Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время, в образовательных организациях, наблюдается все большее количество учащихся имеющих проблемы в разговорной речи. Все это сопровождается большим количеством сопутствующих проблем в социализации ребенка и становлении его, как личности.
Речевая функция является основополагающим компонентом в становлении полноценной личности человека, от которой в дальнейшем зависит успешность речевого общения. Осуществление нормальных социальных контактов также становится опорным звеном для расширения представлений об окружающей жизни, регулирует поведение человека, может помочь спланировать соответственное участие в различных формах коллективной деятельности.
Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся именно на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.
Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.
Как показали исследования Выготского Л. С., Лурия А. Р., возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать.
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка.
У детей с нарушением звукопроизношения исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность активного словаря, что обусловлено боязнью ребенка употребить слово, в котором для него есть трудных звук.
Анализ специальной литературы свидетельствует об устойчивой тенденции роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи, особенно дислалии. В связи с тем, что в последние годы число детей, страдающих дислалией возросло, проблема изучения речи таких детей является острой.
В связи с этим, можно утверждать, что данная работа имеет актуальность, как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от уровня сформированности фонетико-фонематических представлений у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.
Также актуальность данной работы имеется и в психологическом аспекте. Так как в связи с нарушениями речи, ребенок ощущает себя менее успешным в коллективе, чувствует дискомфорт. Тем самым имеет место быть снижению учебной мотивации и снижению самооценки, что влечет к дисгармонизации личности.
Цель: Изучить дислалию детей младшего школьного возраста и определить пути её преодоления
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с дислалией;
2. Рассмотреть специфику использования методов коррекции дислалии у младших школьников;
3. Провести опытно- экспериментальную работу по коррекции дислалии у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 Теоретический метод изучение особенностей развития детей младшего школьного возраста с дислалией
1.1 Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с дислалией
В современном обществе коммуникация играет одну из главных ролей в жизни человека, особенно ребенка. Исследования доказывают, что любое недоразвитие речи задерживает формирование познавательных процессов ребенка и, как правило, препятствует полноценному развитию личности. В настоящее время самую многочисленную группу детей с нарушениями речи составляют младшие школьники с речевым недоразвитием. Знания специалиста о психологических особенностях детей с речевым недоразвитием, в частности с дислалией, делают эффективной коррекционно-педагогическую и психокоррекционную работу с детьми-логопатами. Под дислалией понимается нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата [2].
Согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, дислалия является одной из многих форм специфических нарушений артикуляции, когда дети используют звуки речи, соответствующие более низкому возрастному уровню, а уровень остальных языковых возможностей правильный [3].
Причины дислалии
Среди биологических причин выделяют аномалии зубочелюстной системы, отсутствие резцов или их аномалии, возникшие в связи с дефектами развития или приобретенные вследствие травмы; зубные заболевания или возрастные изменения; неправильное положение верхних или нижних резцов (дефекты прикуса); аномальное строение твердого нёба. Кроме того, на правильность произношения звуков оказывают влияние общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи.
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребёнка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, шипящие и свистящие. [7]
Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов речевого аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
Дислалия у детей может быть вызвана также и снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушения звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих, звонких и глухих согласных.
Причиной тяжёлой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребёнка. У детей олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.
К социальным причинам относят неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка: глухонемые родители или родители с явными дефектами речи, подражание неправильным образцам речи; длительная госпитализация; ограничение социальных контактов; недостатки воспитания; отсутствие эмоционально положительного окружения (эмоциональная депривация); сверхшумное окружение; психотравмирующая ситуация в семье. [9]
Формирование произносительной стороны речи — сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.
Одной из распространённых причин функциональной дислалии является неправильное воспитание в семье. Иногда взрослые специально подлаживаются под речь ребёнка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. Результатом этого является то, что у ребёнка надолго задерживается неправильное произношение.
Дислалия может возникнуть у ребёнка и по подражанию. Как правило, вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искажённому произношению взрослых. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектическими особенностями речь. [7]
Плохо сказывается на детской речи и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках. Ребёнок часто путается, переносит особенности произношения одного языка на другой.
Часто причиной дислалии может оказаться педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимания на речь ребёнка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного звукопроизношения. То есть речь ребёнка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит развитие произносительных навыков.
Классификация [7]
Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую). В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.
Механическая дислалия
Механическая дислалия - нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического речевого аппарата (органов артикуляции), его костного и мышечного строения. Некоторые авторы ее называют органической. Может возникнуть в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. Обычно нарушается произношение групп звуков. [11]
Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные аномалиями зубочелюстной системы: отсутствием резцов или их аномалиями; неправильным положением верхних или нижних резцов; дефектами прикуса (прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед; прогения – нижняя челюсть выступает вперед; открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним); неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии.
Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое («готическое») небо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.
Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже – [р] и [р'].
Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных. [13]
Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
2.Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 13 c.
3.Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова. — М.: ВЛАДЮС, 2016. – 243 с.
4.Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш.учеб.заведений /Л. С. Волкова. — М.: ВЛАДОС, 2017. — 703 с.
5.Волкова, Л. С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи [Текст] : II часть Ринолалия. Дизартрия / Л. С. Волкова. — М.: Просвещение, 2018. — 364 с.
6.Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб.пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2015. – 351с.
7.Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: учебное пособие. - М.: Ирис-пресс, 2015. - 96 с.
8.Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. — М.: Директ- Медиа, 2008. – 90 с.
9.Ивановская О. Г. 50 уроков с логопедом. Преодоление нарушений обозначения мягких согласных / О.Г. Ивановский. - М.: Каро, 2013- 96 с.
10. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
11. Ихсанова С. В. Игровая терапия в логопедии. Артикуляционные трансформации / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014- 48 с.
12.Ковшиков В.А. Выразительная алалия и методы ее преодоления- СПб. КАРО, 2006. 304 с.
13. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – Екатеринбург: У -Фактория, 2014. — 224 с.
14.Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукового произношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко М.И. Кременецкий. - М: Гном, 2014- 216 с.
15.Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика на полках. Пособие для логопедов, учителей, родителей / Т.А. Куликовская. - М.: Гном, 2014 - 64 с.
16.Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2015. – 216с.
17.Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 680 с.
18.Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников [Текст]: диагностика, занятия, упражнения, игры / Н. П. Мещерякова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 141 с.
19.Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи [Текст]: Практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. — М.: АРКТИ, 2003. — 92 с.
20.Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.