Фрагмент для ознакомления
2
Одна из первых классификаций жанров, в которой выделен в отдельный жанр портрет — это классификация, предложенная директором исследовательских и информационных проектов Всемирной газетной ассоциации (WAN) Т. Репковой. Эта типология опирается на концепцию, что журналисты могут фокусироваться либо на событиях (это будут новостные жанры), либо на проблемах (аналитические жанры или, в трактовке Репковой, «рациональная публицистика»), либо на людях (эмоциональные жанры или «эмоциональная публицистика) .
К новостным жанрам Репкова относит различные типы новостных заметок (короткая, расширенная, мягкая), а также событийное интервью. К жанрам «рациональной публицистики» — аналитическую статью, трендовую статью, комментарий и экспертное интервью. К жанрам «эмоциональной публицистики» — репортаж, портрет, очерк и личностное интервью.
Жанр портрета в классификации Т. Репковой рассматривается как показ человека в типичных жизненных ситуациях для раскрытия его как личности .
При этом портрет как жанр противопоставлен другому жанру «эмоциональной публицистики» — очерку. Очерк в классификации Репковой определяется как показ судьбы человека, иллюстрирующей общественно значимую проблему.
Таким образом, в классификации жанров Т. Репковой портрет и очерк близки к друг другу и отличаются лишь фокусировкой (в одном случае – на человеке, в другом – на проблеме, которую судьба этого человека иллюстрирует).
А. В. Колесниченко определяет жанр портрета так: «портрет – это показ человека в типичных для него жизненных ситуациях, сочетающийся с рассказом о его судьбе» . В качестве персонажа для портрета может выступать как знаменитый либо особенный человек, так и обычный представитель эпохи или социального слоя. Однако в центре портрета – всегда личность конкретного человека, его характер и мировоззрение.
Вслед за Т. Репковой А. В. Колесниченко противопоставляет портрету очерк, несмотря на то, что эти жанры имеют много общего. В очерке показана жизнь человека, но не сама по себе, а как иллюстрация общественно-значимого явления или проблемы (в портрете тоже могут подниматься проблемы, но в центре все же человек с его индивидуальностью). По цели очерк схож с трендовой статьей. Только в трендовой статье тенденцию показывают как некую объективную данность через набор примеров, статистических данных и пояснений экспертов. В очерке же достаточно рассуждений и догадок автора по поводу того, что судьба персонажа иллюстрирует.
Не все исследователи выделяют портрет как отдельный жанр журналистики. Так, А. А. Тертычный выделяет портретный очерк как разновидность жанра очерка.
Приведем понятие очерка по А. А. Тертычному: это «художественно-публицистический жанр, в котором объединены логико-рациональный и эмоционально-образный способы воспроизведения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни» .
А. А. Тертычный выделяет три вида очерка: портретный (в центре повествования – человек), проблемный (в центре – проблема) и путевой (описание путешествия) .
На основе вышеприведенных определений можно заключить, что портретный очерк – это разновидность очерка, в котором совмещены логико-рациональный и эмоционально-образный способы отображения действительности при описании чьей-либо жизни.
Цель портретного очерка не просто обрисовать портрет личности, но и дать представление о ключевых событиях его биографии. При этом подбор этих узловых точек в жизнеописании персонажа субъективен, автор вправе сконцентрироваться на каких-то отдельных сторонах личности, если это отвечает его замыслу.
А. В. Колесниченко выводит краткую формулу портрета: работа + личная жизнь. По мнению исследователя, основная часть жизни человека умещается в эти две сферы. Поэтому журналисту достаточно осветить эти две области жизни героя, и этого уже будет достаточно для написания портрета.
Исследователь также отмечает, что портреты (рассказы о жизни) умерших людей могут быть опубликованы в рубрике «некролог». Используют портреты и в ситуации, когда неизвестный человек внезапно оказывается в центре внимания общественности, и журналист выясняет жизненную историю персонажа .
Стоит отметить, что, в отличие от жанра интервью, портрет не обязывает журналиста к встрече со своим героем, личному знакомству, хотя ценность портрета во много раз повышается, если, материалы, которые легли в его основу, получены в результате личных встреч и непосредственного общения автора и его героя. А. В. Колесниченко называет непосредственное общение «теплым контактом», а опосредованный сбор данных о герое – «холодным контактом».
В основе портрета как жанра лежит биографический метод. При использовании биографического метода следуют различным правилам, способствующим сбору более обширной и панорамной информации. Во-первых, «история жизни» одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Антонова, Д. А. Портретно-биографический очерк в современном журнале / Д. А. Антонова, И. В. Фотиева // Медиаисследования. – 2014. – № 1. – С. 123–132.
2. Барахов, В. С. Искусство литературного портрета / В. С. Барахов. – М. : Наука, 1976. – 150 с.
3. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты. Статьи. Эссе. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С. 90–99.
4. Бозрикова, С. А. Криминальный нарратив: нарративная журналистика в США и России / С. А. Бозрикова // Актуальные проблемы науки и образования : сб. науч. ст. / под общ. ред. С. А. Ляшко. – Балашов : Николаев, 2012. – С. 83–89.
5. Бозрикова, С. А. Нарративная журналистика / С. А. Бозрикова. – URL: https://www.opennar.com/single-post/2015/11/21/нарративная-журналистика (дата обращения: 01.05.22).
6. Варакин, В. С. Сторителлинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности / В С Варакин. – URL: https://narfu.ru/university/library/books/1337.pdf (дата обращения: 03.05.2022)..
7. Григорьева, Л. М. Биографический метод в современных глянцевых журналах / Л. М. Григорьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2010. – № 4. – С. 231–242.
8. Жуков, Д. А. Биография биографии / Д. А. Жуков. – М. : Сов. Россия, 1980. – 135 с.
9. Каримова, К. Х. Специфика биографического очерка в современных СМИ (на примере журналов «Караван историй» и «Story») / К. Х. Каримова. – URL: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/558/709 (дата обращения: 09.05.22).
10. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 255 с.
11. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. – 320 с.
12. Колесниченко, А. В. Настольная книга журналиста: учеб. пособие / А. В. Колесниченко. — М.: Аспект Пресс, 2013. — URL: https://www.newsman.tsu.ru/wp-content/uploads/2015/11/Kolesnichenko_-_Nastolnaya_kniga_zhurnalista.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
13. Мещерякова, Е. А. Особенности современного портретного очерка / Е. А. Мещерякова // Язык. Культура. Коммуникации. – 2015. – № 1 (3). – С. 23–25.
14. Милостивая, А. И. Селебрити как персонаж масс-медийного нарратива (на материале статей о Ким Кардашьян) / А. И. Милостивая. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selebriti-kak-personazh-mass-mediynogo-narrativa-na-materiale-statey-o-kim-kardashyan (дата обращения: 09.05.22).
15. Новейший философский словарь / сост. и глав. науч. ред. А. А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Мн. : Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
16. Репкова, Т. Новое время: как создать профессиональную газету в демократическом обществе / Т Репкова. – М.: IREX ПроМедиа, 2004. — URL: http://mediamanagersclub.org/book?lang=ru (дата обращения: 03.05.2022).
17. Татару, Л. В. История знаменитости: жанровые и лингвокультурные особенности / Л. В. Татару // Русский след в нарратологии : Материалы Международной научной конференции (Балашов, 26–28 ноября 2012 г.). – Балашов : Николаев, 2012. – С. 209–218.
18. Татару, Л. В. История знаменитости как новый жанр журналистского нарратива / Л. В. Татару. – URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2027593 (дата обращения: 02.05.22).
19. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие / А. А. Тертычный. – М. : Аспект-Пресс, 2000. – 310 с.
20. Тюпа, В. Очерк современной нарратологии / В. Тюпа // Критика и семиотика. – 2002. – Вып. 5. – С. 5–31.
21. Шмид, B. Нарратология / В. Шмид. – М. : Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.
Источники
1. Басинский, П. Валентин Юркин спас «ЖЗЛ» от исчезновения из отечественной культуры / П. Басинский // Российская газета. — 2022. — 4 мая. — URL: https://rg.ru/2022/05/04/valentin-iurkin-spas-zhzl-ot-ischeznoveniia-iz-otechestvennoj-kultury.html (дата обращения: 08.05.22).
2. Залюбовин, И. Жена одного рядового / И. Залюбовин // Baza. — 2022. — URL: https://soldat.baza.io/2/ (дата обращения: 09.05.22).
3. Исмайылова, М. Человек в поисках смысла. Как принципы логотерапии помогли Виктору Франклу выжить в Освенциме / М. Исмайылова // Нож. — 2022. — 9 мая. — URL: https://knife.media/club/frankl/ (дата обращения: 11.05.22).
4. Первая женщина на Даунинг-стрит. Какой была Маргарет Тэтчер // Сноб. — 2022. — 8 апр. — URL: https://snob.ru/history/pervaya-zhenshina-na-dauning-strit-kakoj-byla-margaret-tetcher/ (дата обращения: 09.05.22).
5. Почхуа, И. «В каком-то полусне мне показалось, что я уже открыла магазин»: как жительница Дубны дает старой одежде новую жизнь / И. Почхуа //Такие дела. — 2022. — URL: https://takiedela.ru/2022/04/pokazalos-chto-ya-otkrila-magazin/ (дата обращения: 09.05.22).
6. Рубинштейн, Л. Целомудрие, хрупкое и не-цензурное / Л. Рубинштейн // Новая газета. — 2022. — 23 мар. — URL: https://novayagazeta.ru/articles/2022/03/21/tselomudrie-khrupkoe-i-ne-tsenzurnoe (дата обращения: 08.05.22).
7. Савин, Н. Чем лучше узнаю овец, тем меньше мне нравятся туристы» Как американец оставил Нью-Йорк и прожил 50 лет на острове» / Н. Савин // Лента. — 2022. — 8 мая. — URL: https://lenta.ru/articles/2022/05/08/phillips/ (дата обращения: 10.05.22).