суждения, о чём либо. Проблема наглядности в образовательном процессе имеет давние традиции и является исторической категорией [16].
Наглядность возникла из потребности передачи духовного опыта одного поколения другому. Происходило это через демонстрацию обычаев, традиций, этических норм поведения и др. народная педагогика гласит: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Учёные А.Г. Рубинштейн и Г.И. Щукина отмечали, что древние греки пользовались идеей наглядности в воспитании, давая при этом конкретные изобразительные образы мужества и силы. Наблюдение воочию заменяет собой доказательство, так они считали. Проблема наглядного обучения приобрела свое истинное значение с возникновением дидактики. Живое созерцание осуществляется через наглядное обучение [14].
Основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский развил учение о наглядности в обучении. По его мнению, наглядное обучение строилось не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах. Речь идёт о тех образах, которые ребёнку необходимо воспринять. Наглядность представляет из себя мощное средство формирования мыслительной деятельности на основе чувственного образа. Наблюдение самих предметов – вот что нужно для наглядности. Точность в восприятии любого знания обеспечивается анализаторами, зрительными, слуховыми и др. Мышление здесь помогает правильнее определить взаимосвязь образа, слова и действия, знаний, умений и навыков [5].
Одним из психологических условий активного и сознательного восприятия средств наглядности является выработка у младших школьников наблюдательности. Положительная установка направляет учащихся на воспроизведение существенного в содержании показа и активизирует их умственную деятельность. Наглядность помогает определить причинно-следственные связи между объектами и явлениями. Правильно используемая наглядность позволяет школьникам сформулировать правильные выводы и обобщения. Автор Б.В. Беляев раскрыл истоки наглядного обучения. Он раскрыл его роль в начальном воспитании и образовании детей. Причём он же упоминал про полную наглядность, частичную наглядность, умственная наглядность, или наглядность по памяти [18].
Автор Т.И. Шамова выделяла внутреннюю и внешнюю наглядность. Наглядность развивает творческое воображение и наглядно-образное мышление школьников. Особое внимание по изучению средств наглядного обучения уделяла автор Г.И. Щукина. Она говорила про эффективность различных форм сочетания слова учителя и применяемых им на уроке наглядных средств обучения. Используя на занятиях элементы любопытства и наглядности, учитель разнообразит работу учащихся, которая становится содержательной и эффективной. Нельзя сказать, что в наше время тема наглядности утратила своё значение. Возможно, что сегодня это стало использоваться более интенсивнее, поскольку современные средства мультимедиа способны обеспечить наглядность практически на каждом уроке. Но здесь есть свои особенности, которые каждый педагог должен учитывать именно при реализации своего учебного предмета. Избыток наглядности может вести школьника к непониманию учебной темы. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. При их помощи информации в мозг поступает в пять раз больше [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст]/ И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. –480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации [Текст]/ А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 12.05.2022).
5. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 12.05.2022).
6. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/ / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288с.
7. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Текст]/ Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46c.
8. Клепинина, З.А. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст]/ / З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246с.
9. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников [Текст]/ Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3.- С.26-29.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010.- 142с.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст]/Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
12. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие [Текст]/ О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с.
13. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ О.Б.Логинова – М.: Просвещение, 2010.- 343с.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М.Мотюшкин – Москва: Директ-Медиа, 2008.-354с.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст]/ Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47.
16. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. -180с.
17. Мостова, О.Н., Агафонова И.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст]/ Н.О.Мостова, И.Н.Агафонова , 2005.- 193с.
18. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст]/ В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2011 – №4. – С.27-30.
19. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова[Текст]/ Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39.
20. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст]/ Л.Г.Петерсон – Москва: 2009. - 40с.
21. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников [Текст]/ Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
22. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст]/ С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34.Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей./ Д.Я.Райгородский. - Бахрам-М, Самара, 2008.-367с.
23. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А.И.Савенков // -Москва: – 2012.-157с.
24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н.А.Семенова // Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
25. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие [Текст]/ /Т.Е.Соколова . - Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.- 228с.
26. Ушакова, Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира /Л.В.Ушакова //[Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm. (дата обращения: 12.05.2022).
27. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 12.05.2022).
28. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст]/ Л.Ю. Ходаева. - Управление начальной школой. – 2013. – №6.- С.14-18.
29. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника [Текст]/ О.А.Яшнова – Москва: Академический проект, 2003.-63с.