Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Музыка занимает значительное место в системе общего и дополнительного образования. Каждый наделен и неразлучен с момента появления на свет с самым уникальным музыкальным инструментом, таким как человеческий голос. Но обучение вокалу не должно происходить только ради обучения вокалу. В ходе процесса обучения так же выполняются важные воспитательные задачи: формируется устойчивый интерес и формируются личностные качества. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье» [1, с. 249].
Еще одна положительная сторона, из-за которой стоит обучаться вокалу – развитие голоса, которое предполагает не только совершенствование голосового аппарата, но и постановку голоса, что делает человека хорошим собеседником и оратором со звучным, сильным голосом и уверенным владением им. «Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон…» – пишет в своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов [44, с. 38]. Это подтверждает, что человек, обученный вокалу, понимая принцип работы голосовых мышц, гораздо лучше владеет своим голосовым аппаратом.
Если раньше, в 60-70х годах XX века, вокальным воспитанием преимущественно занимались учителя музыки в общеобразовательных школах, в кружках, обучая хоровому пению, то в настоящее время получить должную вокальную подготовку не является проблемой, поскольку в России стремительно развивается сфера дополнительного образования, где обучаться вокалу может любой желающий, в любом возрасте, в условиях музыкальных и вокальных студий.
В этой ситуации необходим компетентный и внимательный наставник, которым выступает преподаватель вокала. Преподаватель должен обладать огромным багажом упражнений, приемов и методов вокальной деятельности – как традиционных, так и инновационных; знать методические труды различных авторов на эту тему и уметь уместно использовать те или иные приемы и методы, соответствуя ситуации. В научной литературе, в практическом педагогическом опыте накоплен определенный потенциал методических приемов по данной проблеме. Необходимость его осмысления и обуславливает актуальность выбранной темы исследования; «Традиции и инновации в вокальной подготовке обучающихся (уровень начального общего образования».
Объектом исследования явился процесс вокальной подготовке обучающихся (уровень начального общего образования).
Предмет исследования – соотношение традиций и инноваций в вокальной подготовке обучающихся (уровень начального общего образования).
Цель исследования: анализ соотношения традиций и инноваций в вокальной подготовке обучающихся (уровень начального общего образования).
Гипотеза исследования: процесс вокальной подготовки обучающихся (уровень начального общего образования) будет продуктивным, если:
- при организации вокальной работы будут учитываться вокальные возможности младших школьников, их опыт певческой деятельности, музыкальные интересы;
- в методике работы с детским голосом будет использоваться комплекс традиционных и инновационных методов и приемов формирования вокальных навыков.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты вокальной подготовки школьников.
2. Обобщить традиционные формы и методы вокальной подготовки детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать инновации как средство совершенствования вокальной практики младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по организации вокальной подготовки младших школьников на основе традиционных и инновационных педагогических технологий.
5. Обобщить результаты опытно – поисковой работы.
Сегодня существует множество современных методик, направленных на совершенствование вокальной подготовки обучающихся (Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, В.В. Емельянов, Д.Л. Локшин, Д.Е. Огороднов, Г.П Стулова). Одни направлены на то, что проведение начального этапа работы по постановке детского певческого голоса необходимо проводить в пределах примарного диапазона - К.В. Тарасова. Г.В. Стулова считает главной проблемой исследования в певческом голосе детей - регистровые переходы. Таким образом, современные теоретики и практики предлагают новые подходы к проблеме вокального воспитания (Сетт Риггс, «Вокальная практика» Н. Б. Гонтаренко, Методический подход Н.А. Ирецкой, Методический опыт работы Е. А. Лавровской, Методический подход к воспитанию певцов И. И. Плешакова). Ими решаются проблемы развития певческих навыков (А.М. Кравченко). Они используют новые подходы к проблеме вокального воспитания (Э.М. Чарели и И.П. Козляниновой, В.В. Емельянов), профессионализации обучения (Л. Венгрус). Создают систему психологической самопомощи (В.Л. Леви). Процесс певческой деятельности, успешно формирующей весь комплекс музыкальных способностей, является предметом исследований Г.А. Семячкиной.
Также методологическую основу исследования составили разработка теории и практики педагогической инноватики Асташовой Н. А., теоретические положения музыкальной психологии о развиваемости музыкальных задатков (Д.К. Кирнарская, Б. М. Теплов), исследования о компьютерных технологиях в музыкальном образовании Д.М. Юлановой.
Методы исследования:
теоретические - изучение литературы по теме исследования, сравнение, сопоставление, анализ.
База проведения опытно - поисковой работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №46» г. Курска.
Данная работа будет интересна студентам средних специальных и высших музыкально-педагогических образовательных учреждений, а также начинающим учителям музыки и преподавателям вокала.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Теоретические аспекты вокальной подготовки школьников
С момента появления на свет каждый ребенок наделен и неразлучен с таким удивительным и уникальным музыкальным инструментом как человеческий голос. И потому совершенно объяснимо желание владеть данным инструментом – доступным с рождения каждому. К тому же, учеными доказано, что умение петь и музыка в целом благоприятно влияют на детский организм. Самовыражение через исполнение песни обучающимися вокалу школьников тесно связано с их здоровьем – его укреплением и сбережением. Но для благотворного влияния певческой культуры на психолого-физиологическое состояние учеников необходима грамотно организованная вокальная деятельность. Ведь очень важно не загубить задатки ученика, а, наоборот, их обнаружить, продиагностировать и преумножить, чтобы они переросли в музыкальные способности.
У людей строение голосового аппарата принято делить на три основные части:
- Сам голосовой аппарат – гортань, где происходит зарождение звука, с голосовыми складками, артикуляционный аппарат;
- Дыхательный аппарат (легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами);
- Резонаторы (по месту расположения выделяются верхние, что расположены выше гортани, и нижние [39, с. 45]).
Эти части голосового аппарата взаимосвязаны и друг от друга взаимозависимы. И во время певческого процесса действуют как единое целое. Исследования Л.Б. Дмитриева [25, с. 5] показывают, что возможности голосового аппарата очень сложны для исследований. Недостаточно информации о работе главных источников звука – артикуляционный аппарат исследован частично (передняя часть), неточны сведения о работе мягкого неба при занятии вокалом. Но предметом обсуждения многих преподавателей является положение гортани при пении. Так Д.Л. Аспелунд полагает [6, с. 17], что гортань не должна привлекать много внимания и запрещает сознательный ее контроль во время работы. Но некоторые другие авторы (Д. Стенли, П.И. Тихонов), считают, что гортань должна быть подчинена контролю, поскольку у лучших исполнителей она при пении неподвижна. Стало быть, из физиологических особенностей для успешных занятий вокалом достаточно того, чтобы голосовой аппарат был здоров.
Так у О.А. Апраксиной описан [4, с. 14] интересный опыт, когда были выявлены неточно интонирующие дети, которых подвергли осмотру слухового и голосового аппарата. Но физических дефектов выявлено не было, и с ними стали заниматься вокалом. После работы с репертуаром в примарной зоне, дети постепенно стали интонировании. Значит, что главной физиологической предпосылкой для занятий вокалом служит здоровый голосовой аппарат.
Голосовая деятельность человека начинается с момента его рождения, то есть с первого, носящего рефлекторный характер, крика ребенка. К концу второго месяца жизни у ребенка начинается формирование речевого голоса, в этом периоде происходит колебание голосовых складок. Формирование в дальнейшем голоса у детей дошкольного и школьного возраста отличается заметным расширением диапазона, голос становится звонким, хотя в нем еще мало обертонов, диапазон остается ограниченным, преимущественно головного звучания.
Вокальная работа с детскими голосами имеет свою специфику по сравнению с работой с взрослыми голосами. Эта специфика обусловлена, прежде всего тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении.
В вокальном словаре И. Кочнева пишет: «Постановка голоса – это процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования. Голос может быть поставлен для сценической работы, ораторской речи, пения в различных жанрах вокального искусства. Методика постановки голоса опирается на общие принципы использования дыхания, артикуляции и резонаторов» [34].
Первоочередная задача для педагога – это охрана детского голоса. При работе с детскими голосам следует совершенно исключить форсированное пение. Петь нужно, не напрягаясь с максимальной естественностью. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, систематические занятия могут послужить надежным фундаментом для дальнейшего профессионального роста и успеха. При обучении педагог обязан чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. И в связи с этим отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения.
Даже если педагог сталкивается с такой сложностью, как мутация голоса у подростков – ошибочно полагать, что петь в такой период вредно. По мнению Д.Л. Локшина, запрещать юношам петь в годы мутации опасно, поскольку голос остается без контроля и наблюдения [38, с. 292]. Но необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности:
- не ускорять понижение голоса юношей, чтобы приобретение нового тембра происходило постепенно и в свое время;
- не пугаться плохой интонации даже у тех, кто до этого чисто интонировал, со временем интонация восстанавливается;
- ограничить диапазон репертуара;
- петь недолго и прекращать при любых признаках усталости голоса.
Красота голоса – это, прежде всего, индивидуальный тембр. Каждый человек обладает ему одному присущим тембром голоса, и задача педагога – развить, укрепить, улучшить его. В голосе ценится певучесть, пластичность, легкость переходов от ноты к ноте, чистота интонации. А эти качества должны сочетаться с музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом и памятью, полным диапазоном, ровностью регистров, свободными верхними нотами и насыщенными низами. Такие голоса встречаются редко. Чаще встречаются голоса приятного тембра, но неполного диапазона: обычно недостает предельных нот верхнего регистра. Если обучающийся достаточно музыкален, а его педагог опытен, то в процессе обучения окрепнет и разовьется верхний регистр.
Говоря об индивидуальном подходе, мы имеем в виду, что при общем анатомическом строении у каждого человека есть свои особенности в строении речеголосового аппарата – твердого неба, зубов, –в толщине и длине голосовых складок, языка и т.д. Несмотря на один и тот же голосовой аппарат, его работа во время речи и пения различна. Встречается высокий речевой голос и низкий певческий, и наоборот. Тембры речевого голоса и певческого не всегда сходны: к примеру, за некрасивым речевым голосом может скрываться хороший певческий.
Деятельность голосового аппарата подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной системы. Но для того, чтобы успешно владеть своим голосом и обучаться вокальному исполнительству требуются особые способности. Авторы «Краткого психологического словаря» дают определение понятию способностей, как «индивидуально-психологическим особенностям личности, отличающим одного человека от другого, являющимся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» [31, с. 339]. То есть общими способностями называются такие способности, которые определяют уровень разнообразной интеллектуальной деятельности.
Среди общих способностей выделяются следующие виды:
- Обучаемость (способность к приобретению знаний);
- Интеллект (способность решать различные задачи;
- Креативность (творческие способности, направленные на преобразование знаний для создания новых идей).
Но на фоне общих способностей выделяются специальные способности, охарактеризованные в «Кратком психологическом словаре» как «психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности» [31, с. 339]. Под определенными видами деятельности подразумевают музыкальную, литературную, художественную и тому подобные виды деятельности.
«Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности» – пишет советский ученый Б. М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» [47, с. 24]. Иначе говоря, качества, необходимые человеку для занятия музыкальными видами деятельности, называются музыкальными способностями.
Но музыкальные способности – приобретаемое свойство личности, не заложенное в человеке от рождения. Предпосылками музыкальных способностей являются задатки. В психологии задатками называют врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей [31, с. 98]. Одни и те же задатки, положенные в основу, могут развивать разные способности – в этом проявляется их многозадачность. По А.Л. Готсдинеру [23, с. 38] можно выделить следующие музыкальные способности:
- Музыкальная память (отвечает за накопление, сохранение и использование музыкального опыта);
- Музыкальный слух (включает внутренний, звуковысотный, мелодический, тембровый и т.д.);
- Музыкальный ритм.
Данного деления музыкальных способностей придерживался в своих работах и Г.М. Цыпин, называя их «триадой основных ведущих музыкальных способностей» [48, с. 58]. Но главной для успешного обучения школьников вокалу, благоприятствующей формированию навыков интонирования способностью, является музыкальный слух. Выделяется несколько его видов, среди которых в широком смысле звуковысотный слух. Из звуковысотного выделяют мелодический, у которого есть два компонента: ладовое чувство и внутренние представления. Д.К. Кирнарская [32, с. 65] выделяет также интонационный слух, как часть музыкального восприятия, способность трактовать эмоциональную сферу произведения.
Таким образом, предпосылками успешного обучения школьников навыкам вокала являются: наличие музыкальных задатков, а также строение артикуляционного и дыхательного аппаратов, объем глотки. При благоприятном развитии музыкальных задатков есть шанс развить у школьника музыкальные способности, которые лежат в основе музыкальной деятельности. Главной способностью, благоприятствующей занятиям вокалом, является музыкальный слух, проявляемый на уровне восприятия и воспроизведения.
1.2 Традиционные формы и методы вокальной подготовки детей младшего школьного возраста
Как приобщить детей к пению и как их научить петь красиво, правильно, так чтобы пение доставляло удовольствие и становилось духовной потребностью? Разработано много методик по работе с голосом, но не создано пока еще такой чудотворной методики, которая гарантировала бы стопроцентный успех певческого воспитания.
Делая обзор методических подходов по вопросам вокальной подготовки обучающихся, целесообразно начать с вокальной методики М.И. Глинки. Его работы имели основой не только педагогический опыт, но и методы работы над собственными вокальными навыками. Методы владения вокальным мастерством он отразил в своих трудах, один из которых - «Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио» [25].
Основой его работы послужил концентрический метод. Для успешного развития вокальных навыков, в том числе интонационного, необходимо довести до совершенства натуральные ноты, или, как они еще называются, тона примарной зоны. И концентрический метод как раз отражает этот принцип работы – совершенствование примарных тонов, а после и остальные звуки. Именно этот метод и главенствует в современной вокальной педагогике, расширение границ диапазона после того, как отработана примарная зона. То же касается и интервального диапазона, он расширяется от урока к уроку. Самобытностью данного метода являлась естественность, ведь отрабатывание начиналось со средних натуральных тонов, берущихся без особых усилий и напряжения, и постепенность.
Стоит отметить примечания, оставленные автором, служащие для достижения результатов развития вокального навыка:
1. Чтобы прямо попадать на ноту;
2. Обращать больше внимания на верность, а потом на непринужденность голоса;
3. Петь не громко и не тихо, но вольно;
4. Не делать крещендо, как тому учат старинные учителя, но, напротив, взяв ноту, держать ее в равной силе (что гораздо труднее и полезнее);
5. Стараться уровнять все ноты.
Упражнения данной методики выстроены поступенно и подходят для индивидуального применения, как взрослыми певцами, так и могут использоваться в работе с детьми, только встающими на путь вокального исполнительства.
Основы методики Л.Б. Дмитриева. Труды Леонида Борисовича о теории и методике пения представляются основополагающими для вокалистов: профессионалов, педагогов и учеников. И потому поистине считается крупнейшим отечественным исследователем вокального искусства. Для изучения нами был использован незаменимый в работе преподавателя вокала труд «Основы вокальной методики» Л.Б. Дмитриева [26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазов, Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи [Текст] Е. И. Алмазов //В кн.: Развитие детского голоса / Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи / под ред. Шацкой В. Н. –:Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. М.: ВЛАДОС, 2004. 130 с.
3. Ануфриева Е.Н. Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования //Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2012.
4. Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., 1971. 22 с.
5. Асеев В. Г. Возрастная психология: учеб.пособие. Иркутск: ИГПИ ДРОФА, 2009. 456 с.
6. Аспелунд, Д. Л. Развитие певца и его голоса [Текст] / Д. Л. Аспелунд – М.: Музгиз, 1952-275 с.
7. Асташова Н.А. Инновационный подход к преподаванию педагогики как условие подготовки современного учителя//Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 19-22.
8. Асташова Н.А. Организация воспитательного процесса на основе принципа диалогизма//Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова. - Брянск: РИО БГУ; ООО «Новый проект», 2019. - С.28-34.
9. Асташова Н.А. Развитие аксиосферы будущих педагогов в условиях диалогового пространства образования. Монография. - Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье», 2018. – 240 с.-с. 66-67
10. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии ч.3.М., 1937. 169 с.
11. Баранова С.В., Настроение здоровья. – М.: ЦПФС “Единение”, 2007. 176 с.
12. Белкин А.С. Возрастная педагогика : книга для учителей, родителей, и студ. высш. и сред.обр. учреждений// Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 173 с.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1998. 464 с.
14. Бонфельд М. Музыкальное мышление ребёнка: специфические черты. Сб. науч. мат-лов. Петрозаводск, 2001. 73с.
15. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. 275с.
16. Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности. Екатеринбург, 2003. 16с.
17. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография.- Великий Новгород, 2000. 245 с.
18. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1997. 415 с.
19. Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М. : Педагогика, 2004. 432 с.
20. Гатауллина Н.Т. Совершенствование вокально-хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности: в условиях православных учебных заведений: автореф. дис. …канд. пед. наук. М., 2000. 189с.
21. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Методические к ним пояснения и Вокализы – Сольфеджио для среднего голоса “Государственное музыкальное издательство”, М., 1951. 56 с.
22. Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения: вокальная практика. Ростов Н\Д. : Феникс, 2014. 189 с.
23. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. М. : изд., 1983. 190 с. 8. Дмитриев, Л. Б. Голосообразование у певцов [Текст] / Л. Б. Дмитриев; – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 59 с.
24. Дискуссионный клуб: организация деятельности с перспективой достойного будущего: авторы-составители Н.А. Асташова, О.В. Малькина, И.Г. Якимович. Методическое пособие/ Под ред. Н.А. Асташовой. – Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье», 2018. –96с.
25. Дмитриев, Л. Б. Голосообразование у певцов [Текст] / Л. Б. Дмитриев; – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 59 с.
26. Дмитриев. Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968. 675 с.
27. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск, Наука, 1991, 165с.
28. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж- СПб., Лань, 1997. 190 с.
29. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально- просветительских интересов младших школьников в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание детей в школе, вып. 13. М., 1978. 267 с.
30. Запорожец A.B. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста // Развитие детского голоса. М.:Директ-Медиа, 2008. 128 с.
31. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1985. 431 с
32. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности. М.:Таланты-XXI век, 2007. 578 с.
33. Козлянинова И., Чарели Э. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Изд-во «Диамант», 1992. 320 с.
34. Кочнева И.С., Яковлева Я.С. Вокальный словарь. Л., 1986. 70 с.
35. Кравченко А.М. Секреты бельканто. – Симферополь, 1993. 160 с.
36. Красильников И.М. «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» [Электронный ресурс]: https://www.dissercat.com/content/elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-khudozhestvennogo-obrazovaniya
37. Леви В.Л. Основы тонопластики. [Электронный ресурс]: sbsc.ru›free/Tonoplastic_based.pdf
38. Локшин, Д. Л. О пении юношей в годы мутации. В кн.: Развитие детского голоса [Текст] Д. Л. Локшин // Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи /под ред. Шацкой В. Н. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с.
39. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В. П. Морозов – Издат. отдел Института психологии РАН, 2002.
40. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. [Текст]. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. 224 с.
41. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков – М.: Педагогический поиск, 2007. – 176 с.
42. Риггс, С. Пойте как звезды. СПб: Питер, 2007. 120 с.
43. Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности - автореф. Дис... канд. Пед. Наук. //Семячкина Г. А. Якутск, 2009. 23 с.
44. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга [Текст] / И. М. Сеченов – М.: АСТ, 1863. 59 с.
45. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
46. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова – М.: Прометей, 1992. 269 с.
47. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов – Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
48. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпакс, 1994. 384 с.
49. Юланова, Д.М. Компьютерные технологии в музыкальном образовании [Текст] / Д.М.Юланова // Научно-педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. - Н-Новгород: ВГИПУ, 2008. - С. 210-212.