Фрагмент для ознакомления
2
Процесс общения является непростым, многосторонним процессом установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностью в совместной деятельности. Понятие общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Именно под общением понимается взаимодействие двух или более субъектов, которое состоит в обмене между ними сообщениями, имеющими настоящий и эмоциональный аспекты. Оно основывается на реализации особенной потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует проявление радости.
Г. М. Андреева отмечает, что общение является процессом установления, развития и завершения контакта, который характеризуется тремя сторонами: коммуникативной, социально-перцептивной и интерактивной [1, c 715].
Коммуникативная сторона в процессе общения заключается в обоюдном обмене информацией между партнёрами коммуникации, передаче и приёме знаний, идей, чувств, мнений. Универсальным средством эффективной коммуникации считается речь, при помощи которой не только лишь предаётся информация, но и исполняется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) содержится в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, которое позволяет общающимся реализовать для них некую общую деятельность[10].
Перцептивной (социально-перцептивной) стороной общения является процесс воспитания, познания и осмысливания людьми друг друга со следующим установлением на данной базе определённых межличностных отношений и означает, процесс восприятия социальных объектов.
Проблема общения относится к числу важных для ребенка сфер жизнедеятельности. Психологи сходятся в том, что общение оказывает огромное влияние на формировании личности.
Согласно мнению А. А. Бодалева, когда человек взаимодействует с другими людьми, он может сразу выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он узнает собственного партнера, определяет к нему свое отношение, влияет на него с целью решения какой-то определенной задачи. Прежде всего, он сам является объектом познания для того, с кем общается [3, c 57].
Другим принципиальным условием общения является наличие средств, при помощи которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная взаимосвязь. Средства социального и психологического общения довольно многообразны.
К средствам общения Л. Д. Столяренко относит [18, c 211]:
- язык - система слов, выражений и правил;
- интонация, эмоциональная четкость, которая придает различное значение одной и той же фразе;
- мимика, поза, взгляд собеседника;
- жесты как общепризнанные или экспрессивные, которые служат для большей выразительности речи;
- расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных обычаев, от степени доверия к собеседнику.
Например, А. А. Реан отмечает, что общение с друзьями источник не только лишь появления новых интересов, но и развитие норм поведения. Это соединено с тем, что среди детей в процессе взросления появляются определенные требовании к дружеским отношениям: к чуткости, отзывчивости, умению сохранять тайну, воспринимать и сопереживать[16, c 80].
Общение является основной потребностью детей любого возраста. Потребность в общении с ровесниками, которых не способны заменить родители, появляется чрезвычайно рано, еще в детстве, и с возрастом увеличивается. Уже у дошкольников отсутствие общества ровесников негативно воздействует на развитии коммуникативных возможностей и самосознания.
Общение является не элементарно вниманием к другому человеку или показ отношения к нему, оно постоянно обладает своим содержанием, которое связывает общающихся людей. Это может быть совместная деятельность, которая направлена на приобретение и результата, или содержание беседы или обмен мнениями по поводу действия или элементарно ответная улыбка.
Ведь главное, чтобы сам предмет общения, его содержание были общими для людей, которые вступили в общение. Многие трудности в воспитании детей соединены как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не сходятся: взрослый говорит об одном - ребенок понимает другое и поэтому, пытается дать ему ответ ему в собственном понимании. И хотя внешне подобная беседа может быть чрезвычайно похожа на общение, в нем появляется не общность, а наоборот отчуждение и недопонимание.
Особенно велика роль общения с близкими взрослыми – это не лишь условие, которое помогает детям привычно жить, и расти, это основной источник, двигатель психического развития.
Существует большое количество теорий и классификаций, но главными, базовыми функциями общения являются: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Рассмотрим данные функции подробнее.
Коммуникативная функция способна обеспечить обмен информацией между людьми. Чтобы он состоялся, нужно заблаговременно предугадать, какой конкретно материал подвергнется к передаче. Так как собеседнику он может показаться трудным, и понимание не будет достигнуто. Для этого учитываются его особенности, сфера деятельности, интересы и другое.
Интерактивная функция способна оказывать воздействие на всех участников общения, и кроме того ещё и с помощью действий. Благодаря данной функции взаимодействие становятся наиболее функциональным, дополненным и обладает большим воздействия, если употребляется в беседе, хотя встречаются случаи, когда поступки гораздо красноречивее слов. Это способствует привлекать окружающих на свою сторону[14].
Перцептивная функция - в переводе с английского – восприятие. Оно использует все органы чувств, также память, внимание, воображение и даже волю. Это неповторимый и довольно непростой процесс. Человеку приходится сразу обрабатывать большой объем информации, так как, кроме того, что он слышит, он вспоминает, что было раньше известно по поводу темы беседы и личности собеседника. Также наблюдает за невербальными проявлениями говорящего.
По контакту с собеседником общение бывает непосредственным и опосредованным.
Непосредственное общение (прямое) является естественным общением, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Этот вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.
Опосредованное (косвенное) общение реализовывается в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение является неполным психологическим контактом, когда обратная связь затруднена.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью [Текст] / К. А. Андреева // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 715-718.
2. Аугене, Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д.Й. Аугене // Дефектология. – 2017. – № 4. – с. 34–53.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение; М.: Педагогика - Москва, 2016. - 272 c.
4. Гуревич, К.М. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студентов сред.пед. учеб, заведений / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. – M.: Академия, 2019. – 123 с.
5. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.
6. Дошкольное воспитание аномальных детей. Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
7. Дружилов, С.А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров: Учебное пособие для студентов технических вузов / С.А. Дружилов. - М.: Флинта, Наука, 2016. – 240 c.
8. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе [Текст] /Л.И. Катаева.- М.: Книголюб, 2018.- 64 с.
9. Кислякова, Ю.Н. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод, пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю.Н. Кислякова. – Минск.: Университетское, 2017. – 133 с.
10. Колесникова, Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - Ростов/н/Д.: Феникс. - 2015. - 128 с.
11. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с.
12. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2016. – 384 с.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / Под.ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 200 с.
14. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 739 c.
15. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред.Рузской А.Г. - М.: Наука, 2019. - 240 с.
16. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. - М.: ТК Велби, Проспект, 2017. - 336 c.
17. Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2017. - 384 с.
18. Столяренко, Л. Д. Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: Феникс, 2018. - 308 c.
19. Стребелева, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник для студентов педагогических специальностей / Е.А. Стребелева. - М.: Парадигма, 2015. - 760 c.
20. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е.. Влияние общения со взрослым на формирование у ребенка общей способности к обучению // Начальная школа.– 2016.– №2.–С.15-20
21. Шипицына, Л. М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. – СПб. : Академия, 2018. – 380 с.