Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования связана с практическими проблемами и требованиями современного образования, обусловленными необходимостью подготовки выпускника Высшей школы к профессиональной жизни и работе в новых экономических условиях. На сегодняшний день востребованы исследования проблем развития социальных знаний и навыков, поскольку социальная реальность постоянно усложняется, увеличивается количество контактов между людьми в разных сферах жизни: в сфере делового взаимодействия, карьерного роста, профессионального и личностного развития. Эффективность профессиональной деятельности зависит не только от уровня квалификации специалиста, но и от способности индивида устанавливать надежные и конструктивные отношения с широким кругом людей. Социальный интеллект приобретает ценность важного профессионального качества для всех, кто стремится к успешной профессиональной и социальной деятельности.
Изучение социального интеллекта - довольно важная теоретическая задача, решение которой привело бы к раскрытию его характеристик, выявлению компонентов, описанию взаимосвязи социального интеллекта и его компонентов с индивидуальными социально – психологическими и психологическими особенностями личности. Практическое значение и использование социального интеллекта в различных областях человеческой деятельности повышают ценность его исследований. Нет сомнений в том, что социальный интеллект является важным фактором социального развития, который в значительной степени определяет уровень личного, социального и профессионального потенциала молодежи. Именно молодые девушки и молодые мужчины должны сами выбирать свой жизненный путь, определять свои приоритеты, понимать себя как члена общества и понимать себя, свои способности наравне с пониманием своего предназначения и своего места в жизни.
Это довольно сложный момент для вступления в новую «взрослую " жизнь, когда важны особенности развития социального интеллекта как одного из основных факторов, определяющих успех личности, ее социальную адаптивность, развитие лидерских качеств.
Объект исследования – социальный интеллект как социально- психологическое явление.
Предмет исследования - процесс развития социального интеллекта в юношеском возрасте.
Цель исследования – проанализировать социальный интеллект в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие социального интеллекта;
-изучить функции и структура социального интеллекта;
-исследовать особенности социального интеллекта в юношеском возрасте;
-провести диагностику уровня социального интеллекта в юношеском возрасте;
-разработать программу развития социального интеллекта в юношеском возрасте;
-сделать оценку эффективности программы развития социального интеллекта в юношеском возрасте.
Для решения поставленных задач мы используем следующие методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, количественный и качественный анализ данных, методы математической статистики.
Психодиагностические методики: Методика исследования социального интеллекта (адаптация Е.С. Михайловой (Алешиной), Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, Изучение способности к самоуправлению в общении.
Глава 1. Теоретические аспекты социального интеллекта в юношеском возрасте
1.1 Понятие социального интеллекта
На данном периоде развития науки психические познания оказывают влияние на разные сферы людской работе. Большой интерес исследователей сейчас сконцентрирован на вопросах успеха человека в работе, отношений с иными людьми, приспособлении к конкурентноспособным условиям жизни и т. д. одним из важных критерий деятельности человека в прогрессивной общественности, непременно, является достаточно высочайший уровень ума. И как нужный элемент успеха в межличностных отношениях, почти все создатели выделяются социальный интеллектом.
Как подчеркивает Е. И. Пащенко: «в последние два десятки лет государственная психическая наука уделяет особенное внимание исследованию общественного ума, определяющий успех общественного знания, общественного сотрудничества и социальной приспособлении, также его невербальных реакций. Одновременно глобальная наука в общем уже больше 10 лет сталкивается с таким разноплановым вопросом, как доктрина «общественного ума».
Но, невзирая на явную значимость общественного ума в действенном межличностном содействии человека, вопрос о содержании, структуре и её природе недостаточно исследован и порождает двусмысленность в научных представлениях об этом [13].
Социальный интеллект изучается как часть общих теорий ума, множественности ума и в связи с разными типами коммуникативных способностей и возможностей.
Понятие "социальный интеллект" было в первый раз применено в 1920 году Э. Торндайком, выделив три класса ума; абстрактно-научный, механически-зрительно-пространственный ум, общественный (практический). Под социальный интеллектом он обозначал ясновидение в межличностных отношениях и приравнивал его к возможности действовать уместно в человечьих отношениях. Понятие «практика ума», которое используется в работах Л. С. Выготского, но в больше широком смысле; «мы должны выделить область практического исследования ума, другими словами возможности к разумному, пригодному к действию ... 2-ая психическая природа различается как двигательной даровитостью, так и теоретическим умом» [22].
Б. Ф. Теплов обусловил разум как "разум" практика как "управление своим действием от абстрактного мышления к практике, от общих принципов к определенным происшествиям, в отличие от теоретического духа, направленного от" живого созерцания к абстрактному мышлению "[3].
Позднее Г. Олпорт обрисовал «социальный интеллект» как необыкновенную способность («соц дар») - верно судить людей, предвещать их поведение и обеспечивать адекватную адаптацию в межличностных сотрудничестве.
В 1960-х годах возникают работы по соц. способностям, коммуникативной грамотности. В эти годы чрезвычайно огромное внимание уделяется дилемме общественного восприятия, осознанию людьми друг дружку, делается попытка развить на базе устоявшихся концептуальных представлений о природе и структуре социального интеллекта методический аппарат его исследования [11].
Джоуль. Гилфорд, создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, изучал его как "систему умственных возможностей, не зависящую от общего фактора ума и связанную преимущественно со знанием поведенческой инфы". Возможность измерения социального интеллекта вытекает из общей модели структуры ума Дж.Б. Смита. Гилфорд» [5].
Г-н Форд и г-н Тисак основали измерение ума на успешном разрешении сложных ситуаций. Им получилось продемонстрировать, что социальный интеллект - это точная и поочередная группа интеллектуальных возможностей, которые связаны с обработкой социальной инфы, группа возможностей, принципно различающихся от тех, которые лежат в базе больше «формального " мышления, испытанного «научными» тестами ума.
Х. Кантор приравнивает социальный интеллект к когнитивному навыку, позволяющему людям принимать действия социальной жизни с минимальными неожиданностями и наибольшей личной выгодой [16].
Чтоб получить представление про то, что обыденные люди думают о социальный интеллекте, Р. Штернберг провел исследование в 1981, показавшее, что люди вкладывают средства в эту систему:
1. умение решать практические задачи: человек анализирует логически и уместно, видит все нюансы трудности; воспринимает верное решение, обращается к начальным источникам принципиальной инфы; прислушивается ко всем резонам и т. д.
2. вербальные возможности: гласит верно и верно; отлично осознает чтение; имеет неплохой словарный припас; не испытывает проблем с письмом; отлично разговаривает с людьми и т. д.
3. соц. грамотность: принимать остальных такими, какие они есть; не опаздывать на встречи; выносить честные суждения; чутко проявлять реакцию на необходимости и желания остальных; любопытен, имеет широкие интересы и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения. Автореф. - М.: Институт Психологии РАН, 2018. - 26 с.
2. Алешина Н.В. Оценка влияния развития социального интеллекта человека на его социометрический статус в группе. // Среднее профессиональное образование. - 2021. - № 1. - С. 46-49.
3.Баблоян Н.В. Социальный интеллект российской студенческой молодежи. Автореф. - Ростов-на-Дону. 2019. – 30 с.
4.Белякова С.А. Роль социального интеллекта в осуществлении профессиональной педагогической деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых с международным участием. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2020. - С. 18-25
5.Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и развития: монография. - Иркутск: Байкал. гос. ун-т экономики и права, 2018. - 250 с.
6.Егоренко Т.А. Роль социального интеллекта в процессе профессионального становления личности на этапе обучения в вузе // Современная зарубежная психология. - 2018. - № 3. - С. 109—114.
7.Калиновская М. А. Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков // Молодой ученый. - 2021. - №3. Т.2. - С. 88-91
8.Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. - СПб.: Питер, 2018. – 224 с.
9.Лунева, О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии // Знание. Понимание. Умение. – 2020. - №1. - С. 151.
10.Лунева О.В. Теоретические основания концепции социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. - 2021. - № 3. - С. 231-236.
11.Михайлова Е.С. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2018. – 56 с.
12.Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика. - СПб: СПбГУ, 2018. - 266 с.
13.Отюцкий Г.П. Является ли социальный интеллект интеллектом? // Гуманитарные научные исследования. - 2019. - № 5 – С, 45-49
14.Райзвих, Е. Г. Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. - 2019. - № 12 (116). - С. 797-800.
15.Ростовых Д.А. Социальный интеллект как фактор общественного развития в условиях информатизации. Автореф. – М.., 2018. – 27 с.
16.Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Методологический семинар - 2020 -№1(6) – С. 30-38
17.Саутина Е.С. Научное становление понятия «социальный интеллект» // Территория науки. - 2017. - № 1. - С. 142–146.
18.Ульянова Н.Ю., Локтева Е.В. Социальный интеллект и личностные особенности // Гуманитарные научные исследования. - 2019. - №7 - С. 15-19.
19.Хлебодарова, О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 139-140.
20.Чеснокова О. Б. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал - 2020. - №2(4) - С.22-29.
21.Чигинцева Ю. Б. Исследование социального интеллекта у подростков // Концепт. – 2019. – Т. 3. – С. 576–580.
22.Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. - Саратов, издательство Саратовского университета, 2018. – 215 с.