Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе системной модернизации страны реальным основанием эффективного хозяйствования становится обеспечение стабильного сбалансированного развития регионов способом внедрения эффективной региональной политики. Неотъемлемой частью этого процесса является реформирование системы государственного управления региональным развитием. Уже на протяжении десятилетия Россия пытается заложить основы эффективной и действенной региональной политики, используя передовой опыт ведущих стран, научные разработки специалистов, однако реальных результатов до сих пор достигнуто не было.
Сложность реформирования государственного управления региональным развитием заключается в необходимости соблюдения системности, комплексности, учета всех аспектов этого процесса, поскольку каждый из его составляющих играет важную роль в реализации стратегических задач новой государственной региональной экономической политики. Системные потрясения, которые испытали на себе регионы России в течение кризисного периода, новые вызовы посткризисного развития и последние события в восточных областях России формируют:
- новые требования по достижению сбалансированного развития регионов;
- решения специфических проблем регионов и отдельных населенных пунктов (в т. ч. депрессивных территорий, малых городов, периферийных и горных территорий);
- стимулирования межрегионального сотрудничества и кооперации и тому подобное.
Это в свою очередь требует согласования целей, приоритетов, задач и мероприятий центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и по решению насущных (текущих) проблем регионального развития, и по достижению долгосрочных стратегических целей.
Учитывая стратегический выбор евроинтеграции, реформирования государственного управления региональным развитием в России должен отвечать европейским нормам и стандартам. Такой подход позволит:
- задействовать новые (апробированные мировой практикой) организационные и институциональные механизмы и инструменты реализации региональной политики;
- диверсифицировать источники, ввести новые подходы к оказанию бюджетных средств и финансирования регионального развития;
- расширить возможности регионов по привлечению частного капитала, средств международных фондов для финансирования региональных и межрегиональных проектов.
Стоит отметить, что исследованию вопросов экономической региональной политики посвящено достаточно много труда отечественных специалистов, которые стали информационных базисом для написания курсовой работы. Так, особую ценность на сегодня имеют разработки таких ученых и государственных управленцев, как Бурова М.П., Васильева В.П., И.Д. Доценко, А.В. Пикулькина, А.С. Малина, Ю.Н. Гладкого, А.К. Ландабасо, Г.В. Атаманчук и других. Однако наличие большого количества научных разработок в данной сфере не решает насущных проблем региональной политики, свидетельствует об актуальности и необходимости исследования выбранной темы.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ реализации государственной экономической политики (на примере Краснодарского края).
Для реализации намеченной цели работы необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность государственной экономической политики;
- исследовать организационно-правовые аспекты регулирования экономической политики;
- определить особенности реализации экономической политики в субъектах Российской Федерации;
- провести анализ организации управления, цели и задачи государственной экономической политики в Краснодарском крае;
- выявить основные проблемы реализации государственной экономической политики в Краснодарском крае;
- разработать предложения по эффективной реализации государственной экономической политике в Краснодарском крае.
Объектом исследования курсовой работы является Краснодарский край.
Предметом исследования выступают региональная экономическая политика как неотъемлемая процесс государственного управления в современных условиях.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные и специальные методы исследования. Так, широкое применение получили методы анализа и синтеза при рассмотрении различных подходов к определению понятия «региональная политика», ее объектов и субъектов, принципов и задач. Стоит вспомнить о исторический метод, с которым связан анализ исторических предпосылок осуществления региональной политики. Исследование приобрело системный и структурного вид благодаря применению системного анализа.
Цель и задачи, а также логика изложения материала курсовой работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь делятся на подпункты каждый, обобщающих выводов и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и сущность государственной экономической политики
Вопросы экономического развития всегда являлись одним из предметов исследования экономической науки. Данный интерес учёных обусловлен практической значимостью темы экономического развития, повышенным общественным запросом на научные подходы к формированию эффективной политики государства, способной обеспечить поступательное повышение благосостояния населения. Функционирование общества и экономики всегда было неразрывно связано друг с другом. Экономические отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ являются неотъемлемой составляющей общественных отношений.
Экономические отношения, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, идеологической), в свою очередь оказывают значительное воздействие на различные аспекты жизнедеятельности человека и общества в целом. Данный вывод можно подтвердить следующими положениями:
- существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ;
- общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (различные социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу государственного аппарата, направления деятельности политических партий и др.);
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития социокультурнойжизни общества, такие как: инфраструктура библиотек, театров, различных культурных и социальных учреждений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года // Консультант Плюс
2. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина – М., 2017. – 148 c.
3. Белоусова Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий: моногр. / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. – М.: КомКнига, 2017. – 320 c.
4. Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 208 c.
5. Бирюкова О. В. Регулирование международной торговли услугами. Учебное пособие. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2016. – 208 c.
6. Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. Монография. 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2020. – 343 c.
7. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики. – М.: Юрайт, 2020. – 179 c.
8. Генри Хазлитт. Основы государственного регулирования экономики. – М.: Вильямс, 2020. – 256 c.
9. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС – М., 2018. – 356 c.
10. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Рисин И. – М.: КноРус, 2016.
11. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы; ЮРИСТЪ – М., 2018. – 320 c.
12. Данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/ b19_14p/Main.htm (дата обращения: 28.04.2021).
13. Доценко И.Д. Основные направления государственного регулирования международных экономических отношений // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N 4. С. 21 – 26.
14. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус – М., 2018. – 528 c.
15. Кашаев А.Н., Цвейбах Я.И., Островский О.М. и др. Бухгалтерский учет в условиях перестройки управления экономикой; Финансы и статистика – М., 2017. – 176 c.
16. Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства (business-to-business contracts) и государственное регулирование экономики // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. N 4. С. 26 – 30.
17. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие – Омега-Л – М., 2017. – 352 c.
18. Наумов И.В. Пространственные диспропорции формирования финансового потенциала региональных систем // Журнал экономической теории. — 2020. — Т. 17. — №3. — С. 614-628
19. Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: монография / В.К. Андреев, Л.В. Андреева, К.М. Арсланов и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017. 432 с.
20. Право и экономическое развитие. Проблемы государственного регулирования экономики. – М.: Юстицинформ, 2017. – 432 c.
21. Слепцова Е.В., Стеж: концепции, проблемы, решения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-politika-rossii-kontseptsii-problemy-resheniya (дата обращения: 23.07.2021).
22. Соловьева О. А. Формирование предпринимательской общности в условиях трансформации государственного регулирования экономики. – М.: Инфра-М, 2018. – 182 c.
23. Стиглер Джордж Ст. Гражданин и государство. Эссе о регулировании. – М.: Издательство Института Гайдара, 2017. – 336 c.
24. Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики. – М.: Проспект, 2021. – 160 c.
25. Трофимов С. Е. Государственное регулирование нефтегазового комплекса. Состояние, проблемы и перспективы. – М.: Инфра-М, 2018. – 156 c.
26. Харченко Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2017. – 328 c.
27. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2017. – 624 c.
28. Щербак Е. Н. Высшее образование как объект государственного регулирования в условиях глобализации. Административно-правовой аспект / Е.Н. Щербак. – М.: Юркомпани, 2017. – 256 c.