Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Развитие России в условиях рыночного механизма регулирования экономики накладывает отпечаток на условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации определяются ее государственным устройством, установленным Конституцией РФ, как федеративной республики, состоящей из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджетную систему Российской Федерации входят: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. В данной связи большое значение приобрели вопросы связанные с понятием и сущностью бюджетного федерализма в контексте взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В экономической и юридической литературе существует множество определений бюджетного федерализма, но единого понимания термина «бюджетный федерализм» в российской финансово-правовой науке до настоящего момента не выработано.
В настоящее время сложилась острая необходимость в реформировании используемых механизмов бюджетного регулирования на региональном уровне с позиций развития хозяйственной инициативы органов местного самоуправления.
Бюджетное регулирование во многих субъектах Федерации не способствует наиболее полному использованию доходного потенциала муниципальных образований, рационализации расходов, а механизм выделения дотаций нередко формирует «иждивенчество» со стороны территорий, а также способствует появлению искусственной дотационности и образованию нерациональных встречных финансовых потоков в регионе. Соответственно вопросы совершенствования бюджетного регулирования на территориальном уровне в современных условиях приобретают определяющее значение. Поэтому тема выпускной квалификационной работы «Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ, направления совершенствования» является актуальной в настоящее время.
Предметом исследования является механизм бюджетного регулирования.
Объектом исследования бюджетное регулирование РФ.
Цель исследования – рассмотреть бюджетное регулирование.
Задачи исследования:
рассмотреть бюджетное регулирование экономики: сущность, содержание и основные понятия;
изучить цели и задачи бюджетного регулирования;
определить нормативно правовые основы регулирования бюджета;
охарактеризовать практику бюджетного регулирования в Российской Федерации;
изучить зарубежный опыт бюджетного регулирования;
определить проблемы механизма бюджетного регулирования;
рассмотреть меры по совершенствованию бюджетного регулирования экономики в Российской Федерации.
Методологической базой исследования послужили работы А.И. Бородина, Е.Я. Галак, И.В. Гореловой, И.В. Михеевой, А.М. Осавелюка и др., а также материалы с официальных сайтов сети Интернет.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, списка использованных источников и приложения.
1 Теоретические аспекты бюджетного регулирования экономики
1.1 Бюджетное регулирование экономики: сущность, содержание и основные понятия
Бюджетное регулирование представляет собой неотъемлемую часть системы государственного регулирования экономики и социальных процессов. Предметом научных дискуссий последних лет выступают как теоретические аспекты бюджетного регулирования (понятие, принципы, объекты и др.), так и проблемы совершенствования механизма его осуществления.
Предложения ведущих российских экономистов в части совершенствования бюджетного регулирования в основном сводятся к достижению баланса между предоставлением регионам и муниципальным образованиям автономии в сфере управления доходами их бюджетов и оказанием адресной поддержки публично-правовым образованиям со слабо развитым экономическим потенциалом. В целях оптимизации регулирования отраслевой структуры экономики в научных работах, как правило, предлагается совершенствование институциональных условий ведения хозяйственной деятельности, поддержка инноваций и недопущение чрезмерного государственного вмешательства в функционирование рынков .
По мнению автора, повышению эффективности бюджетного регулирования может способствовать внедрение риск-ориентированного подхода к его осуществлению. Развитие методологии бюджетного регулирования в данном направлении будет способствовать обеспечению баланса интересов государства, отдельных территорий и организаций, а также более рациональному использованию бюджетных средств. Кроме того, необходима дальнейшая теоретическая проработка вопросов построения комплексной системы бюджетного регулирования, включающей инструменты воздействия на пространственное и отраслевое развитие.
Концепции формирования системы бюджетного регулирования. Несовершенство действующего бюджетного механизма обусловило разработку альтернативных концепций его формирования. Их содержание кратко изложено в приложении 1.
Как следует из данных приложения 1, в исследовании, проведенном С. Е. Прокофьевым и др., переориентация государственного регулирования на достижение целей устойчивого развития предусматривает усиление внимания к социальным и экологическим проблемам, в том числе в рамках реализации государственных программ соответствующей направленности. В работах Т. Ю. Ткачевой концепция бюджетного регулирования, направленного на обеспечение устойчивого развития, раскрывается через категории бюджетно-налоговой безопасности и риска.
Стоит отметить, что исследования С. Е. Прокофьева и его соавторов, а также Е. М. Бухвальда, А. Н. Швецова, О. В. Сидоренко посвящены концептуальным основам государственного регулирования в целом. Являясь составной частью государственного регулирования, бюджетное регулирование формируется на той же теоретико-методологической основе и подчиняется тем же приоритетам, что и государственное регулирование. Кроме того, указанные авторы уделяют бюджетному механизму государственного регулирования большое внимание, подчеркивая тем самым его роль в воздействии на социально-экономические процессы.
Это определило возможность включения в подготовленный нами краткий обзор сведений о концепциях вышеназванных ученых. Несмотря на разнообразие концепций бюджетного регулирования, можно выявить определенную общность научных подходов к формированию его системы. Как было указано выше, на современном этапе преодолено отождествление бюджетного регулирования с межбюджетными отношениями и его понимание исключительно как передачу средств из одного бюджета в другой. Вместе с тем остается справедливым тезис о том, что бюджетное регулирование формируется в рамках системы взаимоотношений уровней публичной власти, предполагающей, с одной стороны, разграничение предметов ведения и полномочий между ними, а с другой стороны – определяющей масштабы, сферы и формы взаимодействия.
В соответствии с научными представлениями, сложившимися в последние десятилетия, оптимальной признается система, предусматривающая минимальное пересечение сфер ответственности публично-правовых образований и их налогово-бюджетных полномочий, что создает предпосылки для повышения качества исполнения органами публичной власти возложенных на них функций. Сравнительный анализ показывает, что государства с подобными децентрализованными системами, как правило, демонстрируют опережающие темпы экономического роста по сравнению со странами, в основе государственного и бюджетного устройства которых преобладают принципы кооперации и поддержки территорий со стороны федерального центра.
На необходимость саморазвития территорий указывают многие российские ученые (например, А. Н. Швецов, И. Н. Сычева, А. И. Татаркин и др.). При этом саморазвитие не противопоставляется регулированию территориального развития со стороны федерального центра, а предусматривает изменение подходов к его осуществлению. Е. М. Бухвальд в исследованиях, посвященных проблемам пространственного развития экономики, отмечает, что регулирование не должно ограничиваться предоставлением ресурсов, оно должно основываться на создании институциональной основы и экономических условий для развития регионов . Е. В. Дьякова подчеркивает необходимость поддержки депрессивных субъектов Федерации, но при этом в качестве исходного пункта в системе мер, направленных на обеспечение территориального развития, рассматривает не увеличение объёма трансфертов, а совершенствование разграничения доходов между бюджетами. Последнее предполагает расширение доходной базы региональных бюджетов за счет закрепления за ними части поступлений от уплаты налога на добавленную стоимость.
По мнению Е. Б. Дьяковой, межбюджетные трансферты (блочные и нецелевые) являются формой поддержки тех субъектов РФ, экономический и налоговый потенциал которых не позволяет создать финансовую основу для развития даже при условии расширения налоговой и бюджетной автономии регионов. В. В. Левина отводит межбюджетным трансфертам и распределению доходов значимую роль в обеспечении согласования экономических интересов публично-правовых образований. При этом она отмечает, что в конечном итоге предоставление трансфертов должно способствовать созданию стимулов у публично-правовых образований к развитию экономического потенциала и укреплению доходной базы бюджета. Иными словами, целевой установкой также является достижение экономической самодостаточности публично-правовых образований .
Отметим, что наряду с трансфертами и нормативами распределения доходов В. В. Левина выделяет в качестве перспективных механизмов согласования интересов публично-правовых образований межмуниципальное сотрудничество и инициативное бюджетирование. Полагаем, что условием достижения баланса интересов публично-правовых образований, а также государства и хозяйствующих субъектов является информационная открытость в сфере общественных финансов и в том числе механизмов бюджетного регулирования. Во-первых, прозрачность обеспечивает более скоординированные действия органов публичной власти как в сфере распределения бюджетных средств, так и в вопросах оказания поддержки отдельным секторам экономики и т. д. Во-вторых, доступность информации о формировании и исполнении бюджета служит необходимой основой для вовлечения в процессы бюджетирования населения и организаций.
Итак, достижение приоритетных целей социальной и экономической политики РФ возможно при переходе на стратегию устойчивого развития, предполагающую пересмотр направлений и методов государственного, в том числе бюджетного регулирования, что отмечалось выше. При этом многие российские исследователи сходятся во мнении, что основой для перехода к стратегии устойчивого развития является децентрализация по доходам.
1.2 Цели и задачи бюджетного регулирования
Анализ степени разработанности научных проблем в сфере бюджетного регулирования позволил с определенной долей условности разделить научные исследования на две группы. Первая группа – исследования, посвященные теоретико-методологическим основам бюджетного регулирования. Вторая группа исследований преимущественно фокусирует внимание на локальных аспектах бюджетного регулирования, содержит характеристику его методов, инструментов, примеры из практики его применения и т.д. «Отраслевой» срез таких исследований весьма широк: от некоммерческой сферы (оказание общественных услуг) до сельскохозяйственного производства и инновационной деятельности .
В данных исследованиях, как правило, не ставится цель обоснования сущности и концепции бюджетного регулирования. В ранее опубликованной нами работе Соломко показан постепенный переход от ограниченного понимания бюджетного регулирования как формы оказания территориям финансовой поддержки к его системному исследованию в качестве категории, имеющей экономическое, правовое, управленческое и иное содержание.
В большинстве научных работ, датированных 1991 – 2005 гг., основным объектом бюджетного регулирования являлись региональные и местные бюджеты, воздействие на состояние которых осуществлялось с помощью нормативов отчисления доходов (распределения доходов) и различных форм межбюджетных трансфертов. В более широком контексте бюджетное регулирование отождествлялось с воздействием на пропорции территориального развития. В последнее десятилетие в качестве объекта бюджетного регулирования нередко стали рассматриваться спрос и предложение на отдельных рынках (например, спрос и/или предложение инновационной продукции, товаров сельскохозяйственного производства и обрабатывающей промышленности и др.).
Осуществляя бюджетное регулирование, государство создает возможности (условия) и стимулы для субъектов экономики, косвенно влияя на решения, принимаемые ими по вопросам вхождения на тот или иной рынок,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 10.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 18 ноября.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // Российская газета. – 2012. - № 172.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // Российская газета. - № 148-149. – 06.08.1998.
5. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс]. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132143-federalnyi_zakon_ot_08.12.2020__385-fz_o_federalnom_byudzhete_na_2021_god _i_na_planovyi_period_2022_i_2023_godov
6. Закон Сахалинской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». [Электронный ресурс]. – URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6500201912230002
7. Бухвальд, Е.М. Политика регионального развития в современной России: приоритеты, институты и инструменты. / Е.М. Бухвальд. – М.: ИЭ РАН, 2018.– 250 с.
8. Бухвальд, Е.М. Экономические проблемы федерализма, региональной политики и местного самоуправления / Е.М. Бухвальд // Вестник Института экономики Российской академии наук.– 2020.– № 1.– С. 51–76.
9. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации – [Электронный ресурс] – URL: https://www.book.ru/book/937028
10. Бюджетная система Российской Федерации – [Электронный ресурс] – URL: https://www.book.ru/book/934067
11. Вовченко, Н.Г. Межбюджетные отношения и финансовая устойчивость региональных бюджетов Российской Федерации: проблемы и направления совершенствования / Н.Г. Вовченко // Финансовые исследования. 2019. № 1 (62).
12. Голованова, Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика / Н.В. Голованова // Финансовый журнал.– 2018.– № 2.– С. 24–35.
13. Государственный бюджет Норвегии: объём, расходы и доходы –– [Электронный ресурс] – URL: https://take-profit.org/statistics/government-budget/norway/
14. Калашников, С.А. Межбюджетные отношения: Российские реалии и мировой опыт / С.А. Калашников // Финансы, денежное обращение и кредит. -2018. - № 1 (158). - С. 3-27.
15. Киреева, Е. В. Оценка результативности внедрения и применения методов программно-целевого финансирования бюджетных расходов в России / Е.В. Киреева // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 3 (92). – С. 904–908.
16. Лавров, А.М. Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках «оптимальной децентрализации». Цикл публикаций и документов (1998–2019 гг.). / А.М. Лавров. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. – 832с.
17. Левина, В.В. Согласование интересов в бюджетной политике субъектов Российской Федерации / В.В. Левина // Федерализм. 2019. № 1 (93). – С. 100–117.
18. Логинова, П. А. Актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне / П. А. Логинова, А. В. Давыдова. // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 191-194.
19. Молчанова, Н.П. Трансформационные процессы в управлении региональной экономикой / Н.П. Молчанова // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.– 2019.– Т. 104.– № 2.– С. 119–129.
20. Мохнаткина, Л.Б. О развитии понятийного аппарата межбюджетных отношений в соответствии с реалиями межбюджетного перераспределения / Л.Б. Мохнаткина // Азимут научных исследований: экономика и управление.– 2019.– Т. 8.–№ 3 (28).– С. 266–269.
21. Омелехина, Н. В. Бюджетная система Российской Федерации в системе институтов финансовой безопасности государства / Н.В. Омелехина // Журнал российского права. – 2017. – № 1. – С.81–95
22. Омшанова, Э. А. Налоговая выгода и доходы бюджетов бюджетной системы РФ / Э.А. Омшанова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновационная экономика – основа устойчивого развития государства». – Уфа : ООО «Омега Сайнс», 2017. – С. 99–101.
23. Раднаева, В. Х. Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации / В.Х. Раднаева // Молодой ученый. 2017. № 21. – С. 233–237.
24. Смагина, М.Н. Проблемы и перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации / М.Н. Самагина // Социально-экономические явления и процессы. -2017. - № 2. - Т. 12. - С. 115-121.
25. Татарникова, В.В. Межбюджетные отношения в условиях асимметрии социально-экономического развития территорий / В.В. Татарникова // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16. - № 10 (457). - С. 1901-1915.
26. Тимушев, Е.Н. Федеральные межбюджетные трансферты и уровень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России / Е.Н. Тимушева // Финансовый журнал.– 2019.– № 6.– С. 27–42.
27. Хасенова, Л. Х. Бюджетная система: сущность и понятие / Л.Х. Хасенова // Молодой ученый. – 2018. – №45. – С. 194-196.
28. Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/ 41d457592e04b76338b7.pdf.
29. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В рамках законопроекта закона о бюджете 2017 – 2019 годы. Государственная Дума Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/6E4CC4CF25C632074325805A0064C0D7/$File/прогноз2017-2019.pdf?OpenElement.
30. Ясстремянная, Г.Е. Неформальные налоги на предоставление общественных благ в российских регионах / Г.Е. Ясстремянная // вопросы экономики. – 2019. – №1. – С. 124-134.