Фрагмент для ознакомления
2
1.3 Особенности развития коммуникации и коммуникативных навыков у детей с ЗПР
В возрасте 5-7 лет дети с ЗПР более активно играют, чем ведут совместные действия со взрослым, что указывает на низкую потребность в общении с другими людьми [6]. Слабое развитие социальных потребностей приводит к тому, что к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большим трудом овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.
Дети с задержкой психического развития обладают сниженной потребностью в общении со сверстниками и со взрослыми. У большинства детей замечается повышенная тревожность по отношению к родителям или старшим, от которых они зависят. Они практически не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений, а также непосредственное эмоциональное одобрение. Несмотря на то, что дети по своей инициативе не обращаются за одобрением, им, необходимо ее получать, так как они очень чувствительны к ласке, нуждаются в доброжелательном отношении и сочувствию [1.].
Сопоставление особенностей общения 6-7-летних дошкольников с ЗПР с характеристиками общения нормативно развивающихся дошкольников показывает следующие существенные отличия. Старшие дошкольники с ЗПР не интересуются деятельностью сверстника (иногда короткий взгляд в его сторону). Нормально развивающиеся дети, как правило, уже в возрасте 4–5 лет внимательно следят за действиями сверстника, комментируют их, дают советы. Старшие дошкольники с ЗПР в основном безразличны к оценкам сверстников в свой адрес, а также и к их эмоциональным состояниям. У детей с задержкой психического развития нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. Для данной категории детей сверстник, находящийся вне семейных уз, не имеет субъективной значимости. «Чужой» сверстник для дошкольников с ЗПР – достаточно безразличный, не имеющий личностного значения объект.
У детей с задержкой психического развития имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию познавательной деятельности. Коммуникация обучающихся дошкольного возраста с ЗПР, в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками, характеризуется более низким уровнем речевой активности. У таких детей чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения [17].
У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения [23.].
Нередко дети с ЗПР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить:
- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
- непонимание собеседника [23].
Экспериментальные данные Е. С. Слепович свидетельствует, что у детей с задержкой психического развития в различных сферах их деятельности преобладает деловое общение со взрослыми [28]. Личный контакт играет роль в игре, и очень мало обращений к взрослым, связанным со знанием окружающего мира.
Эти данные совпадают с характеристиками поведения обсуждаемых детей в ходе психолого-педагогического обследования, проведенного Е. С. Большаковой [4]. Автор подчеркивает, что дети проявляют осторожность в проявлении своих интересов, в общении со взрослыми нет живости, они пассивны в игре. Даже с небольшими перерывами в работе, дети отказываются продолжать его, закрывать, охранять. Экспериментальные данные, полученные Е. С. Большаковой, не только показали значительное отставание 6-летних детей с задержкой психического развития от нормативно развивающихся сверстников в развитии общения со взрослыми, но и позволили выявить качественную оригинальность образования их коммуникативной активности.
Вместе с тем дети с задержкой психического развития очень чувствительны к ласке, доброжелательному отношению, сочувствию. Их удовлетворяют тактильный контакт (касание руки, поглаживание головы), улыбка, краткие недифференцированные вербальные оценки («молодец», «хороший мальчик»). Дети охотнее идут на контакт, легче принимают помощь, реже ссылаются на усталость и отказываются от предложенной им деятельности, если общение со взрослыми имеет положительную эмоциональную модальность, создается ситуация успеха, доверия.
Таким образом, общение детей с задержкой психического развития со взрослыми находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. Общение детей с задержкой психического развития друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с задержкой психического развития носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982. – 325 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - 5. изд., испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 363 с.
3. Андрианов, М. С. Невербальная коммуникация: психология и право : [монография] / М. С. Андрианов. - Москва : Ин-т общегуманитарных исслед., 2007. – 250 с.
4. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление : сб. упражнений / С. Е. Большакова. - М. : Сфера, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 124 с.
5. Власова, Т. А.О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
6. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. − СПб. : Питер, 2013. − 464 с.
7. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботарева - М.: РУДН, 2008. - 258 с.
8. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с.
9. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / под ред. О. В. Дыбиной. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
10. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.:Просвещение, 1989. - 189 с.
11. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб : Речь, 2003. – 432 с.
12. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик— М: Просвещение, 1987. -190с.
13. Косова Н.М. Эффективная коммуникация в призме практических задач муниципального управления: опыт разрешения социальных конфликтов // Конфликтология. - 2008. - №2. С. 167-180
14. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для ВУЗов. - СПб.:Питер, 2010. - 544с.
15. Кули Ч.Х. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. со циологии и социальной психологии; сост. и переводчик В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. – М., 2019. – 234 c.
16. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. - М.: Просвещение, 1994. - 190 с.
17. Лисина, М. И. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. − М. : Педагогика, 1974. − 288 с.
18. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
19. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984. - 111 с.
20. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – 205 с.
21. Назарчук, А. В. Учение Никласа Лумана о коммуникации [Текст] / А. В. Назарчук. - Москва : Весь Мир, 2012. - 246 с.
22. Назарчук, А.В. Теория коммуникации в современной философии / А. В. Назарчук. - Москва : Прогресс-Традиция, 2009. – 318 с.
23. Обучение детей с задержкой психического развития : Пособие для учителей / [В. И. Лубовский, Л. И. Перслени, П. Б. Шошин и др.]; Под ред. Т. А. Власовой и др. - М. : Просвещение, 1981. – 119 с.
24. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития – М., 2000. – 12 с.
25. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии/ -1987/ - №10. - С.21-23.
26. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. - СПб. : Питер, 2012. - 97 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713с.
28. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя / Е. С. Слепович. - 2-е изд., доп. - Минск : Нар. асвета, 1989. – 62 с.
29. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 256 с.
30. Яковлев, И. П.Основы теории коммуникаций : Учеб. пособие / И. П. Яковлев; Ин-т упр. и экономики. - СПб. : Ин-т упр. и экономики, 2001. – 229 с.